Всех приветствую. Вот решил выложить материал об одном интересном объекте, который я посетил 23 августа сего года в рамках организованной экскурсии в Севастополь. Это береговая батарея №35. Но сначала история объекта. Данные взяты в основном из книги А. Чикина «Крым подводный».
Необходимость создания мощной береговой батареи в главной базе Черноморского флота возникла сразу после окончания русско-японской войны (1904-1905 гг.). Значение подобных артиллерийских систем в обороне морских крепостей было подтверждено ходом обороны Порт-Артура. Однако непосредственные работы по сооружению объекта начались только в 1910 г. Было решено установить стационарную башенную батарею на Херсонесском (Маячном) полуострове рядом с берегом. После начала Первой Мировой строительство батареи, тогда носившей номер 8, замедлилось, а после 1917 г. по понятным причинам прекратилось и возобновилось только в 1925-м. Стоимость работ оценивалась в 350 тыс. золотых рублей. Монтажные операции были поручены специалистам Ленинградского металлического завода. Строительством батареи руководили военный инженер Г. Н. Колокольцев и начальник южного оборонительного участка крепости В. Атоль. Технический проект объекта подготовил бывший офицер царской армии, известный фортификатор и артиллерист, начальник оборонительного отдела Б. К. Соколов. Он же выполнил фортификационный расчет конструкций и мощности их сопротивления. Проектированием средств связи занимался Н. С. Коссович, оборудование химической защиты разрабатывалось под руководством главного специалиста ВО ХИМУ РККА Павлова и сотрудников Ленинградского металлического завода. Систему загрузки и выгрузки боеприпасов, их подачу к орудиям сконструировали А. И. Васильев, начальник артиллерии Г.Н. Четверухин и командир батареи № 35 А. А. Рулль. Техническое и инженерное обеспечение осуществляли специалисты Ленинградского металлического завода. Схема проектирования казематов была предложена еще в 1912 г. полковником И. А. Савримовичем и сохранена в последующей достройке подземных помещений батареи. Технический проект выполнил военный инженер В. В. Выставкин. Для выполнения работ привлекались специалисты различных профессий. Рабочие чертежи выполнялись только в одном экземпляре и носили гриф «Секретно». К работе с ними был допущен ограниченный круг лиц. Много времени уходило на допуск к участию в строительстве батареи рабочих. Среди них было много сезонных артелей, прибывавших из Курской, Орловской, Ярославской, Костромской областей, Чувашии, городов Батуми, Очакова. Понятно, участвовали в сооружении батареи и севастопольцы.
Бронебашенная четырехствольная 305-миллиметровая стационарная артиллерийская система, предназначалась для ведения боя с сильным морским противником на подступах к главной базе Черноморского флота — Севастополю. На ее вооружении находились крупнокалиберные орудия системы «Виккерс», способные вести огонь снарядами весом 471 кг на дальность около 40 км. Общая площадь железобетонных покрытий составила 5 тыс.кв.м. при толщине свода более 4 м. Вокруг батареи располагались доты и дзоты, траншеи и ходы сообщения. Под землей, по сути, находился небольшой военный городок, где были кладовые и кают-компания, жилые и бытовые помещения, лазарет и котельная, машинное отделение и орудийный погреб. В машинном зале работали механизмы, на которых сохранились таблички первого хозяина — бывшего флагмана флота линкора «Императрица Мария». Подземные помещения батареи защищались от попадания ядовитых газов специальными химическими фильтрами и имели систему принудительной вентиляции. Командный пункт управления огнем находился в 500 м от башни в хорошо защищенном и замаскированном помещении. В подземные казематы батареи вели три бронированные двери из металла и бетона толщиной около 3 м. Учитывая близость моря и высокую влажность, деревянные конструкции заменили металлическими или пробковыми. Башни размещались в отдельных бетонированных блоках и имели по два зарядных и снарядных погреба. Боеприпасы располагались на специальных стеллажах. Их загрузка в арсенал батареи осуществлялась с помощью хорошо замаскированной монорельсовой железной дороги, проведенной к берегу бухты и кранов. Автономность батареи составляла 30 суток. B мирное время личный состав жил в военном городке, в 3-х км. от батареи.
Первый блок не имел отдельного входа. Он соединялся со вторым блоком с помощью подземной галереи, к которой примыкали два узла связи. Запасным выходом из первой башни батареи служила воздухозаборная галерея. Она вела к фильтрующей установке, имевшей выход к обрыву берега моря. Во втором блоке башни находились кубрики, электростанция с дизель-генератором, преобразователи, котельная с тремя котлами Шухова, компрессорная станция, медицинский блок с лазаретом и операционной, емкости для масла и пресной воды, механическая мастерская, оборудованная станками, кают-компания и каюты командного состава. Каждый блок оборудовался санузлами, кубриками, узлами фильтрации воздуха. Батарея вступила в строй в 1929 г, а в следующем году получила номер 35. Первым ее командиром был Г.В.Штейнберг. С 1940 года батареей командовал Г.Я. Лещенко.
Первая боевая стрельба батареи в обороне Севастополя 1941-1942 гг. была проведена 7 ноября 1941 по частям германской 132-й пехотной дивизии в районе Мекензиевых гор. В результате было уничтожено одно дальнобойное орудие и три минометных батареи. Мощная артиллерийская система, предназначенная для ведения боевых действий против сильного морского агрессора, в итоге весь боезапас потратила для отражения его нападения с суши. Ввиду интенсивности боевых действий (за два месяца было произведено более 300 выстрелов на орудие при норме в 200) уже 1декабря 1941 г. начались работы по замене орудийных стволов 1-й башни, которые велись силами специалистов Артиллерийского ремонтного завода №1127, поэтому в течение декабря стрельбы велись только 2-й башней.
17 декабря 1941 г. во время интенсивной стрельбы по начавшему штурм Севастополя противнику во 2-й башне вследствие преждевременного выстрела (воспламенение порохового заряда при не полностью закрытом затворе) произошел сильный взрыв, полностью выведший ее из строя. Выход из строя артиллерии батареи и критическая ситуация на сухопутном фронте вынудили передать большую часть личного состава в подразделения морской пехоты (большинство из них их погибли в боях на Мекензиевых горах, а оставшиеся в живых в январе 1942 г. были возвращены на батарею). Работы по восстановлению 2-й башни (в них участвовали рабочие Севастопольского Морского завода им. С.Орджоникидзе) и замене орудийных стволов продолжались около 2,5 месяцев.
Большая нагрузка на 35-ю батарею легла во время третьего, последнего штурма Севастополя. Расчету пришлось осуществлять не только поддержку сухопутных войск, но и вести контрартиллерийскую дуэль с немецкими артиллеристами. Немцы подтянули к городу более 2 тыс. орудий различных артиллерийских систем. По словам командующего штурмовавшей Севастополь 11-й германской армии генерал-полковника Эриха фон Манштейна, никогда в течение Второй мировой войны вермахт не достигал такой плотности артиллерии на 1 кв. км. По его свидетельству, «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм [мортиры типа «Карл»] и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм». Кроме этого, десятки бомбардировщиков ежедневно бомбили батарею.
Тяжелые неравные бои к концу июня 1942 г. приобрели трагический оборот. Ежедневно немецкая авиация выполняла 400-800 вылетов. Около 4 тыс. бомб в сутки падали на многострадальную севастопольскую землю. 29 июня командование СОР переместилось на запасной командный пункт 35-й батареи. К этому времени в ее казематах находились многие командиры частей, оборонявших город. Они готовились к эвакуации на Кавказ. «Потери личного состава на 30 июня не поддались учету, — писал руководитель Береговой обороны генерал-майор Моргунов. — Была нарушена вся организация управления, связь, и командиры соединений не всегда имели данные о действиях своих частей. Отдельные дивизии и бригады потеряли убитыми и ранеными до 50-60% личного состава от имевшегося на утро 30 июня, т. е. практически перестали существовать...».
