Друзья, поскольку в теме про аэрографы разгорелось довольно длинное оффтопное обсуждение различных типов красок и их свойств, позволю себе перенести сюда краткое резюме, которое, как оказалось, было полезно некоторым из наших собратьев-моделистов, и которое, надеюсь, послужит большему понимаю процесса окраски, и как следствие, приведет к меньшему количеству проблем.
1. Краски типа lacquer (лакер, не путать с лаками, которые varnish, т.е. прозрачными субстанциями - например, с футурой) - это раствор основы в летучем растворителе. Сохнет только за счёт испарения растворителя. Из этого проистекают некоторые важные свойства, о которых нам надо помнить:
сохнут гораздо быстрее других типов красок, всегда сохнут сразу "на всю глубину" слоя;
лакеры образуют обратимую плёнку = высохшая краска всегда растворяется собственным растворителем. Как следствие - даже не пытайтесь красить кистью в несколько слоёв - сколько бы ни сушили, жидкая краска всегда будет размазывать предыдущие слои;
при покраске аэрографом последующий слой всегда подрастворяет предыдущий, интегрируется с ним. Как следствие - допускает переливы, довольно быструю работу "мокрым по мокрому" и более проста в нанесении;
Как правило, растворители лакеров - довольно агрессивные / токсичные / вонючие вещества.
Растворители лакеров могут "поднимать" эмали (enamels) - поэтому не рекомендуется фигачить лакерами поверх слоя эмали.
2. Краски типа enamel (они же "эмали", они же "эмалевые краски", не путать с глазурью на керамике / блестящей стекловидной поверхностью на металлах - например, в ювелирных изделиях) - чаще всего, это эмульсии (взвеси) основы в разбавителе. Именно в разбавителе, а не растворителе (хотя в некоторых эмалях используются многокомпонентные разбавители, в которых основа частично растворяется - в некоторых компонентах разбавителя, частично разбавляется - но для нас это пока несущественно). Сохнут и за счёт испарения разбавителя, и за счёт полимеризации основы. Из этого следует, что:
эмали полностью сохнут дольше лакеров;
эмали сохнут, как правило, неравномерно по глубине - поэтому их нужно дольше и тщательнее сушить, прежде чем закрывать последующими покрытиями (следующими слоями краски, лаками и т.п.), иначе возможны трещины / кракелюры;
в общем случае можно красить кистью в несколько слоёв, т.к. последующие слои либо не влияют на высохшие предыдущие вообще, либо (в случае двухкомпонентных эмалей, нанесённых без отвердителя) делают это меньше, чем у лакеров;
в силу того, что это взвесь, а не раствор, краска гораздо требовательнее к технике нанесения = фигачить мокрым по мокрому (в надежде на выравнивание общего слоя) - не стоит, можете получить манку / апельсиновую корку и похожие дефекты ЛКП.
Многие эмали содержат довольно агрессивные (и токсичные!!) разбавители, которые являются растворителями для популярных лакеров.
У нас эмалями принято называть именно "вонючие" краски, чаще всего - алкидные эмали (полимеризующиеся без отвердителя).
Очень коварной (для аэрографа) эмалью является Акан 8-й серии, применённый с отвердителем (который приводит к образованию химически стойкого слоя высохшей краски) - упустите момент, потом ничем из бытовых / хозяйственных веществ аэрограф не отмоете, придётся отскребать / прочищать / пробивать сопло и каналы аппарата механически.
3. "Акриловые" краски (acrylic). Вот это, пожалуй, самое неправильно используемое в моделизме название. По двум причинам:
строго говоря, ЛЮБАЯ краска, в которой основа - полимер акриловой кислоты, должна называться акриловой. Поэтому, с точки зрения химии, acrylic lacquer - вполне правильное название, означающее "раствор какого-то полимера на базе акриловой кислоты в чём-то, сохнущий только за счёт испарения растворителя и образующий обратимую плёнку";
у нас акриловыми красками принято называть "невонючие" (и, следовательно, нетоксичные) эмульсионные краски, разбавителем в которых является вода (часто со спиртом / глицерином и прочими добавками), и основой которых являются полимеры акриловой кислоты. Такие краски сохнут как за счёт испарения разбавителя, так и за счёт полимеризации основы (которая потом водой / спиртом гарантированно не растворяется и не разбавляется) - и поэтому их химически точнее называть акриловыми водными эмалями .
