Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Днепровские пороги
Всем доброго дня. Расскажу сегодня о небезынтересном объекте, который сейчас уже не увидишь – о Днепровских порогах. Известные слова Шевченко "Реве та стогне Дніпр широкий" – как раз о них. Сейчас эта фраза может вызвать недоумение при виде спокойно и плавно текущих вод великой реки. Но раньше Днепр действительно ревел и стонал. Шум порогов можно было услышать за многие сотни метров от берега.

Украинская кристаллическая линия своими гранитными скалами выходит на поверхность земли на протяжении 90 километров от Лоцманской Каменки (чуть ниже Днепропетровска) до Запорожья. Река здесь была узкой и стремительной. В отдельных местах (ниже последнего порога возле поселка Кичкаса) ширина Днепра составляла всего 175 метров. На этом участке выхода кристаллических пород на поверхность земли в русле Днепра насчитывалось 9 больших порогов и множество мелких глыб, создававших серьезные препятствия для судоходства.

Первое упоминание о днепровских порогах принадлежит Геродоту, жившему в V в. до н.э. В своих описаниях он упоминал, что Борисфен (Днепр) имеет участок пути, не пригодный для судоходства. Местность эту в древние времена называли Геррос. Скифы здесь хоронили своих царей. В конце II - начале III веков прошлого тысячелетия возле порогов возникло укрепление (район с. Башмачки), которое историки относят к Черняховской культуре. Об этой культуре я уже писал (вот здесь: http://karopka.ru/forum/messages/forum168/topic11197/message323892/#message323892 ). Вероятно, это укрепление упомянуто Птолемеем (II в. н.э.) как Азагарий. Укрепление несколько раз горело. В IV в. на пепелище в очередной раз сгоревшей крепости была воздвигнута новая, на сей раз из камня. Некоторые ученые отождествляют эту крепость с известным по скандинавским сагам Данпарштадтом. Но в равной степени вероятно, что Данпарштадт находился на месте Киева. А вот упомянутый в сагах "камень чудесный в излучине Данпа" - возможно и есть пороги.

Во времена Киевской Руси пороги оставались одним из труднейших препятствий на известном пути "из варяг в греки". Суда приходилось тащить волоком, лишь небольшие отваживались плыть. И не всегда такие попытки были удачны. К тому же в окрестностях порогов резвились кочевники, угрожавшие нападением. Именно возле порогов был убит печенегами князь Святослав, возвращавшийся в Киев из своего неудачного похода на Византию. В середине X в. византийский император Константин Багрянородный в своем трактате "Об управлении империей" подробно описал Днепровские пороги, переведя соответствующие названия "по-росски". Он детально изложил опыт преодоления этих порогов.

Сменившие печенегов половцы и вовсе перекрыли древний путь. Торговлю пришлось вести по другим путям (в частности, по Днестру), отчего Киев стал беднеть. А потом пожаловали монголо-татары, уничтожившие Киев и много других населенных пунктов. Путь "из варяг в греки" окончательно ушел в историю, между Русью и Византией поддерживались лишь церковные контакты. Но потом пороги облюбовали казаки, основавшие в этих местах Запорожскую Сечь. И в письменных источниках снова стали появляться описания порогов. В 1635 г. по приказу польского короля Владислава IV, возле первого днепровского порога - Кодацкого была построена Кодацкая крепость. Задачей гарнизона (200 человек) было ловить беглых крепостных, идущих на Сечь. В том же самом году запорожцы во главе с Иваном Сулимой крепость взяли, перебили гарнизон, укрепления разрушили. Спустя 4 года поляки восстановили крепость, значительно расширив ее. В 1648 г. казаки вновь появились под стенами крепости, гарнизон на сей раз сдался без боя. Впоследствии Мазепа отремонтировал крепость, для использования с той же целью, что и поляки. Дело в том, что "национальный герой" фактически ввел крепостное право на подчиненной ему территории. В 1711 году крепость срыли по условиям Прутского мира. Позже там возник город, который сейчас называется Днепропетровском. Кстати, Кодацкий порог - единственный из всех, носящий не славянское имя. Константин Багрянородный знал его как Эссупи (т.е. "не спи"). Современное название, предположительно, порог получил от тюркских слов: "кой"- поселение и "даг"- гора.

После победоносных войн с Турцией во времена Екатерины II начались первые попытки улучшить судоходство на Днепре. Первые работы были начаты по распоряжению  князя Потемкина в 1785 г. Руководил работами полковник Фалеев, а в 1795 г. де Волан предоставил свой проект улучшения сплавного судоходства через пороги. Работы велись в 1799-1807 гг, но эффективности не имели. В 1826 г. попытки наладить судоходство на Днепре возобновились. Детально была исследована местность у порогов. Согласно новому плану работ предполагалось пробить судоходный канал в порогах. В 1833-1854 гг. осуществлялись попытки сделать углубления в порогах, прокопать канал по левому берегу, взорвать самые опасные скалы. Однако судоходности так и не удалось добиться. Путешествия по Днепру оставались мечтами, а профессия лоцмана (очень опасная здесь) по-прежнему оставалась востребованной. Наконец, в начале XX в. появились первые проекты шлюзов на Днепре. В течение двух десятилетий они совершенствовались, идея постепенно обретала смысл и содержание. В январе 1914 г. в Государственную Думу России было передано предложение об ассигновании денег для строительства шлюзов по проекту инженера И.А. Розова, на общую сумму в 37 млн. рублей. В то же время появился проект профессора Петроградского политехнического института Б.А. Бахметьева, удачно сочетавший энергетический и шлюзовой аспекты. В итоге проекты предполагалось объединить, однако оба они зависли в коридорах власти. А потом началась Первая мировая война. Потому в 1914 г. Дума выделила лишь 2 млн. на окончательное составление проекта и 3 млн. в 1915 г. для начала работ. Революция 1917 г. совсем не способствовала работам. И все же в 1918 г. проектом шлюзов занималась Украинская Академия наук, при участии Розова. Из Екатеринослава перед захватом города армией Махно материалы были отправлены в Новороссийск, откуда, вероятно, были вывезены за границу, во всяком случае, в основу благополучно завершённого проекта был принят план И.Г. Александрова датируемый 3 апреля 1920 г. Днепрогэс стал самой большой стройкой плана электрификации России - ГОЭЛРО. Комиссию по строительству возглавил самолично Лев Троцкий, именно он стоял во главе начального выполнения проекта. Плотина высотой 37 м, построенная в основном вручную, должна была поднять уровень Днепра на всём протяжении порогов. В 1932 г. пороги скрылись под толщей днепровских вод и перестали быть препятствием для судов.

Теперь пойдут картинки. Вначале схема порогов. И наиболее опасного Ненасытецкого порога.
Теперь виды порогов и просто пейзажи
Еще.
И еще.
Канал Екатерины II – одна из многих попыток сделать Днепр судоходным.
Начало строительства Днепрогэса.
Взорванный в 1941 г. Днепрогэс. Тогда пороги снова показались из-под воды. Снимок сделан с борта немецкого транспортника "Юнкерс-52".
Остатки порогов, которые можно увидеть сейчас.
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат