Спустя несколько лет уже и забыл о былом, как вдруг на Каропке в 2011 году появляется тема "Не Фрогом единым..." и на 4-й странице (https://karopka.ru/forum/forum168/topic8663/?PAGEN_1=4) ув.тов SAURON написал: "Зато нашел в сети занятное фото. Один умелец превратил кругозоровский Як-18 в... Донтлесс!" Потом, когда уже была начата работа над сайтом Retromodels.ru, мы долго переписывались и в процессе этой переписки снова "всплыл" тот самый Донтлесс. Там же была высказана просьба посмотреть на другие модели аналогичного типа.
Сейчас, когда времени есть чуть больше, появилась возможность опубликовать новые фото и историю каждой модели. Итак, начнём!
Что делать, если на дворе "лихие 90-е", ты старшеклассник, денег минимум, но есть куча старого советского пластика, чертежи из МК и КР, а также огромное количество энергии и желание поэкспериментировать? Правильно - не стоит ждать, пока накопишь денег на "фирмовые" - сделай их сам!
Моими первыми экспериментами в 1995-м году стали попытки доработок "нововских" моделей "Sea Fury" (Ташигрушка) и "Beaufort" (Одесса) по чертежам из минского "Аэроплана". Не всё удалось сделать, как хотелось, но главное - был получен неоценимый опыт. Он был тем более ценен, что никто из опытных моделистов мне тогда не помогал хотя бы советами.
Следующей стала доработка киевского И-16 по чертежам из "Аэрохобби" - вот тут всё было намного серьёзнее!
Чертежи из "АэроХобби", по которым дорабатывалась модель И-16.
Фактически, пришлось оставить только фюзеляж и элероны. Консоли крыла позаимствовал у Як-6 от "Альфы", которых тогда тоже было в избытке. При работе над левой консолью ошибся - сделал вырез под ниши на верхней части, поэтому пришлось сделать вставку из "сыропласта". Хвостовое оперение - наборное, от минских и московских моделей. Кок винта и лопасти - от минского "Спитфайра". Колеса - вроде тоже остались родные, киевские.
Получившийся И-16 тоже был "не айс", но после долгой раскачки разгон был взят такой, что меня уже было не остановить. 1997-й год - обозначился сразу двумя моделями "Cfir", базой для которых послужили донецкие "Миражи". Оба были из желтого пластика и купили мы их в 1992-м году с одноклассником в магазине "Модус" (как, впрочем, и большинство других "нововских" моделей). Потом мы их покрасили ядреной нитрой, но так неудачно, что жалко было смотреть. С появлением у меня КР со статьей "Семь равно восьми" судьба этих несчастных была решена - быть им "Кфирами"! Чертежи из КР за 1993-й год по которым производилась конверсия донецких "Миражей" в "Кфиры". Поскольку шасси было потеряно в ход пошло всё, что было под рукой. Краска не смывалась, а сдиралась вручную наждачкой-нулевкой, напильником и скальпелем.
В итоге получился один "гибрид" С-1\С-2 и один С-2 с "зубом" на передней кромке крыла.
Но и этого было мало!!! В 1998-м году ко мне в Пушкинской библиотека был обнаружен АиК с чертежами для P-Z. При наличии двух Р-5 от АПЕКСа один из них точно следовало перепилить. Сказано - сделано!
Основная доработка заключалась в сокращении длины фюзеляжа.
Затем взялся за гаргот и кабину пилотов. Также сделал новое оперение.
Особая проблема была с имитацией полотняной обшивки. Ранее в "Аэропане" публиковался "простой способ", но я так и не смог воспроизвести его подручными средствами. Поэтому - тонкие тянутые "палки"... Смотрится криво и неестественно, но тогда я был горд проделанной работой
Едем дальше. Коль живешь в Минске, значит у тебя просто обязан быть запас МиГ-21СМТ. А раз они есть - надо сделать из них что-то оригинальное! Этот экземпляр МиГ-21-93 был сделан по рисунку вроде как из "Крылышек" (не помню точно). На самом деле, там был изображен макет... В процессе постройки выяснилось, что утерян один стабилизатор. Не беда - под рукой оказался ленинградский МиГ-21. Со временем клей рассохся и шасси подломилось...
