Я начал совсем короткий проектик, чтобы немного отвлечься от других моих проектов-"долгостроев".
Итак, ПОМОРСКИЙ КОЧ - уникальное полярное судно допетровского времени. Созданный поморами коч стал единственным в мире судном эпохи великих географических открытий, приспособленным к плаваниям в ледовой обстановке. Благодаря кону, русские промышленники и землепроходцы смогли начать освоение Северного морского пути, колонизовать обширное пространство Севера, осваивать новые поселения за полярным кругом. Однако к нашему времени сохранились только письменные упоминания о коче, но остается неизвестным точный вид судна и его конструкция.На основе археологических раскопок и научных исследований последних лет предложена программа реконструкции русского коча и подготовки исторического эксперимента по плаванию на воссозданном судне. Реализация данной программы позволит поставить русский коч в ряду таких уникальных явлений всемирного наследия, как воссозданный Туром Хейердалом бальсовый плот «Кон-Тики» и папирусная лодка «Ра». Коч – судно, созданное русскими поморами, жившими на берегах Белого моря. Особенности конструкции судна делали его уникальным по способности преодолевать большие расстояния в водах арктических и субарктических районов Евразии, ходить в сложной ледовой обстановке. Обтекаемый корпус судна способствовал его выжиманию на поверхность при ледовом сжатии, а особая форма днища и боковые кили позволяли перетаскивать корабль волоком. Существовало несколько типов кочей, но ни один из них не сохранился до нашего времени. - цитаты из книги "Коч — русское полярное судно: проблемы сследования и реконструкции"
При постройке модели я использую эти чертежи из журнала "Моделист-Конструктор" 1973, №10
Материалы традиционные: корпус - груша светлая и розовая, бамбук на рангоут, нитки для вязки мушек для такелажа.
Итак, начинаем с изготовления палубы-верхней части корпуса и нижней подводной части корпуса. Эту технологию я применяю, когда размер модели не позволяет выполнить настил палубы традиционным способом. Корпус модели разделен на две части, т.к. предполагается поместить коч в "море" и целиком корпус не проходит в горло "бутылки".
Следующий этап - обшивка корпуса рейками. Технология простая - вымачиваем, гнем, сушим, клеим, сушим, обрезаем лишнее. Первая рейка клеится по самому краю боковой поверхности корпуса-палубы и служит еще и нижней доской фальшборта.
Заготовку для нижней части корпуса готовим из двух кусочков грушевой рейки. Нижняя часть будет находиться под водой, поэтому я не вижу особого смысла мудрить с ее изготовлением ))
Теперь, когда корпус коча вчерне готов (его еще предстоит дошкурить, но это можно между делом сделать), приступаем к рангоуту и наполнению палубы. Рангоут традиционно для малого масштаба из бамбука. Шлюпка из рейки груши. Вырезаем веретенообразное дно, приклеиваем борта, шкурим, вклеиваем банки, плющим лопасти весел из латунной проволоки 0,15 мм и voila ))
По чертежам на палубе должны находиться 2 помпы... Надо бы их, конечно, деревянными, наверное, сделать... но кто на самом деле их вообще разглядит после помещения коча в "бутылку"
И прототип стОящий, и стройка великолепна! Единственное сомнение - не будет ли флакон слишком искажать модель из-за толстого стекла и большой кривизны стенок?
При всем уважении к проекту и его автору, хочу, всеже, поинтересоваться - почему Вы выбрали для модели столь спорную реконструкцию ? Откуда на "народном" корабле допетровской эпохи(как вы указали) из Западной Сибири штурвальное колесо и помпы ? В 50-х годах прошлого века исследователь полярного мореходства и географических открытий М.И.Белов исследовал документы XVII в. о восточносибирском мореходстве и первую реконструкцию коча.
В 1968-1972 гг. М.И. Белов возглавлял работы по археологическому исследованию Мангазеи. Находки на Мангазейском городище графических изображений судов, вырезанных на корабельных досках, дополнили знания про конструкцию и оснащение коча. В частности, Белов указывает, что: "... Коч имел навесной руль (сопец) и одну мачту (дерево). Управление рулем осуществлялось при помощи румпеля; применение штурвала по источникам не прослеживается. Известно, что в конструкцию руля входили «сопцовые тяги»..."
Андрей, у этого флакона одна сторона гладкая, а вторая рифленая. Конечно, криволинейность стеклянных стенок дает некоторые искажения, особенно, если пытаешься охватить одним взглядом сразу всю модель, но, разглядывая внутренности флакона под разными углам, в общем-то можно увидеть все. Фотографировать плохо получается ))
Константин, да, я согласен по поводу штурвала. Но его в моей модели и не будет. А не подскажете, где можно почитать о реконструкции Белова? Приведеный Вами чертеж из этой реконструкции?