Около часа ночи с 30 июня на 1 июля в помещениях 35-й батареи началось последнее заседание Военного совета флота и Приморской армии. Положение было критическим. Почти повсеместно кончились боеприпасы, потери были огромны. В составе береговой обороны осталось всего 2-3 батареи с минимумом снарядов и до полка морской пехоты. Эвакуация войск и раненых представлялась крайне трудной, практически невыполнимой задачей. В воздухе господствовала немецкая авиация, все подходы к базе с моря контролировали корабли и катера неприятеля. Войска измотаны непрерывными, круглосуточными и неравными боями. Около полуночи 1 июля через запасной выход некоторые члены Военного совета Приморской армии и Береговой обороны крепости стали выходить на пристань 35-й батареи. К берегу Херсонесского полуострова подходили подводные лодки, тральщики, сторожевые корабли, пытаясь принять на борт защитников Севастополя. Этой ночью Севастополь покинул командующий ЧФ Ф.С. Октябрьский и ряд старших командиров. Во главе частей, продолжавших сопротивление, был оставлен генерал Новиков. 1 июля на 35-й батарее почти кончились боеприпасы. Ее командир оставил последние шесть комплектов полузарядов на картечь. Он занял позицию во 2-й башне и приказал открыть огонь по боевым порядкам противника.
В ночь с 1 на 2 июля были взорваны первая, а затем и вторая башни 35-й батареи. Под руководством командира батареи Лещенко подрыв осуществляла группа подрывников во главе со старшим сержантом А. Побыванцевым. Около 3 часов ночи группа краснофлотцев и командир 35-й батареи ушли в Новороссийск на одном из катеров. С уничтожением батареи окончились организованные действия береговой обороны под Севастополем. Однако бои на Херсонесском полуострове продолжались до 5 июля, а по некоторым данным — до 15 июля. Остатки севастопольского гарнизона без артиллерии и танков, боеприпасов, воды и воздушного прикрытия дрались жестоко, беспощадно, обреченно. Продолжались ожесточенные бои на Херсонесском аэродроме. В течение первых дней июля последние защитники 35-й батареи небольшими группами пытались прорваться из окружения вдоль берега в горы, к партизанам. Почти все они погибли. Берег полуострова был буквально усеян трупами, трупы плавали в воде и лежали на дне моря.
Почти через два года история повторилась. Только в мае 1944 г. советские войска освободили Севастополь всего за семь дней. А 35-я батарея снова стала последним командным пунктом, но теперь уже 17-й немецкой армии. В ее казематах прекратилась организованная оборона германского гарнизона, безуспешно пытавшегося выполнить приказ Гитлера — не сдавать Севастополь любой ценой. И снова берег был усыпан трупами, только уже немцев и румын. 12 мая Херсонесский полуостров был полностью освобожден от немецких войск.
В послевоенный период 35-я батарея не восстанавливалась, однако часть ее сооружений (правое крыло блока 2-й башни и правый командный пост) использовались сооруженной в 1945 г. 130-мм береговой батареей №723, просуществовавшей до 1960 г. После чего казематы батареи стояли заброшенными. Их, впрочем, регулярно посещали дети, различные любопытствующие и темные личности, разыскивавшие оружие и боеприпасы. Не всегда это занятие оказывалось безопасным. Иногда люди взрывались на минах или гибли, пытаясь разобрать боеприпасы, которых было в избытке на территории батареи. Привлекали искателей острых ощущений и затопленные подземелья 35-й батареи. С 2008 г. на батарее существует музей.
Теперь пойдут картинки. Взяты с различных ресурсов.
Командир 35-й батареи капитан (впоследствии майор) Алексей Яковлевич Лещенко (1906-1970). Он племянник певца Петра Лещенко.