На сегодня всё. Продолжу завтра (точнее говоря - уже сегодня, но позже)
В середине 1990-х гг. советские и постсоветские модели были в основном дешевы (цена до 5 USD в белорусском эквиваленте меня более чем устраивала), но в какой-то момент весь этот праздник закончился - единственное, чего мне не удалось тогда купить, это ДБ-3Б от АПЕКСа (кстати, он и сейчас для меня Most Wanted) и старая "Альфа". Были ещё "вакушки", но про них поговорим отдельно. Основная проблема заключалась в том, что на "повышенную" стипендию в 15-18 USD было особо не размахнуться в плане покупки "фирмы". Всякие более-менее достойные "хаси" и "италы" начинались от 8-10 USD, а цена на "фикс" начиналась от 5 USD, причем то, что предлагалось на минском клубе, у меня имелось в виде "экс-фроговских" аналогов. Моей мечтой тогда были "Dauntless" и "Hudson", но единственный продавец "лупил ценник", не желая сбавлять ни рубля. В сложившейся ситуации единственно верным выходом (кроме тех же "вакушек") стала постройка вожделенных самолётов из различных запчастей или останков моделей, которые я тогда считал "абсолютными дровами". Одним из первых под раздачу попал Як-18П...
Что это за модель можно прочитать тут (http://retromodels.ru/yak-18p-krugozor/), но суть была в том, что по моей оценочной шкале этот "хлам" требовалось как-то утилизировать, т.к. "безколесый ЯК" занимал слишком много места в серванте. К этому времени я давно вынашивал идею постройки SBD "Dauntless", но все никак не мог определиться с моделью-донором.
Первым шагом стал перевод чертежей из КР за 1992-й год в 72-й масштаб.
Затем пришла очередь сравнения переведенного чертежа с потенциальными кандидатами для конверсии и Як-18П был признан наиболее приемлемым вариантом.Что получилось в итоге. Фюзеляж был порезан на "ремни" с собран заново. Получилось несколько переразмерено (примерный масштаб 1:70). Крыло также было "купировано", но тут объем доработок был намного скромнее.
Хвостовое оперение позаимствовал от минского "Hellcat" и какой-то из "огоньковских" моделей.
Фото для детализации кабины я тогда не нашел, поэтому ограничился "нововским" стилем с минимальной детализацией.
Колеса пошли от Avia B-534 - их в чешском комплекте было две пары (с обтекателями и без них).
Примечание: На фото показана модель после доработки 2000-го года, когда вместе с "фиксовой" моделью "Douglas Dauntless" у меня появился запасной капот двигателя. До этого времени капот был от Як-18П, но в "перепиленном" до неузнаваемости виде.
Раз уж был отпилен хвост от "Хелла", надо было что-то делать с остальной частью фюзеляжа. Следующим на очереди стал Brewster "Buffalo" - об этом самолёте я впервые узнал из книги Вацлава Немечека, но более детальная информация была опубликована в переводной статье "Чудо у острова Мидуей" из сборника "От Мюнхена до Токийского залива: Взгляд с Запада на трагические страницы истории второй мировой войны". Взяв чертежи из тех же "Крылышек" за 1992-й год я прикинул, что минский "Хелл" вполне можно "перепилить" в "Баффоло". В этой "сборной солянке" наиболее проблемным местом был фюзеляж, которые предстояло разрезать и значительно расширить в задней части. Пришлось делать вставки, но в целом результат меня вполне удовлетворил. Та же песня случилась и с капотом двигателя - он также был разрезан и расширен. Двигатель остался от "хелла" (хоть и в доработанном виде, но не совсем правильно), кок винта - от минского "Лайтнинга", винт - второй от одесского "Бофорта". Интерьер был нафантазирован, т.к. под рукой не было литературы с фото "Баффоло".
Не менее интересные доноры были использованы для хвостового оперения. Вертикальное оперение - доработанное однокилевое от польского PZL P-37 "Los", горизонтальное - это соответствующие детали от донецкого "Ланкастера" в 96-м масштабе. Обтекатели на крыле пошли от какой-то "вакушки".
Шасси - суповой набор с привлечением колес от "Хелла". Имитация полотняной обшивки - те же "палки".
Единственное, что я не сделал, так это окно в нижней части фюзеляжа. В общем, получилась модель близкая к модификации F2A-3.
