Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Тавры: мифы и реальность, Античный чёрный пиар
 
Добрый день. Сегодня тема из очень далекого прошлого. Речь пойдет о таврах – самом древнем крымском народе, отмеченном в письменных источниках. О таврах написано много. И тем не менее это очень загадочный народ. Неизвестно даже как они сами себя называли, а тем более, насколько осознавали себя единым народом. Таврами этот народ (или народы?) называли греки, причем происхождение этого названия тоже неясно. Долгое время наиболее популярной была точка зрения, в соответствии с которой тавры - это грецизированная форма какого-то туземного близкого по звучанию слова. Иными словами, греки слышали, как называли себя сами тавры. Это слово напоминало им по звучанию греческое tauros (быки) и, таким образом, жители полуострова получили свое греческое имя. Но есть мнение, что греки называли Тавром Крымские горы. Следовательно, тавры - это горцы, жители Тавра (Крымских гор).

На каком языке говорили тавры – неизвестно. Не сохранилось ни одного таврского слова. Откуда тавры взялись в Крыму, чьи они родичи – опять же неизвестно. Высказывалось неподтвержденное мнение, что тавры – потомки или родственники киммерийцев, но это мало что дает, ибо о киммерийцах известно еще меньше чем о таврах. Неоднократные попытки соотнести тавров с индоариями, осевшими в Крыму тоже нельзя назвать успешными. Куда тавры подевались, тоже неясно. Возможно, они были ассимилированы скифами. В письменных источниках для обозначения населения Крыма широко употребляется термин "тавроскифы" или "скифотавры".

Неизвестно, каким богам тавры молились. Греческие источники упоминают только богиню Деву, которой поклонялись и в Херсонесе. Но вряд ли тавры были монотеистами.

В произведения греческих авторов тавры выступают как звероподобные дикари. Будто бы именно тавров под именем лестригонов описал Гомер в «Одиссее», а гавань лестригонов – это якобы Балаклавская бухта. Убедительных доказательств ни тому, ни другому до настоящего времени не найдено. Хотя в Балаклаве на склоне горы, известной среди местного населения под названием "таврос" действительно обнаружено таврское поселение. А вот что писал Геродот: "Они приносят в жертву богине Деве потерпевших кораблекрушение или захваченных в открытом море эллинов. В святилище Девы головы жертв прибивают к столбам, а тела сбрасывают с утеса или, по другим сведениям, предают земле. Головы пленных врагов (вероятно, захваченных в ходе военных действий, а не грабежей), насаженные на длинные шесты и выставленные над домами, становятся стражами жилища. Живут тавры грабежами и войной ". Следует сказать, что "Отец истории" здесь пользовался сведениями из вторых рук, самих тавров он в глаза не видел. Очень преуспели в изображении кровожадных варваров драматурги, в частности Еврипид. Пиратский промысел, злобные вожди, дикие обряды человеческих жертвоприношений, крайняя нетерпимость к иноземцам – так представляли тавров просвещенные эллины, а вслед за ними римские и византийские авторы. Черный пиар пережил тавров на тысячелетия и дошел до наших дней через образы эпохи романтизма.

Археологические исследования дали несколько иную картину. В современной науке господствует тенденция связывать с таврами кизил-кобинскую культуру (получила название от пещеры Кизил-кобы или Красной). Народ это был не особенно многочисленный и не слишком продвинутый в смысле культуры и технических достижений, но довольно мирный, хоть и практиковавший человеческие жертвоприношения, как и многие куда более культурные народы. Жили тавры первобытнообщинным строем, небольшими семейными общинами. Придерживались политики самоизоляции, чужаков не любили. Основные занятия – отгонное скотоводство и мотыжное земледелие, ремесла носили домашний характер. Металл знали, но, вероятно, не умели его как следует обрабатывать, потому широко использовали каменный инструмент. Умели выделывать разнообразную керамику, однако гончарный круг им был не ведом. С морем, вопреки сведениям греков, особенно не дружили, не было у них ни судостроения, ни мореплавания, разве только плоты строили. Брали от моря то, что можно взять с берега. Береговым пиратством не брезговали, как и сами греки.

Абсолютно не подтвердились сведения о крепостях, якобы построенных таврами. Хотя раньше им приписывалось весьма много крепостей: Лимена-кале, Алупка-исар, Ореанда-исар, Харакс, на Аю-даге, на Кастели… Доказательствами были кладка стен из больших камней насухо (без раствора) да обнаруженные в этих местах черепки лепной керамики, приписываемой таврам. Но увы.… Оказалось, что Харакс – римская крепость, а все остальные – средневековые. Сухая кладка стен применялась тут по другим причинам, да и лепная керамика в средние века широко использовалась. Однако в популярной литературе рассказы о таврских крепостях встречаются часто, да и местные гиды туристам то же самое частенько рассказывают. Хотя о каких крепостях может идти речь, если тавры себе даже нормальных жилищ соорудить не могли! Их дома – это примитивные хибары (3 стены из камня без раствора, 4-я – часто скала), нередки полуземлянки. Еще примитивные навесы и вырытые в грунте зерновые и хозяйственные ямы. В некоторых случаях поселение ограждалось валом из камней для защиты не столько от людей, как от диких зверей, которые скотину могли порезать. Следы поселений маловыразительны и потому выявить их трудно. За последние десятилетия открыт и изучен целый ряд новых таврских поселений: Ашлама-Дере, Уч-Баш, Балаклавское, Тау-Кипчак и др.