Отсюда следуют важные свойства:
Сохнут (точнее - подсыхают до "комочков", начинающих полимеризовываться) довольно быстро, растекаются довольно плохо (особенно без ретардеров);
Капризны при распылении из-за большого поверхностного натяжения у воды. Любят налипать на кончике иглы. Для уменьшения (но не полного исчезновения!) этого применяются ретардеры.
Последующий слой не растворяет предыдущий. Фигачить мокрым по мокрому - гарантированный путь получения апельсиновой корки. Отводить аэрограф подальше в надежде получить большее по площади покрытие за раз - тоже. Краска просто подсохнет в полёте. Очень правильное видео о том, как правильно красить водными акрилами (АК, MIG и т.п.) - вот тут: https://www.youtube.com/watch?v=yZHAqxSHHvc
При замораживании получите "простоквашу" - краска просто полимеризуется и не восстановит свои свойства после размораживания. Многие производители водных акрилов идут на различные ухищрения, дабы этого не случилось, но это уже тоже нюансы.
Любят "очагово" полимеризовываться прямо в баночке (образуя довольно большие сферы полимера) - поэтому акриловые краски лучше перед применением пропускать через ситечко (отлично подходят автомобильные одноразовые фильтры для краски).
Вроде ничего важного не забыл....
1. Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - причину.
2. Боишься — не делай, начал делать — более не бойся, а сделал — так не сожалей.
Кстати, Рустам, попробовал пару эмалей накрасить кисточкой на пластик без отвердителя. Через сутки эмаль достаточно хорошо просохла, не липнет, в пластик въелась намертво. Единственное - если царапаешь ее ногтем, то на окрашенной поверхности остаются царапины.
Пока замысел таков - дуть базу с отвердителем, а камуфляж делать без оного, что бы не быть стесненным 20-минутным интервалом, в течение которого краску необходимо израсходовать после того как туда был намешан отвердитель. Но на практике смогу проверить после того как привезут шланг для аэра...
Если бы все пользовались "фирменными разбавителями", то ни споров, ни вопросов особых не было бы! Я то знаю, чем разбавлять Акан-8. Но меня интересует как топикстартер ответит на мой вопрос. Кстати, на "фирменном разбавителе" написано
Что оно "акриловая эмаль". Вот здесь тоже речь о "акриловой эмали".
Значит ли это, что разбавитель (только так ведь!) для акриловых эмалей "amazing art" можно использовать для Акан-8?
Если бы все пользовались "фирменными разбавителями", то ни споров, ни вопросов особых не было бы! Я то знаю, чем разбавлять Акан-8. Но меня интересует как топикстартер ответит на мой вопрос. Кстати, на "фирменном разбавителе" написано
Что оно "акриловая эмаль". Вот здесь тоже речь о "акриловой эмали".
Значит ли это, что разбавитель (только так ведь!) для акриловых эмалей "amazing art" можно использовать для Акан-8?
У них этот разбавитель находится в разделе расходников для восьмой серии. Так что логично предположить, что он именно для красок восьмой серии. Ответить на последний вопрос не могу. Т.к. предметом не владею.
Владислав Киселев написал: У них этот разбавитель находится в разделе расходников для восьмой серии.
Ты про фирменный акановский разбавитель? Так до того, как попасть в мелкую тару "Акан" он был в крупной таре DuPont. И вот на крупной то таре НЕ написано "Enamel Thinner"!
Владислав Киселев написал: У них этот разбавитель находится в разделе расходников для восьмой серии.
Ты про фирменный акановский разбавитель? Так до того, как попасть в мелкую тару "Акан" он был в крупной таре DuPont. И вот на крупной то таре НЕ написано "Enamel Thinner"!
Да. Я честно говоря даже не хочу заморачиваться аналогами. Не такой большой расход разбавителя для 72-го, что бы переживать по затратам. Но тут согласен - надо определиться Акану с правильным наименованием.
Рустам, есть предложение - давай ты, прежде чем задавать вопросы по конкретным жидкостям, поймешь несколько базовых, основополагающих вещей:
1. Название "эмаль" не означает, что для любой эмали может быть применена любая жидкость, позиционируемая конкретным производителем как "растворитель для эмалей".
Точно так же, как "бензин" в качестве топлива не подойдет для любого "бензинового" двигателя - там есть еще куча нюансов, например, октановое число, или необходимость (для 2-тактных двигателей) смешивать бензин с маслом.
ВСЕГДА надо смотреть, как минимум, на
а) химический состав данной конкретной ОСНОВЫ краски. Разные (даже однотипные) основы по-разному будут взаимодействовать с теми или иными веществами.
б) химический состав данного конкретного разбавителя / растворителя. Разные составы будут давать разные побочные эффекты, будут по-разному разбавлять / растворять данные конкретные основы и/или взаимодействовать с пигментами.
Поэтому задавать вопросы типа "вот это подойдет для любых эмалей?" - как минимум, безграмотно. Это примерно как спрашивать "какую мне машину купить?", не отдавая себе отчёт в том, что и карьерный самосвал, и Ока - они обе "машины".
Точно так же - относительно вопросов "а для каких лаков это подойдет?". Посмотри на химический состав "этого" и на химический состав конкретного лака - только тогда сможешь увидеть, подойдет или нет.
Тем более, что производители всегда выпускают растворители / разбавители, прежде всего, ДЛЯ СВОИХ красок / лаков. Что будет с другими лаками / красками - заранее, огульно не скажешь.
2. Тип краски означает всего три вещи:
1. Тип сушки - только испарением разбавителя / растворителя, испарением + полимеризацией или вообще как-то иначе (например, испарением + спеканием при высокой температуре - но это уже за пределами нашего рассмотрения).
2. Тип смеси (раствор или эмульсия).
3. Тип основы (акриловая, алкидная и т.п.).
Какие там разбавители / растворители и т.п .- заранее, только из типа краски, не известно. Будет ли от конкретного "эмалевого" растворителя конкретная "эмаль" хорошо себя чувствовать, или же, скажем, ты сожжешь какие-либо пигменты / добьёшься выпадения какого-либо компонента в осадок - тоже. И т.д. и т.п.
Простой пример (уже приводившийся): Акан 7-й серии - формально эмаль (по типу сушки и типу смеси). Фигачить в него уайт-спирит (позиционируемый конкретными производителями, как enamel thinner) - как минимум, безответственно, максимум - ни к чему хорошему не приведет
Поэтому не вали всё в одну кучу, пожалуйста.
1. Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - причину.
2. Боишься — не делай, начал делать — более не бойся, а сделал — так не сожалей.
Viper_msk написал: Рустам, есть предложение - давай ты, прежде чем задавать вопросы по конкретным жидкостям, поймешь несколько базовых, основополагающих вещей:
Коллега, не знаю твоего имени, давай так. Ты как автор классификации ответь на совершенно простые вопросы, а потом будем думать, что дальше делать! Так какой из предложенных тамиевских фанфуриков пойдет для "enamel" Акан-8?
Рустам Азербаев написал: Коллега, не знаю твоего имени, давай так. Ты как автор классификации ответь на совершенно простые вопросы, а потом будем думать, что дальше делать!Так какой из предложенных тамиевских фанфуриков пойдет для "enamel" Акан-8?
Рустам, нет, не давай. Ты лучше сначала пойми, что так задавать вопрос - безграмотно и некорректно. И что ответить на него можно или (а) опытным путем, или (б) зная химический состав, и убедившись в отсутствии побочных эффектов - но никак не из названия. Почему так - я уже написал выше. И написал достаточно. Как говорится, sapienti sat.
Если тебе так проще, то читай название Tamiya Enamel Thinner не как "enamel thinner от Тамии" (то есть "тамиевский разбавитель для любых эмалей"), а как "thinner для tamiya enamel" (то есть "разбавитель для того, что продается под названием "tamiya enamel" - красок в прямоугольных банках").
И да, я не "автор" классификации - я всего лишь изложил достаточно простые и практически общеизвестные знания кратко и со столь же краткими выводами по применению.
И в дополнение к acrilyc enamel: Строго согласно определению из первого поста - тамиевский "водный" акрил в круглых баночках это acrilyc laquer с растворителем на основе ИПС:) а водный акриловый акан - не такой:) Синий экран спецов по "акрилу" снова с нами;)
Не страшно где-нибудь выглядеть неопытным. Хуже, не зная ничего, считать себя профессионалом. Полагаю, результат можно назвать «позорным провалом», но я предпочитаю термин «наработка опыта». Коротко о себе: Не рекомендую.
Да понятно. Начнешь отвечать, выяснится, что предложенная "классификация" только забьет головы, а никак не облегчит жизнь моделиста, для которого хобби таки разновидность отдыха, а не образования!
Выше по ссылке есть статья Михаила Нерадкова, которая легко и просто разъяснит, как именно ориентироваться в мире модельных красок. И да, Акан-8 - lacquer, и все возможные его разбавители/смыватели относятся к группе "Lacquer Thinner". Но конечно лучший результат гарантирован при применении оригинального. А выглядит он вот так:
Рустам, постарайся ещё осознать несколько простых, но важных вещей:
1. То, что какая-то конкретная краска разводится некой жидкостью, называемой кем-то lacquer thinner, не классифицирует её автоматически как lacquer. Я уже несколько раз говорил, что причина - в другом: в том, что в этой жидкости есть какой-то компонент (например, толуол), который разводит конкретную краску. Многие эмали действительно неустойчивы к ароматическим углеводородам.
2. Краску нельзя "сделать лакером", разводя конкретным растворителем. От применения конкретного разбавителя способ высыхания краски не изменится.
1. Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - причину.
2. Боишься — не делай, начал делать — более не бойся, а сделал — так не сожалей.
Рустам Азербаев написал: ...Я то знаю, чем разбавлять Акан-8. Но меня интересует как топикстартер ответит на мой вопрос...
Рустам, зачем вот здесь все это ты написал? Я считаю, да и поступаю так же: что если знаешь - ответь, не знаешь - спроси. Но зачем развивать спор ради спора? чтобы запутать читающих эту тему? В споре истина не только рождается, но и умирает.
Да, и ещё. В предыдущем посте вопросы были риторические. Далее прошу всех высказываться исключительно по теме, а все, что не будет относиться к теме данного форума, буду вычищать, с последующими оргвыводами.
Рустам Азербаев написал: И пущай потом кто-то не так использует "эмаль" Акан-8 и будет неприятно удивлен. Моей вины в этом не будет точно, в отличии от...
Рустам, четко топикстартер же написал - Акан-8 с отвердителем будет эмалью, поскольку запускается процесс полимеризации. Без отвердителя это, соответственно, лакер. Вроде все четко. А по растворителям, вы упорно упускаете, что природа пигмента играет не меньшее значение, чем тип краски. И нет универсального растворителя/разбавителя для любой эмали или для любого лакера
Ghost-Evg написал: Без отвердителя это, соответственно, лакер
Это Ваш домысел? Ибо у топикстартера этого нет!
Цитата
Ghost-Evg написал: А по растворителям, вы упорно упускаете, что природа пигмента играет не меньшее значение, чем тип краски.
Да? Когда-то я выдавливал художественное масло на газетку, а потом соскабливал и мешал с лаком и растворителем.Так моя "новая" краска оставалась масляной, становилась "лакером" или вообще "oil-lacquer"? Может парадоксально, но "природа пигмента" моделиста, как потребителя, вообще никак не волнует. Чиста в образовательных целях - да, а в потребительских - и никак нет. Ведь всем пофиг, что эмаль Тамии совсем не эмаль, а японские спиртовые акрилы вообще непонятно что.
Рустам Азербаев написал: Да? Когда-то я выдавливал художественное масло на газетку, а потом соскабливал и мешал с лаком и растворителем.Так моя "новая" краска оставалась масляной, становилась "лакером" или вообще "oil-lacquer"?Может парадоксально, но "природа пигмента" моделиста, как потребителя, вообще никак не волнует. Чиста в образовательных целях - да, а в потребительских - и никак нет. Ведь всем пофиг, что эмаль Тамии совсем не эмаль, а японские спиртовые акрилы вообще непонятно что.
