Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1
RSS
Битва на Синей Воде
Всем доброго времени суток. Расскажу сегодня об одном не слишком известном событии XIV века – сражении на Синих Водах. Дореволюционные русские и советские историки рассматривали его как малозначительный эпизод. Зато в нынешних Украине и Белоруссии оно всячески превозносится, ставится даже выше Куликовской битвы! Дескать, после Куликова поля Москва еще 100 лет платила дань Орде, а Украина и Белоруссия после Синих Вод от власти Орды освободились. При этом замалчиваются два немаловажных нюанса. Во-первых, на Куликовом поле русское войско сражалось с главными силами Орды во главе с ее правителем, хоть и незаконным. А противниками литовцев на Синих Водах явились три провинциальных царька. Во-вторых, в результате Синеводского сражения территории, ставшие затем Украиной и Белоруссией отнюдь не превратились в независимое государство, а всего лишь перешли под власть другого завоевателя. Хотя, конечно, литовцы по сравнению с татарами были завоеватели довольно-таки добрые. Городов они не жгли, людей на арканах не таскали.

Сражение на Синих Водах до сих пор остается весьма загадочным событием. Точно не известно, когда оно состоялось. Письменные источники называли разные даты, у историков единого мнения тоже не было, они называли даты, отстоявшие друг от друга чуть ли не на полстолетия. В настоящее время наиболее вероятны две: 1362 и 1363 годы. Так что сейчас как раз юбилей: 650 лет! То ли он состоялся в минувшем году, то ли будет в нынешнем. Официально в Украине считается, что сражение произошло между 24 сентября и 25 декабря 1362 года.

Нет ясности и в вопросе, где именно состоялось сражение. Упоминаемые в письменных источниках Синие Воды обычно отождествляются с рекой Синюхой – левым притоком Южного Буга. Считается, что сражение произошло возле нынешнего села Торговица Новоархангельского района Кировоградской области. Там проводились археологические раскопки. Нельзя сказать, что они были бесплодными, кое-что нашли. Но все находки относятся не к сражению, а к находившемуся на месте нынешней Торговицы татарскому торжищу (село свое название не зря получило!), отождествляемому с упоминаемым в письменных источниках Ябу-городом. Находок, относящихся к сражению, обнаружить не удалось, как и захоронений воинов, павших в нем. Найден лишь небольшой могильник, а в нем — 21 погребение. И никаких предметов быта, оружия... Другая гипотеза связывает Синие Воды со Сниводой (сейчас это Винницкая область), но убедительных доказательств тоже нет.

Неизвестно и число участников сражения. Какие-то сведения содержатся в книгах немецких авторов XV века. Но эти источники проблемные, в них смешаны Синеводская и Куликовская битвы, событие все они датируют 1380 годом.
Торунский анналист: "В тот же год Рутены и Тартары совершили столкновение совместно вблизи Синей Воды. С обеих сторон убито 4 тысячи. Рутены победили".
Йоган фон Посильге: "В том году была большая битва: сражались русины с татарами у Синей воды, и с обеих сторон было убито около 40 тыс. человек. Однако русины удержали поле. И, когда они шли из боя, они столкнулись с литовцами, которые были позваны татарами туда на помощь и убили русских очень много и взяли у них большую добычу, которую те взяли у татар".
Дитмар Любекский: "В тот же год была большая битва у Синей Воды между русскими и татарами, и с обеих сторон сражавшихся народов было 400 тысяч; русские выиграли битву. И вот они хотели идти домой с большой добычей и тогда прибыли литовцы, которые шли на помощь татарам и отняли у русских их добычу и убили многих там на поле".
Понятно, что 400 тысяч участников – абсолютно несусветная цифра. Маловероятны и 40 тысяч убитых. А вот 4 тысячи убитых выглядит более реально.
И наконец, не все ясно и с предводителями враждебных армий. В анонимной книге «О Подолье», написанной в начале 1430-х годов сказано следующее: «Коли господаремь был на литовьскои земли князь великий Олгирд и, шедь в поле с литовьским воискомь, побиль татар на Синеи воде, трех братовь: князя Хачебея а Кутлубуга и Дмитрия. А тыи трии браты Татарьское земли, отчичи и дедичи Подольскои земли, а отт них заведали атамани и боискаки, приеждючи от тыхь атамоновь, имовали с Подольскои земли дан».
Хроника Литовская и Жмойтская (XVII век): «Року 1332. Олгерд, постановивши примире на двѣ лѣтѣ з крижаками [крестоносцами] прусскими и листанскими [лифляндскими, или возможно, ливонскими], выправился против татаров в Поля Дикие; тягнули теж з ним и чотыри его сыновци Кориятовичи: Александр, Константин, Юрий, Феодор — Корията, князя новгородского сынове. A гды пришли до Синей Воды, минувши Канев и Черкасы, указалася им в полю великая орда з трома цариками на три обозы роздѣленныи, то есть Котлубая, Катибея бекера и Дмитра солтана».
Рогозкая летопись, составленная в окончательной редакции осенью 1396 года, сообщает: «Въ лѢто 6871 [1362/3 г.] … Тое же осени Олгерд Синю воду и БѢлобережіе повоевалъ».
И, наконец, Густынская летопись (предположительно составлена в 1623—1627 гг.) сообщает: «В лѢто 6870 [1361/2 г.] … В сіє лѢто Ольгерд побѢди трех царков Татарских из ордами их, си єсть, Котлубаха, Качзея, Дмитра; и оттоли от Подоля изгна власть Татарскую. Сей Олгерд и иныя Рускія державы во власть свою пріят, и Кіев под Федором князем взят, и посади в нем Володымера сына своего, и нача над сими владѢти, им же отци его дань даяху».