Подсчитав имеющиеся запасы я пришел к выводу, что в наличии имеется очень хреново собранный минский "Уайлдкет" последний серий выпуска от "Искры". Поскольку в наличии имелся второй, первый был переделан в... Seversky P-35A. Почему именно он? А почему бы нет? Если есть чертежи из КР, то можно и "перепилить" что-нибудь, тем более, что Р-35А вообще не частый гость. Совсем-совсем))) Для начала были рассмотрены проекции из книги "Vojenská letadla (2), mezi dvěma světovými válkami": Прямо скажем, так себе "чертеж". Получше выглядела ситуация с публикацией в КР:
Снова была проведена работа по переводу чертежей в 72-й масштаб:
И получилось вот что.
Толстенный пластик позволил обточить его настолько, что каких-то глобальных переделок не потребовалось.Киль - это какой-то элемент от донецкого "Ланкастера", ГО - от "Уайлдкета". Имитацию кабины пилота пришлось оставить "на потом". Причина всё та же - нет фото реального самолёта. Винт использовался от очередной "вакушки". А вот с крылом пришлось повозиться - у Р-35А оно состоит из ярко выраженной корневой части и консолей. Тут хорошо видно, что центроплан "зашит", т.к. Р-35А являлся низкопланом, а в крыле сделаны ниши и обтекатели шасси.
Подводя итог можно сказать, что из всех моделей конверсия F4F - P-35A была наименее проблематичной.
Chubakka08 написал: Этот экземпляр МиГ-21-93 был сделан по рисунку вроде как из "Крылышек" (не помню точно). На самом деле, там был изображен макет...
Строго говоря, это самый настоящий МиГ, бис, если не ошибаюсь. При этом - действительно бутафория, на давно не летавший самолет просто подвесили ракеты Р-27.
Chubakka08 написал: Этот экземпляр МиГ-21-93 был сделан по рисунку вроде как из "Крылышек" (не помню точно). На самом деле, там был изображен макет...
Строго говоря, это самый настоящий МиГ, бис, если не ошибаюсь. При этом - действительно бутафория, на давно не летавший самолет просто подвесили ракеты Р-27.
это конечно никакой не МиГ-23-93, а другая программа модернизации - "Кречет" (тупиковая)
ну как мы можем видеть - это не правда (по фото), даже не "бис" http://forums.airforce.ru/matchast/5103-21-93-ili-mig-21bis-upg-4/ и не просто "макет"... было какое то дополнительное оборудование, фото правого борта сейчас не найду, но чехи это реализовали в модели помнится вроде точно
Развею сомнения относительно МиГ-21-93. Вот откуда это было взято - журнал "Аэроплан" №11 за 1993 год, рубрика "Досье", статья "МиГ-21-93. Назад в будущее" от Сергея Бурдина.
Фактически это был МиГ-21бис с импульсно-доплеровской РЛС "Копьё" и дополнительным оборудованием, типа ИЛС и двух конформных контейнеров для дипольных отражателей. Собственно, основная доработка моего МиГа к этому и свелась - у корневых частей крыла появились две вставки + мелочевка. По всей видимости на фото и есть тот самый макет, на основании которого был сделан рисунок.
Относительно избытков МиГ-21СМТ у меня на 1992-1993 год были грандиозные планы.
Первым рассматривался проект переделки СМТ в МиГ-21ДПД - дайджест "Аэроплан-Курьер" за 1992 год, статья "Новые дырки на старой модели" от А.Никифорова.
Модель обещала быть оригинальной, но меня остановило то, что средняя секция фюзеляжа была "дутой" и возиться с ней мне тогда очень не хотелось.
Вторым был рассмотрен вариант МиГ-21бис с модернизированным воздухозаборником - журнал "Аэроплан" №4(7) за 1993 год, рубрика "Знакомые незнакомцы", статья "Безвестный брат долгожителя" от Сергея Бурдина. Я уже было начал предварительные работы, но в свете появления МиГ-21-93 энтузиазм к созданию этой модификации быстро угас.
Кстати, на Як-18П изначально тоже были другие планы. В 1991-м году в магазине "Дружба" я купил книгу Václav Němeček "Vojenská letadla (2), mezi dvěma světovými válkami" (аж за 4,5 рубля(!), впрочем, после первого витка инфляции такие деньги уже не казались чем-то космическим). Рассматривая проекции в ней ко мне уже тогда начали приходить мысли, что часть моделей советского производства давно пора переделать во что-то более оригинальное. Так появился проект переделки Як-18П в Curtiss A-12 "Shrike".