Ок, с этой точки зрения мне плевать, лакер, эмаль, акрил или ещё какая неведомая зверушка во флаконе. Как потребитель я должен купить фирменный разбавитель и не насиловать никому мозг, чем разжижать мне краску, разве нет? Производитель уже подумал, с чем его краска даёт оптимальный результат.
А вот если хочется подешевле, то вот тут и стоит задуматься, что лежит в основе краски. И нет универсального рецепта, чем бавить любой лакер, любую эмаль или любой акрил. Потому и спрашивает народ, чем разбавить или снять акан, хамброл или валеху, а не "чем разбавлять эмаль".
Цитата
Рустам Азербаев написал: Это Ваш домысел? Ибо у топикстартера этого нет!
Ну как же нет, когда есть?
Цитата
Очень коварной (для аэрографа) эмалью является Акан 8-й серии, применённый с отвердителем
Рустам, дорогой, я тебя уже не первый раз прошу - не занимай позицию под названием «воинствующее невежество», а прочитай внимательно всё, что тебе пишут, прежде чем бросаться в бой с шашкой наголо.
Твоя фраза «краска ... остаётся масляной или становится лакером» как раз и подтверждает это. Путаешь тёплое с мягким. Уж извини за резкость.
Я уже неоднократно писал, что типовая («межвидовая») разница между лакерами, эмалями и иными типами красок (точнее, их основами) заключается в способе высыхания: одни сохнут только за счёт испарения растворителя (все лакеры, независимо от того, чем они растворены), другие - за счёт испарения растворителя и окислительной полимеризации кислородом воздуха (например, алкидные эмали), третьи - за счёт испарения разбавителя и полимеризации двух компонентов - каталитической либо cross-linked (например, меламиноалкидные и акрил-уретановые эмали), четвёртые - за счёт испарения разбавителя и «сцепления» (coalescence) цепочек мономеров / полимеров (многие «водные акрилы»). Существуют и другие, более редкие способы «застывания» краски, но в моделизме они не применяются.
Обрати внимание, что все эмали (enamel) застывают именно комбинацией высыхания разбавителя и полимеризации основы. Это их определяющее свойство. Сохнуть иначе они не умеют - чем ты их ни бодяжь.
Давай теперь посмотрим на химический тип твоей любимой масляной краски. Из чего состоит основа типичной масляной краски? Из льняного масла (иногда - с добавками орехового и других высыхающих растительных масел). Либо из олифы - читай, того же сохнущего растительного масла, только подвергнутого термической обработке, или алкидных смол (ну это совсем просто - алкидная эмаль в чистом виде )
Как сохнет льняное масло? Не веришь мне на слово, посмотри в Википедии - за счёт окислительной полимеризации.
Отсюда простой, как две копейки, вывод: типичные масляные краски на основе льняного масла - это по химическому типу именно эмали. Со всеми вытекающими особенностями - например, неравномерным в глубину высыханием (давно известно, что масляные краски лучше толстыми слоями ее наносить - рискуешь получить практически невысыхающее нутро под наружной сухой пленкой. И т.п.
И «превращаться» в лакеры они не смогут ... ну разве что у Гарри Поттера, али какого иного мага-алхимика.
Куда уж проще-то?
1. Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - причину.
2. Боишься — не делай, начал делать — более не бойся, а сделал — так не сожалей.
1. Краска типа lacquer (лакер, не путать с лаками, которые varnish, т.е. прозрачными субстанциями - например, с футурой) - это раствор основы в летучем растворителе.
2. Краски типа enamel. Сохнут и за счёт испарения разбавителя, и за счёт полимеризации основы.
3. "Акриловые" краски (acrylic). ЛЮБАЯ краска, в которой основа - полимер акриловой кислоты, должна называться акриловой.
Уважаемый топикстартер все свои рассуждения основывает на этих определениях. Хочется спросить, откуда он взял? Из ЖЖ Plasticmodelman-а?