Необходимость создания мощной береговой батареи в главной базе Черноморского флота возникла сразу после окончания русско-японской войны (1904-1905 гг.). Значение подобных артиллерийских систем в обороне морских крепостей было подтверждено ходом обороны Порт-Артура. Однако непосредственные работы по сооружению объекта начались только в 1910 г. Было решено установить стационарную башенную батарею на Херсонесском (Маячном) полуострове рядом с берегом. После начала Первой Мировой строительство батареи, тогда носившей номер 8, замедлилось, а после 1917 г. по понятным причинам прекратилось и возобновилось только в 1925-м. Стоимость работ оценивалась в 350 тыс. золотых рублей. Монтажные операции были поручены специалистам Ленинградского металлического завода. Строительством батареи руководили военный инженер Г. Н. Колокольцев и начальник южного оборонительного участка крепости В. Атоль. Технический проект объекта подготовил бывший офицер царской армии, известный фортификатор и артиллерист, начальник оборонительного отдела Б. К. Соколов. Он же выполнил фортификационный расчет конструкций и мощности их сопротивления. Проектированием средств связи занимался Н. С. Коссович, оборудование химической защиты разрабатывалось под руководством главного специалиста ВО ХИМУ РККА Павлова и сотрудников Ленинградского металлического завода. Систему загрузки и выгрузки боеприпасов, их подачу к орудиям сконструировали А. И. Васильев, начальник артиллерии Г.Н. Четверухин и командир батареи № 35 А. А. Рулль. Техническое и инженерное обеспечение осуществляли специалисты Ленинградского металлического завода. Схема проектирования казематов была предложена еще в 1912 г. полковником И. А. Савримовичем и сохранена в последующей достройке подземных помещений батареи. Технический проект выполнил военный инженер В. В. Выставкин. Для выполнения работ привлекались специалисты различных профессий. Рабочие чертежи выполнялись только в одном экземпляре и носили гриф «Секретно». К работе с ними был допущен ограниченный круг лиц. Много времени уходило на допуск к участию в строительстве батареи рабочих. Среди них было много сезонных артелей, прибывавших из Курской, Орловской, Ярославской, Костромской областей, Чувашии, городов Батуми, Очакова. Понятно, участвовали в сооружении батареи и севастопольцы.
Бронебашенная четырехствольная 305-миллиметровая стационарная артиллерийская система, предназначалась для ведения боя с сильным морским противником на подступах к главной базе Черноморского флота — Севастополю. На ее вооружении находились крупнокалиберные орудия системы «Виккерс», способные вести огонь снарядами весом 471 кг на дальность около 40 км. Общая площадь железобетонных покрытий составила 5 тыс.кв.м. при толщине свода более 4 м. Вокруг батареи располагались доты и дзоты, траншеи и ходы сообщения. Под землей, по сути, находился небольшой военный городок, где были кладовые и кают-компания, жилые и бытовые помещения, лазарет и котельная, машинное отделение и орудийный погреб. В машинном зале работали механизмы, на которых сохранились таблички первого хозяина — бывшего флагмана флота линкора «Императрица Мария». Подземные помещения батареи защищались от попадания ядовитых газов специальными химическими фильтрами и имели систему принудительной вентиляции. Командный пункт управления огнем находился в 500 м от башни в хорошо защищенном и замаскированном помещении. В подземные казематы батареи вели три бронированные двери из металла и бетона толщиной около 3 м. Учитывая близость моря и высокую влажность, деревянные конструкции заменили металлическими или пробковыми. Башни размещались в отдельных бетонированных блоках и имели по два зарядных и снарядных погреба. Боеприпасы располагались на специальных стеллажах. Их загрузка в арсенал батареи осуществлялась с помощью хорошо замаскированной монорельсовой железной дороги, проведенной к берегу бухты и кранов. Автономность батареи составляла 30 суток. B мирное время личный состав жил в военном городке, в 3-х км. от батареи.
Первый блок не имел отдельного входа. Он соединялся со вторым блоком с помощью подземной галереи, к которой примыкали два узла связи. Запасным выходом из первой башни батареи служила воздухозаборная галерея. Она вела к фильтрующей установке, имевшей выход к обрыву берега моря. Во втором блоке башни находились кубрики, электростанция с дизель-генератором, преобразователи, котельная с тремя котлами Шухова, компрессорная станция, медицинский блок с лазаретом и операционной, емкости для масла и пресной воды, механическая мастерская, оборудованная станками, кают-компания и каюты командного состава. Каждый блок оборудовался санузлами, кубриками, узлами фильтрации воздуха. Батарея вступила в строй в 1929 г, а в следующем году получила номер 35. Первым ее командиром был Г.В.Штейнберг. С 1940 года батареей командовал Г.Я. Лещенко.
Первая боевая стрельба батареи в обороне Севастополя 1941-1942 гг. была проведена 7 ноября 1941 по частям германской 132-й пехотной дивизии в районе Мекензиевых гор. В результате было уничтожено одно дальнобойное орудие и три минометных батареи. Мощная артиллерийская система, предназначенная для ведения боевых действий против сильного морского агрессора, в итоге весь боезапас потратила для отражения его нападения с суши. Ввиду интенсивности боевых действий (за два месяца было произведено более 300 выстрелов на орудие при норме в 200) уже 1декабря 1941 г. начались работы по замене орудийных стволов 1-й башни, которые велись силами специалистов Артиллерийского ремонтного завода №1127, поэтому в течение декабря стрельбы велись только 2-й башней.
17 декабря 1941 г. во время интенсивной стрельбы по начавшему штурм Севастополя противнику во 2-й башне вследствие преждевременного выстрела (воспламенение порохового заряда при не полностью закрытом затворе) произошел сильный взрыв, полностью выведший ее из строя. Выход из строя артиллерии батареи и критическая ситуация на сухопутном фронте вынудили передать большую часть личного состава в подразделения морской пехоты (большинство из них их погибли в боях на Мекензиевых горах, а оставшиеся в живых в январе 1942 г. были возвращены на батарею). Работы по восстановлению 2-й башни (в них участвовали рабочие Севастопольского Морского завода им. С.Орджоникидзе) и замене орудийных стволов продолжались около 2,5 месяцев.
Большая нагрузка на 35-ю батарею легла во время третьего, последнего штурма Севастополя. Расчету пришлось осуществлять не только поддержку сухопутных войск, но и вести контрартиллерийскую дуэль с немецкими артиллеристами. Немцы подтянули к городу более 2 тыс. орудий различных артиллерийских систем. По словам командующего штурмовавшей Севастополь 11-й германской армии генерал-полковника Эриха фон Манштейна, никогда в течение Второй мировой войны вермахт не достигал такой плотности артиллерии на 1 кв. км. По его свидетельству, «среди батарей большой мощности имелись пушечные батареи с системами калибра до 190 мм, а также несколько батарей гаубиц и мортир калибра 305, 350 и 420 мм. Кроме того, было два специальных орудия калибра 600 мм [мортиры типа «Карл»] и знаменитая пушка «Дора» калибра 800 мм». Кроме этого, десятки бомбардировщиков ежедневно бомбили батарею.
Тяжелые неравные бои к концу июня 1942 г. приобрели трагический оборот. Ежедневно немецкая авиация выполняла 400-800 вылетов. Около 4 тыс. бомб в сутки падали на многострадальную севастопольскую землю. 29 июня командование СОР переместилось на запасной командный пункт 35-й батареи. К этому времени в ее казематах находились многие командиры частей, оборонявших город. Они готовились к эвакуации на Кавказ. «Потери личного состава на 30 июня не поддались учету, — писал руководитель Береговой обороны генерал-майор Моргунов. — Была нарушена вся организация управления, связь, и командиры соединений не всегда имели данные о действиях своих частей. Отдельные дивизии и бригады потеряли убитыми и ранеными до 50-60% личного состава от имевшегося на утро 30 июня, т. е. практически перестали существовать...».