Ну, с великим литовским князем Ольгердом все ясно – это личность известная. А вот с его противниками полной ясности нет. Кутлубуг (он же Котлубай и Котлубах) весьма уверенно отождествляется с Кутлубеком – правителем Солхата. Сейчас это город Старый Крым, тогда центр золотоордынского улуса. Хачебей (он же Катибей и Качзей) менее уверенно отождествляется с Хаджибеем – правителем Кырк-Ора. Сейчас это Чуфут-Кале, известный «пещерный город» на окраине Бахчисарая, в те годы – центр бейлика, т.е. автономного мусульманского княжества в составе Золотой Орды. Хотя есть предположение, что это перекопский бей. Наиболее загадочна личность последнего предводителя – Дмитрия. Он назван братом двух татарских правителей (скорее всего, имеется в виду не родство, а равный социальный статус), князем, «цариком», даже «солтаном»… Здесь имеется 2 предположения. Согласно первому, это татарский бей, отождествляемый с глухо упомянутым в письменных источниках неким Демиром, кочевавшим в Добруджанских степях (северное Причерноморье, сейчас территория Румынии). Но сразу возникает законный вопрос: почему несомненно мусульманский бей вдруг обозван христианским именем? Это, пожалуй, не имеет аналогий. Ну, вот скажем, посещавший Москву в 1522, 1524 и 1530 годах Скиндер, посол Сулеймана Великолепного, ни в одной из русских летописей не назван Александром. Да и вообще нигде. Хотя мусульманское имя Скиндер (Искандер) и есть арабизированная форма имени Александр. И султана Сулеймана никто не величал Соломоном… Другое слабое место связано с походом турецкого великого визиря Али-паши против болгар (1388 г.). Турецкий автор XV века Мехмед Нешри сообщает, что Али-паша посылал послов за помощью к двум первым «братьям», которых Нешри называет Янджебеем и Кутлубегом (есть сведения, что этот Кутлубег не участник синеводского сражения, а его внук). А почему не были отправлены послы к третьему «брату»? Или, если он умер, к его наследнику? Может потому, что он не был мусульманином? И тут мы подходим ко второму предположению: Дмитрий – это правитель православного княжества Феодоро в горном Крыму (о нем я уже рассказывал в посте «Гибель империи», вот здесь: http://karopka.ru/forum/forum168/topic8309/?PAGEN_1=2 ). Здесь тоже имеются слабые места. Главное – крайняя скудость сведений о жизни княжества в XIV веке. Но совсем не исключено, что как раз в 1361-62 гг. княжеством правил именно Димитрий! В свое время археологи нашли на Мангупе (сейчас самый большой «пещерный город» Крыма, некогда столица княжества) плиту со следующей строительной надписью: «Господи Иисусе Христе боже наш [благослови] основавших [эту] стену. Построена эта башня верхнего города почтенной Пойки помощью божией и святого Димитрия и попечением всечестнейшего нашего Хуйтани экатонтарха [достойного] всякой чести и [совершено] восстановление Феодоро, вместе с Пойкой построены в 6870 [1361/2] году». Некоторые исследователи посчитали, что упомянутый здесь экактонтарх с татарской фамилией и есть третий «брат», но сомнительно, что это он. В Византии титул экатонтарха носили командиры гарнизонов крупных крепостей. Т.е. в данном случае это военный комендант столицы княжества, который вряд ли отправится в поход и которого вряд ли назовут князем или султаном. Но очень может быть, что святой Димитрий – это небесный покровитель правившего тогда князя.
