Всем доброго времени суток. Рассказываю сегодня о путешествии, которое я совершил 11 августа этого года. Но сперва немного поэзии:
«Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами.
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою.
Чёртовой лестницей их называют.
Демоны сходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают».
Та выразила свое впечатление от посещения объекта моей экскурсии Леся Украинка. Этот живописный перевал вообще посещало много известных людей: исследователи Крыма П. Паллас и П. Кеппен, герой войны 1812 года генерал Н. Раевский, поэты В. Жуковский, А. Пушкин, А. Грибоедов, В. Брюсов, писатель В. Гарин-Михайловский… А крымский писатель и путешественник XIX века Е. Марков писал: «…эта лестница, без сомнения, видела все периоды крымской истории и пропустила через себя по очереди все народы, обитавшие когда-либо на Южном берегу. О происхождении ее не сохранилось даже намека». Понятное дело, не сохранилось. Ведь Чёртова лестница естественного происхождения. Здесь проходил крупный разлом земной коры, ослабивший горный массив. В результате процессов выветривания возникла теснина. Людям она известна, по меньшей мере, с неолита, что подтверждается найденными здесь характерными каменными орудиями труда из кремня и полудрагоценного халцедона. Еще активнее использовался перевал в последующие века. Важной составляющей экономики Южного берега Крыма было отгонное скотоводство с пребыванием скотинки на сытных выпасах крымских яйл. Естественно, каждый пригодный выход к пастбищам был известен и по возможности обустроен. Не стала исключением и Чёртова лестница, тем более что отсюда имелись относительно удобные пути к поселениям Байдарской долины и далее в предгорья. Её со временем тоже обустроили: растащили мешавшие камни, соорудили подпорные стены, подсыпали путь щебнем, кое-где подрубили скалу. В средние века Чёртова лестница являла собой серпантин узкой дороги, пригодной для пешеходов, всадников, вьючных животных, возможно и для легких двуколок. На момент присоединения Крыма к России эта дорога находилась в полуразрушенном состоянии. Почему А.С. Пушкину, отдыхавшему в Гурзуфе вместе с семьёй генерала Раевского и пожелавшему посетить Бахчисарай, пришлось подниматься здесь пешком. Шоссе Ялта-Бахчисарай через Ай-Петри тогда ещё не было. Вот как поэт описал восхождение: «...По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом». Сейчас Чёртова лестница в таком состоянии, что здесь не только лошадь – ишак не пройдет. Поспособствовали этому землетрясение 1927 года и фашисты. В годы Великой Отечественной войны перевалом часто пользовались партизаны, потому фашисты минировали и взрывали его в нескольких местах.
Отправная точка моего путешествия – автобусная остановка «Олива» на нижней трассе Ялта-Севастополь. Вначале нужно было выбраться на верхнее, старое шоссе. Что я сделал по извилистой и весьма утомительной дороге, проходящей через поселок Олива, кстати, мимо дома-музея Юлиана Семёнова. По пути сделал пару фоток.
«Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами.
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою.
Чёртовой лестницей их называют.
Демоны сходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают».
Та выразила свое впечатление от посещения объекта моей экскурсии Леся Украинка. Этот живописный перевал вообще посещало много известных людей: исследователи Крыма П. Паллас и П. Кеппен, герой войны 1812 года генерал Н. Раевский, поэты В. Жуковский, А. Пушкин, А. Грибоедов, В. Брюсов, писатель В. Гарин-Михайловский… А крымский писатель и путешественник XIX века Е. Марков писал: «…эта лестница, без сомнения, видела все периоды крымской истории и пропустила через себя по очереди все народы, обитавшие когда-либо на Южном берегу. О происхождении ее не сохранилось даже намека». Понятное дело, не сохранилось. Ведь Чёртова лестница естественного происхождения. Здесь проходил крупный разлом земной коры, ослабивший горный массив. В результате процессов выветривания возникла теснина. Людям она известна, по меньшей мере, с неолита, что подтверждается найденными здесь характерными каменными орудиями труда из кремня и полудрагоценного халцедона. Еще активнее использовался перевал в последующие века. Важной составляющей экономики Южного берега Крыма было отгонное скотоводство с пребыванием скотинки на сытных выпасах крымских яйл. Естественно, каждый пригодный выход к пастбищам был известен и по возможности обустроен. Не стала исключением и Чёртова лестница, тем более что отсюда имелись относительно удобные пути к поселениям Байдарской долины и далее в предгорья. Её со временем тоже обустроили: растащили мешавшие камни, соорудили подпорные стены, подсыпали путь щебнем, кое-где подрубили скалу. В средние века Чёртова лестница являла собой серпантин узкой дороги, пригодной для пешеходов, всадников, вьючных животных, возможно и для легких двуколок. На момент присоединения Крыма к России эта дорога находилась в полуразрушенном состоянии. Почему А.С. Пушкину, отдыхавшему в Гурзуфе вместе с семьёй генерала Раевского и пожелавшему посетить Бахчисарай, пришлось подниматься здесь пешком. Шоссе Ялта-Бахчисарай через Ай-Петри тогда ещё не было. Вот как поэт описал восхождение: «...По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом». Сейчас Чёртова лестница в таком состоянии, что здесь не только лошадь – ишак не пройдет. Поспособствовали этому землетрясение 1927 года и фашисты. В годы Великой Отечественной войны перевалом часто пользовались партизаны, потому фашисты минировали и взрывали его в нескольких местах.
Отправная точка моего путешествия – автобусная остановка «Олива» на нижней трассе Ялта-Севастополь. Вначале нужно было выбраться на верхнее, старое шоссе. Что я сделал по извилистой и весьма утомительной дороге, проходящей через поселок Олива, кстати, мимо дома-музея Юлиана Семёнова. По пути сделал пару фоток.