Всем доброго дня. Решил рассказать об одном небезынтересном крымском объекте. Путешествий я туда совершил несколько, был там в 2006-м и 2007-м. Речь идет об Аю-Даге, Медведь-горе. Само название «Аю-Даг» – турецкое, однако оно являет собой искаженное греческое «Айя-Даг», т.е. «Святая гора». Генуэзцы называли гору «Камелло», в переводе – верблюд.
С геологической точки зрения Аю-Даг являет собой несостоявшийся вулкан. Магма попыталась выйти на поверхность, да так и не смогла. На глубине нескольких километров в среднеюрскую эпоху (160-165 млн. лет назад) образовался массив габбродиабазов. Затем со временем покрывавшие его глины и песчаники разрушились. Длина горы составляет 3,5 километра, высота 570 метров. Гора выдвинута в море почти на 2 километра. Ни с запада, ни с востока нет бухт как таковых (на Южном берегу их вообще нет), однако возлежащий медведь несколько прикрывает здешние берега от особо неблагоприятных ветров. Потому с запада от медведя находится древний населенный пункт Гурзуф, с востока – столь же древний Партенит. Первое упоминание Гурзуфа в письменных источниках относится к VI веку, Партенита – к VIII-му. Гора тоже была населена в средние века. Здесь имелось около десятка деревень, пара-тройка небольших монастырей и не менее семи церквей. Понятно, народ селился здесь не от хорошей жизни. Северная часть полуострова являлась частью Великой Степи, шлявшиеся там кочевники постоянно угрожали набегами. Гора же являлась почти готовой крепостью. С юга, запада и востока склоны обрывисты и почти неприступны. Более-менее доступны северный и северо-восточный склоны. С севера на гору ведет узкая, извилистая и весьма утомительная тропа. По ней сейчас водят пионеров. Однако для войска этот путь совершенно непригоден. Потому здесь никаких оборонительных сооружений не имелось, разве что невысокий парапет, из-за которого на врагов можно было скатить камни или пустить стрелы. С северо-востока имеется дорога, некогда проезжая. Вот здесь супостата ждали, здесь соорудили (в VIII веке) целых три оборонительные стены. В результате гора превратилась в огромную крепость. К оборонительным сооружениям Аю-Дага мы еще вернемся, а сейчас добавлю, что под обрывами юго-западного склона горы, на медвежьей лапе, имелось еще одно село, не входившее в систему «коллективной обороны». Для защиты имелась собственная оборонительная стена. И возвели ее не зря – здесь нашли вонзившиеся в кладку наконечники стрел. Кто победил – осталось неизвестным, но просуществовало это село гораздо дольше поселений на самой горе – до ХV века. В урочище Осман, что под западными обрывами горы археологи нашли поселение античных времен, возможно, греческую факторию. Поселения на горе прекратили свое существование в Х веке. Случилось сильное землетрясение, в результате которого на горе пропала вода, нет ее там и сейчас. Народ переселился в Партенит. А в ХIV-начале ХV века гору застроили храмами. Кроме пары монастырских, их возвели не менее семи. Некоторые - на местах прежних сельских церквей. Это немалое церковное хозяйство пережило османское завоевание, храмы продолжали действовать и при турках. Но у них становилось все меньше верующих. Население массово обращалось в ислам. И храмы угасали один за другим. Последний закрылся в начале XVIII века.
Теперь пойдут картинки. Цветные фото мои, остальное взято из разных источников. Некоторые из фото сделаны пленочными аппаратами. Сначала парочка планов Аю-Дага с указанием наиболее известных достопримечательностей.
С геологической точки зрения Аю-Даг являет собой несостоявшийся вулкан. Магма попыталась выйти на поверхность, да так и не смогла. На глубине нескольких километров в среднеюрскую эпоху (160-165 млн. лет назад) образовался массив габбродиабазов. Затем со временем покрывавшие его глины и песчаники разрушились. Длина горы составляет 3,5 километра, высота 570 метров. Гора выдвинута в море почти на 2 километра. Ни с запада, ни с востока нет бухт как таковых (на Южном берегу их вообще нет), однако возлежащий медведь несколько прикрывает здешние берега от особо неблагоприятных ветров. Потому с запада от медведя находится древний населенный пункт Гурзуф, с востока – столь же древний Партенит. Первое упоминание Гурзуфа в письменных источниках относится к VI веку, Партенита – к VIII-му. Гора тоже была населена в средние века. Здесь имелось около десятка деревень, пара-тройка небольших монастырей и не менее семи церквей. Понятно, народ селился здесь не от хорошей жизни. Северная часть полуострова являлась частью Великой Степи, шлявшиеся там кочевники постоянно угрожали набегами. Гора же являлась почти готовой крепостью. С юга, запада и востока склоны обрывисты и почти неприступны. Более-менее доступны северный и северо-восточный склоны. С севера на гору ведет узкая, извилистая и весьма утомительная тропа. По ней сейчас водят пионеров. Однако для войска этот путь совершенно непригоден. Потому здесь никаких оборонительных сооружений не имелось, разве что невысокий парапет, из-за которого на врагов можно было скатить камни или пустить стрелы. С северо-востока имеется дорога, некогда проезжая. Вот здесь супостата ждали, здесь соорудили (в VIII веке) целых три оборонительные стены. В результате гора превратилась в огромную крепость. К оборонительным сооружениям Аю-Дага мы еще вернемся, а сейчас добавлю, что под обрывами юго-западного склона горы, на медвежьей лапе, имелось еще одно село, не входившее в систему «коллективной обороны». Для защиты имелась собственная оборонительная стена. И возвели ее не зря – здесь нашли вонзившиеся в кладку наконечники стрел. Кто победил – осталось неизвестным, но просуществовало это село гораздо дольше поселений на самой горе – до ХV века. В урочище Осман, что под западными обрывами горы археологи нашли поселение античных времен, возможно, греческую факторию. Поселения на горе прекратили свое существование в Х веке. Случилось сильное землетрясение, в результате которого на горе пропала вода, нет ее там и сейчас. Народ переселился в Партенит. А в ХIV-начале ХV века гору застроили храмами. Кроме пары монастырских, их возвели не менее семи. Некоторые - на местах прежних сельских церквей. Это немалое церковное хозяйство пережило османское завоевание, храмы продолжали действовать и при турках. Но у них становилось все меньше верующих. Население массово обращалось в ислам. И храмы угасали один за другим. Последний закрылся в начале XVIII века.
Теперь пойдут картинки. Цветные фото мои, остальное взято из разных источников. Некоторые из фото сделаны пленочными аппаратами. Сначала парочка планов Аю-Дага с указанием наиболее известных достопримечательностей.