Несмотря на то, что эти проекции были откровенной "мурзилкой" (впрочем, И-16 и MS.406 в этой же книге были ещё более "мурзилистыми"), меня это совершенно не смущало. Больше удивляло то, что масштаб проекций был железнодорожным 1/87, хотя уже давно как стандарт везде был принят 1/72.
Впрочем, это всё мелочи-нюансы - на перевод в нужный масштаб я потратил несколько часов.
После первых примерок я пришел к выводу, что объем доработок будет очень существенным. Но если переделать фюзеляж и крыло для меня не составляло особого труда, то для обтекателей шасси я "доноров" не нашел. Взяв в руки чертежи "Шрайка" и "Донтлесса" я окончательно убедил себя в том, что при сопоставимых трудозатратах конверсия "Як-18П - Донтлесс" является более оптимальным вариантом.
Ещё из не реализованных проектов. В 1993-м году, когда киевских И-16 было пруд-пруди, на рассмотрении был план конверсии в ИП-1. Источником вдохновения стала статья из КР с чертежами. Я уже сделал было предварительные наброски чертежа в 72-м масштабе, как на первый план вышли более "ценные экспонаты" и конверсия не состоялась.
По всей видимости на фото и есть тот самый макет, на основании которого был сделан рисунок.
достаточно открыть глаза, чтобы увидеть, что ничего общего с 21-93 "макет" (самолёт в действительности) на фото SAURON - не имеет. интересно, зачем я выше разместил ссылку на описание и схему этого самолета, чтобы самому смотреть?)
и МиГ-21-93 не "был", а вполне себе здравствует под названием MiG-21 Bison -, так что можно доделать)
Chubakka08 написал: Ещё из не реализованных проектов. В 1993-м году, когда киевских И-16 было пруд-пруди, на рассмотрении был план конверсии в ИП-1. Источником вдохновения стала статья из КР с чертежами.
Я уже сделал было предварительные наброски чертежа в 72-м масштабе, как на первый план вышли более "ценные экспонаты" и конверсия не состоялась.
по этим чертежам сделана модель Avis, но к сожалению чертежи не совсем корректны... я на него обзор делал и модель
Chubakka08 написал: Ещё из не реализованных проектов. В 1993-м году, когда киевских И-16 было пруд-пруди, на рассмотрении был план конверсии в ИП-1. Источником вдохновения стала статья из КР с чертежами.
Я уже сделал было предварительные наброски чертежа в 72-м масштабе, как на первый план вышли более "ценные экспонаты" и конверсия не состоялась.
по этим чертежам сделана модель Avis, но к сожалению чертежи не совсем корректны... я на него обзор делал и модель
Прочитал ваши темы про ИП-1 на Скале и Каропке - более чем занимательно!
По всей видимости на фото и есть тот самый макет, на основании которого был сделан рисунок.
достаточно открыть глаза, чтобы увидеть, что ничего общего с 21-93 "макет" (самолёт в действительности) на фото SAURON - не имеет. интересно, зачем я выше разместил ссылку на описание и схему этого самолета, чтобы самому смотреть?)
и МиГ-21-93 не "был", а вполне себе здравствует под названием MiG-21 Bison -, так что можно доделать)
Конечно, на выложенном мной фото никакой не МиГ-21-93, а бутафория, как и было сказано выше. Однако эта бутафория демонстрировалась на "Мосаэрошоу", и как раз о ней и сообщалось, что она оснащается "Копьём" и прочими девайсами. Впоследствии МиГ-21-93 получил также обозначение МиГ-21И, т.е. "индийский".
Настало время для третьей части Марлезонского балета.
Снова вернемся в середину 1990-х гг.Когда под рукой наличие подшивок МК, добросовестно выписанных и полученных в последние годы советской власти, всегда найдется повод заняться чем-нибудь интересным. Дополнительный стимул придавал и тот факт, что далеко не все самолёты, для которых в МК печатались чертежи, вообще выпускались в виде пластиковых моделей.
В качестве очередного "hand-made-раритета" был выбран истребитель Сикорский С-XVI - чертежи для него были приложены к статье В.Куликова "Страж воздушных кораблей" ("Моделист-Конструктор" 1991, №11). Масштаб чертежей 1/32 совершенно не смущал. Главное было в том, что для этой модели имелся "донор" в виде одного из многочисленных "Учебных бипланов", которых ещё в детстве я собрал огромное количество (впрочем, основным фактором их покупки было не желание иметь "эскадрилью бипланов", а изумительно выполненная фигурки пилота). Переведя чертежи в 72-й масштаб я с удовлетворением отметил, что такие основные элементы конструкции, как крыло и оперение можно заимствовать с минимальными доработками. Существенной переделки требовал только фюзеляж, который на C-XVI был заметно шире, чем у DH-60G. Соответственно, шасси и радиальный двигатель были сделаны "с нуля".