Современные моделисты, когда говорят о той или иной модельной краске, используют термины "акрил", "эмаль" или "нитра". Скорее всего, это пошло от дословного перевода названий японской фирмы Tamiya: "Acrylic Paint", "Enamel Paint", "Lacquer Paint".
Классифицируются они не по типу биндера (свящующего вещества), а именно по типу разбавителя.
Для Тамии это разбавители:
1. X-20A Thinner (в составе пропиловый спирт);
2. X-20 Thinner - очищенный уайт-спирит;
3. Lacquer Thinner - ацетоно-содержащая жидкость.
Моделиста по большому счету интересует, чем разбавить краску, сильный ли запах, дает ли она устойчивое покрытие и будет ли она взаимодействовать с другими слоями (например, при смывке).
Всё остальное его только запутывает. Строго, ИМХО.
aZrael написал: Строго согласно определению из первого поста - тамиевский "водный" акрил в круглых баночках это acrilyc laquer
Нет, но с подачи моделистов 1/6-й многие его таковым (лакером) делают, разбавляя 646-м.
И в чем же этот "нет" состоит? Высыхает круглая тамия только за счет испарения растворителя. Смывается\разводится своим родным разбавом из любого состояния вплоть до камня до исходного даже спустя 5 лет. Полимерилизации нет.
В отличии от акана 8, который водой не растворяется после полного высыханияж
Не страшно где-нибудь выглядеть неопытным. Хуже, не зная ничего, считать себя профессионалом. Полагаю, результат можно назвать «позорным провалом», но я предпочитаю термин «наработка опыта». Коротко о себе: Не рекомендую.
Сергей Кочанов написал: Уважаемый топикстартер все свои рассуждения основывает на этих определениях. Хочется спросить, откуда он взял? Из ЖЖ Plasticmodelman-а?
В рассуждениях топикстартера есть ошибки? Если да, покажите пжлст пальцем. Без иронии - мне эта тема интересна.
Цитата
Сергей Кочанов написал: Современные моделисты, когда говорят о той или иной модельной краске, используют термины "акрил", "эмаль" или "нитра". Скорее всего, это пошло от дословного перевода названий японской фирмы Tamiya: "Acrylic Paint", "Enamel Paint", "Lacquer Paint".
Современные моделисты регулярно несут дичайшую чушь и разбавляют кого угодно чем угодно от бензина с керосином, до спирта рояль и ослиной мочи.
ИМХО неплохо всеж разбираться предмете на более серьезном и академически правильном уровне.
Цитата
Сергей Кочанов написал: Моделиста по большому счету интересует, чем разбавить краску, сильный ли запах, дает ли она устойчивое покрытие и будет ли она взаимодействовать с другими слоями (например, при смывке).
Простых ответов увы нет и быть не может, кроме как парное сравнение конкретных линеек конкретных фирм.
Не страшно где-нибудь выглядеть неопытным. Хуже, не зная ничего, считать себя профессионалом. Полагаю, результат можно назвать «позорным провалом», но я предпочитаю термин «наработка опыта». Коротко о себе: Не рекомендую.
Топикстартер не писал, что Акан-8 БЕЗ отвердителя - "лакер". Это Ваш домысел!
Цитата
Viper_msk написал: Рустам, дорогой, я тебя уже не первый раз прошу -
Дорогой профессор, материал твоей лекции я знаю давным-давно! И как практикующий бывший студент прямо скажу, он (материал) очень точен и весьма полезен в "общеобразовательных" целях, но мало полезен, если не сказать (местами) вреден в прикладных. И я уже не знаю как до тебя это донести! Но вот сменщик пришел... #25 Хотя уверен, его тоже постигнет та же участь
Цитата
Сергей Кочанов написал: Всё остальное его только запутывает.
Сергей, Вы мне прям оппонирование из разряда «защита кандидатской диссертации» устроили Но я Вам благодарен - иногда очень полезно задаться вопросом «действительно, а откуда я все это знаю?».
И это, естественно, не только ЖЖ пластикмоделмэна - во-первых, в ВУЗе нас всех учили, что полагаться только на данные из одного источника не совсем правильно, во-вторых, у него есть довольно много неточностей.
Более полный «список литературы» выложу вечером, когда будет больше свободного времени, и когда буду на сайте не с телефона.