Около часа ночи с 30 июня на 1 июля в помещениях 35-й батареи началось последнее заседание Военного совета флота и Приморской армии. Положение было критическим. Почти повсеместно кончились боеприпасы, потери были огромны. В составе береговой обороны осталось всего 2-3 батареи с минимумом снарядов и до полка морской пехоты. Эвакуация войск и раненых представлялась крайне трудной, практически невыполнимой задачей. В воздухе господствовала немецкая авиация, все подходы к базе с моря контролировали корабли и катера неприятеля. Войска измотаны непрерывными, круглосуточными и неравными боями. Около полуночи 1 июля через запасной выход некоторые члены Военного совета Приморской армии и Береговой обороны крепости стали выходить на пристань 35-й батареи. К берегу Херсонесского полуострова подходили подводные лодки, тральщики, сторожевые корабли, пытаясь принять на борт защитников Севастополя. Этой ночью Севастополь покинул командующий ЧФ Ф.С. Октябрьский и ряд старших командиров. Во главе частей, продолжавших сопротивление, был оставлен генерал Новиков. 1 июля на 35-й батарее почти кончились боеприпасы. Ее командир оставил последние шесть комплектов полузарядов на картечь. Он занял позицию во 2-й башне и приказал открыть огонь по боевым порядкам противника.
В ночь с 1 на 2 июля были взорваны первая, а затем и вторая башни 35-й батареи. Под руководством командира батареи Лещенко подрыв осуществляла группа подрывников во главе со старшим сержантом А. Побыванцевым. Около 3 часов ночи группа краснофлотцев и командир 35-й батареи ушли в Новороссийск на одном из катеров. С уничтожением батареи окончились организованные действия береговой обороны под Севастополем. Однако бои на Херсонесском полуострове продолжались до 5 июля, а по некоторым данным — до 15 июля. Остатки севастопольского гарнизона без артиллерии и танков, боеприпасов, воды и воздушного прикрытия дрались жестоко, беспощадно, обреченно. Продолжались ожесточенные бои на Херсонесском аэродроме. В течение первых дней июля последние защитники 35-й батареи небольшими группами пытались прорваться из окружения вдоль берега в горы, к партизанам. Почти все они погибли. Берег полуострова был буквально усеян трупами, трупы плавали в воде и лежали на дне моря.
Почти через два года история повторилась. Только в мае 1944 г. советские войска освободили Севастополь всего за семь дней. А 35-я батарея снова стала последним командным пунктом, но теперь уже 17-й немецкой армии. В ее казематах прекратилась организованная оборона германского гарнизона, безуспешно пытавшегося выполнить приказ Гитлера — не сдавать Севастополь любой ценой. И снова берег был усыпан трупами, только уже немцев и румын. 12 мая Херсонесский полуостров был полностью освобожден от немецких войск.
В послевоенный период 35-я батарея не восстанавливалась, однако часть ее сооружений (правое крыло блока 2-й башни и правый командный пост) использовались сооруженной в 1945 г. 130-мм береговой батареей №723, просуществовавшей до 1960 г. После чего казематы батареи стояли заброшенными. Их, впрочем, регулярно посещали дети, различные любопытствующие и темные личности, разыскивавшие оружие и боеприпасы. Не всегда это занятие оказывалось безопасным. Иногда люди взрывались на минах или гибли, пытаясь разобрать боеприпасы, которых было в избытке на территории батареи. Привлекали искателей острых ощущений и затопленные подземелья 35-й батареи. С 2008 г. на батарее существует музей.
Теперь пойдут картинки. Взяты с различных ресурсов.
Командир 35-й батареи капитан (впоследствии майор) Алексей Яковлевич Лещенко (1906-1970). Он племянник певца Петра Лещенко.