Сведений о ходе самого сражения тоже немного. Об этом сообщает только Матей Стрыйковский, польский автор XVI века: «Ольгерд, заключив на два года соглашение о мире с прусскими и ливонскими крестоносцами, отправился в поход в Дикие поля против татар. С ним отправились также четыре его племянника, сыновья новогрудского князя Кориата, княжичи Александр, Константин, Юрий и Фёдор. И когда они, миновав Канев и Черкассы, дошли до урочища Синие Воды, то увидели в поле большую татарскую орду с тремя царьками, разделённую на три отряда. Один отряд вёл султан Кутлубах, второй возглавлял Качибей-Керей, а третьим командовал султан Димейтер. Ольгерд, увидев, что татары готовы к бою, выстроил своих в шесть изогнутых отрядов, по-разному их по бокам и во главе рассадив, так чтобы татары, как задумали, не могли их окружить в обычных схватках и причинить вред стрелами. Татары с неистовым рвением начали бой, засыпав литву густым железным градом из луков, случились несколько стычек, но нанесли мало потерь из-за правильного её построения и быстрого маневрирования. А литва с русинами вдруг с саблями и копьями нагрянули на них и в рукопашном бою прорвали лобные части и смешали им танцы полукругом, а другие, особенно новогрудцы с Кориатовичами с самострелов со стрелами нагрянули по бокам и длинными копьями сбрасывали их с сёдел, словно ветер снопы в бурю. Не сумев дольше выдержать лобового натиска литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля. На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (от имени которого названо Качибейским солёное озеро в Диких полях по дороге как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов. Также везде по полям и в реках лежало полно татарских трупов».
Исходя из описания Стрыйковского, битву на Синих Водах можно разбить на два этапа. Первый этап — это противостояние разделённой на три отдела орды и расположенных полукругом и разделённых на шесть отрядов войск Ольгерда. Попытка татар уничтожить отряды в центре оказалась неудачной. Войско расступалось и пропускало конницу, обстреливая её с боков. На втором этапе битвы войска Ольгерда перешли в наступление. Они стремились окружить ордынцев и уничтожить. Татары не выдержали натиска и отступили. Битва завершилась преследованием войсками Ольгерда остатков орды. Очевидно, немалую роль в победе сыграло техническое превосходство литовского войска, точнее – наличие в нем воинов с самострелами, т.е. арбалетами. Это оружие дальнобойнее лука, меткость стрельбы тоже выше. Однако сведения Стрыйковского о гибели татарских предводителей не правдивы, по меньшей мере, один из них был жив еще в 1388 году. Неясно, почему татары тупо атаковали в лоб, не пытаясь обойти врага с фланга. Или фланги литовцев были прикрыты какими-то естественными препятствиями? Почему татары не применили свою излюбленную тактику притворного бегства? Или применили, но литовцы не купились? Одни вопросы…

В результате победы на Синих Водах Ольгерд значительно округлил размеры своего государства. Тогда же он захватил и Киев, прогнав прежнего князя Федора и посадив вместо него своего сына. Так Гедиминовичи сменили Рюриковичей в Киеве. А Литва превратилась в огромное многонациональное государство, крупнейшее в Европе того времени. Орда ничему этому не смогла помешать по причине происходившей тогда в ней кровавой борьбы за власть (вошла в историю как «великая замятня»).

Ну, и немного иллюстраций. Портрет Ольгерда (Альгирдиса), современная картина изображающая сражение и марка, выпущенная к юбилею.
Рисунок
3.jpg (126.81 КБ)
Рисунок
olgerd.jpg (99.89 КБ)
Рисунок
UA00805.jpg (49.66 КБ)
О-хо-хо-хо-хох, SAURON, сколько было таких вот не очень известных и почти забытых битв...
Обезьян сибирский
Респкт и уважуха SAURON, за еще один исторический экскурс, весьма познавательно..
Страницы: 1


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат