На вершине горы в X-XIII веках находился монастырь, видимо, разрушенный монголо-татарами. Судя по названию горы, он был освящен во имя Ильи-пророка. Швейцарский путешественник Франсуа Дюбуа де Монпере, побывавший здесь в первой половине XIX века, так описал это место: «Верные старым греческим традициям, жители Ласпи построили храм на наивысшей точке скалы, видимой издалека с поверхности моря. Здесь чувствуешь величие богов. Церковь, посвященная св. Илье, была местом частых паломничеств. Перешеек служил мостом, для того, чтобы добраться пешком до подножия утеса. Отсюда довольно легко можно подняться на вершину горы, идя по тропе, которая извивается между лежащими здесь развалинами домов, через мох и камни. Часовня св. Ильи, занимающая наивысшую точку горы, сейчас лишь развалина, украшения которой были выполнены из инкерманского известняка» В 1966 г. здесь работала археологическая экспедиция во главе с Е.А.Паршиной. У подножия северного склона некогда стояла стена, перегораживающая единственный удобный путь к вершине. Толщина стены – около метра, предполагаемая высота – метра 3-4. На склоне располагалась группа небольших построек, сложенных из камня на известковом растворе и крытых черепицей, очевидно келий. Над ними, приблизительно в полусотне метров от вершины, стоял храм. Площадь храма – около 25 кв.м. В плане это прямоугольное помещение, завершенное с востока полукруглой апсидой. Сводчатое перекрытие храма покоилось на 3-х полукруглых арках. Вход в западной стене, справа от него аркосолий (сводчатая ниша), под которым гробница с более чем десятком погребений. Вдоль продольных стен – каменные скамьи, которые использовались во время ночных служб. Внутри храм был оштукатурен и расписан фресками, от которых археологам достались лишь куски разноцветной штукатурки.
На рисунках: Ильяс-Кая на литографии из книги Дюбуа де Монпере и реконструкция храма св. Ильи из книги А.Иванова «Крепости и замки Южного берега Крыма»