Воздушный винт был взят от ЛНД-модели автожира Камов А-7-3А (ЮМТК), на которую также были чертежи из МК, но доработать её у меня не хватило ни сил, ни терпения...
На следующих двух фото хорошо видно, где выполнялись дополнительные вставки в фюзеляж.
Отдельный вопрос был по шасси. Колеса у C-XVI были только спицованные, что создавало для меня непреодолимую проблему при их имитации. Выход был найден в использовании лыж, хотя с ними модель смотрится не так эффектно.
А я "учебный биплан" как-то переделал в "СПАД-Тянитолкай". Дело было во второй половине 90-х. Стабилизатор делался полностью с нуля и его по непонятным причинам повело, но далеко не сразу после изготовления.
С-XVI у меня тоже есть и тоже на лыжах, но собранный из набора от ВЭ. К сожалению, его сделали по вышеупомянутым чертежам из М-К, почему на оригинал он похож весьма условно.
SAURON написал: С-XVI у меня тоже есть и тоже на лыжах, но собранный из набора от ВЭ. К сожалению, его сделали по вышеупомянутым чертежам из М-К, почему на оригинал он похож весьма условно.
дело еще в том, что были разные С-16 - с разными крыльями, килями, с гаргротом/без и т.д.
Andrey Stan написал: дело еще в том, что были разные С-16 - с разными крыльями, килями, с гаргротом/без и т.д.
Я в курсе. По факту были первые три прототипа, один из которых потом поставили на поплавки, первая серия и вторая серия (т.н. "С-16-3", именно на них гаргроты и были). Только вот на чертежах там все банально перепутано, франкенштейны какие-то. Кое-где чертеж оказывается в вопиющем противоречии с фото, в частности это касается элеронов. А вишенка на тортике - сиденья инструктора и ученика рядом, чего на 16-х отродясь не бывало.
Перерыв в рассказе несколько затянулся, поэтому продолжаем разговор.
В 1990-м году я впервые узнал о существовании истребителя Boulton-Paul "Defiant" с турельной установкой. Долго не мог понять, как можно было полностью отказаться от размещения вооружения в крыле и носовой части фюзеляжа, но от этого самолёт стал только интереснее. Говорить о том, что модель "Defiant" тогда выпускалась фирмой "Airfix", пожалуй избыточно, но на клубе за неё просили 4-5 USD, а за такие деньги можно было купить 3-4 приличные "вакушки". Таким образом, выбор был более чем однозначный - надо брать проекции из КР и "пилить" по ним свой "Defiant". В качестве исходного образца был выбран очередной "минский Спитфайр".
Поначалу я думал, что будет достаточно немного доработать носовую часть и гаргот, а также перепилить крыло и сделать в нем новые ниши, но всё оказалось куда сложнее. Фюзеляж буквально пришлось "разрезать на ремни" и сделать несколько вставок, включая удлинение хвостовой секции. В первоначально варианте планировался именно башенный вариант, поскольку у меня оставалась турель от разобранного Martin "Baltimor", который я хотел перепилить в HP-52 "Hampden". Однако, по размерности и переплёту эта деталь оказалась неподходящей для Defiant", в результате чего пришлось обратиться к модификации ТТ. Следующий момент заключался в невозможности полного использования крыла от "спита", поэтому для консолей пошли "обрезки" от "минского Бофайтера". Хвостовое оперение вышло "лоскутным" - руль направления не помню откуда взял, а горизонтальное оперение было вырезано из соответствующих деталей "минского Фантома".
Как уже сказал ранее, центроплан был сделан из крыла "спита", где пришлось "зашить" вырезы от воздухозаборников и прорезать новые ниши. Деталь противопылевого фильтра представляла собой ПТБ от другой модели.
Кроме того, были сделаны новые стойки, щитки шасси и выхлопные патрубки, детали которых заимствовались от "вакушек", но после покупки "Defiant" от "Airfix" (купил позже, из принципа, для сравнения) моя модель отправилась на "хранение", потеряв эти элементы.