Что этот народ оставил действительно заслуживающего внимания – это погребальные сооружения, знаменитые каменные ящики. Они открыты во многих местах Южного берега Крыма и Главной гряды Крымских гор. Известны могильники, состоящие из нескольких погребальных сооружений, другие представляют собой десятки каменных ящиков, расположенных, порой, параллельными рядами. Назовем, для примера, некоторые памятники. Могильники из каменных ящиков открыты в нескольких пунктах вблизи Ялты, у Гаспры, на горе Кошка в Симеизе, на горе Малаба близ Алушты, на склонах Чатыр-Дага. Чрезвычайно насыщена таврскими погребальными сооружениями Байдарская долина. В Восточном Крыму каменные ящики обнаружены вблизи Судака, Коктебеля, Щебетовки. Это лишь несколько примеров. Археологам известны десятки таврских могильников, перечисление которых заняло бы слишком много места.

Классический таврский каменный ящик состоит из четырех вкопанных в землю плит, образующих его стенки. Сверху он покрыт пятой плитой. Очень часто каждая стенка каменного ящика состояла из нескольких, подогнанных друг к другу камней. Размеры каменных ящиков варьируют, но не слишком сильно. Вероятно, не будет большой ошибкой описать "средний" каменный ящик, как имеющий несколько более метра в длину, метр в ширину и около метра в высоту. Зачастую они окружены каменными вымостками или оградками из поставленных на ребро камней. Ящик мог быть перекрыт небольшой курганной насыпью или частично заглублен в землю. Практически все таврские могильники разграблены (единственное исключение - могильник Мал Муз в Байдарской долине), но сохранившиеся останки позволяют утверждать, что каждый каменный ящик использовался для многократных погребений. Умерших укладывали в скорченном положении на боку до тех пор, пока каменный ящик не заполнялся. Тогда его очищали от костей, оставляя лишь черепа, и продолжали хоронить. В одном из погребений Мал Муза обнаружено 68 черепов. Вероятно, каждое погребальное сооружение служило родовой или семейной усыпальницей. Вместе с погребенными хоронили различные вещи: оружие (мечи, кинжалы, стрелы) и конскую сбрую, орудия труда, бронзовые украшения (кольца, браслеты, височные повески, гривны, бляшки, серьги), бусы, раковины каури. Золото и прочие драгоценности не использовались, их у тавров не было вообще и они им были не нужны. Все могильники датируются в пределах VI-V вв. до н.э. Кизил-кобинская культура прекратила существование в IV или, самое позднее, III в. до н.э. Но тавры еще не перестали существовать как этнос. Они упоминаются в заслуживающих полного доверия эпиграфических документах первых веков н.э. и у Тацита в связи с событиями войны 49 г. н.э. Когда этот народ окончательно исчез – неясно.

Вот карта расположения памятников тавров в Крыму и схема погребения в ящике.
Изображение
karta1.jpg (90.37 КБ)
 
Красная пещера (Кизил-коба). Здесь когда-то было таврское святилище.
 
Каменный ящик на литографии Ф. Дюбуа де Монпере (середина XIX века).
Изображение
Dubua.jpg (98.95 КБ)
 
Каменный ящик в Белогорском районе.
 
Каменный ящик у села Новобобровка Севастопольского горсовета.
 
Каменный ящик на горе Кошка.
Изображение
Кошка.jpg (94.22 КБ)
 
Оборонительная стена крепости Лимена-кале на горе Кошка. Ее приписывали таврам, тем более что на территории крепости некогда находилось таврское поселение, а рядом – таврский могильник. Однако стена была сооружена в XIII веке.
 
Оборонительная стена крепости Харакс на мысе Ай-Тодор. Ее тоже приписывали таврам. Но стена была сооружена римлянами во II веке. Кладка из огромных камней была применена с целью экономии строительного раствора.
Изображение
Харакс.jpg (73.83 КБ)
 
Оборонительная стена на Аю-Даге. И ее приписывали таврам. В реальности, стена построена в VIII веке. Примитивный характер стены объясняется местной геологией. Аю-Даг – гора вулканического происхождения и здесь нет известняка, пригодного для выжига извести. Да и доставка песка с побережья сюда трудоемка. Ведь общая длина оборонительных сооружений Аю-Дага не менее 2-х километров и здесь потребовались бы тонны извести и песка. Пришлось обходиться имеющимся. Однако эти примитивные стены расположены очень грамотно и являлись серьезным препятствием для супостата.
Изображение
Аю-даг.jpg (87.74 КБ)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)