Пароход "Великий князь Константин"
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]
Описание, история создания и службы
Пароход "Великий князь Константин"
© В.В. Яровой, 2001. "Гангут" № 27/2001
Крымская война закончилась подписанием 18 марта 1856 года Парижского мирного договора, по условиям которого военно-морские силы на Черном море как Турции, так и России должны были состоять не более чем из шести паровых судов водоизмещением до 800 т и четырех водоизмещением до 200 т. В конце 1856 года русский Черноморский флот был упразднен, а строившиеся для него в Николаеве винтовые корабли пришлось перевести на Балтику.
Образованная взамен флота Черноморская флотилия имела весьма ограниченный судовой состав, возможности которого не покрывали даже потребностей карантинной и таможенной службы мирного времени. При этом Средиземноморский флот Турции никаким ограничениям не подлежал и, пройдя проливы, за считанные часы мог оказаться в Черном море.
Беззащитность и уязвимость наших южных берегов не могла не беспокоить русскую общественность. Реализация предложения ряда истинных патриотов, в первую очередь Н.А. Новосельского, вызвала к жизни новое судоходное акционерное предприятие, получившее название Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ). Создатели нового отечественного пароходства рассчитывали, что их коммерческие суда, будучи призванными в состав военного флота и вооруженными должным образом, во время очередной войны существенно усилят состав русских сил на Черном море.
Первыми шагами руководства РОПиТ стали покупка уже готовых судов и заказ европейским судостроительным заводам девятнадцати новых пароходов.
Одним из подрядчиков РОПиТ было французское акционерное общество "Форж э Шантье де ля Медитерране", с которым 24 февраля 1857 года в Марселе подписали контракт на постройку четырех железных пароходов, в том числе "одного винтового в 350 сил, двух винтовых в 250 сил и одного колесного в 120 сил". По распоряжению генерал-адмирала этим пароходам присвоили соответственно наименования "Великий князь Константин", "Колхида", "Эльборус" и "Керчь". Контрактная стоимость постройки первого из них составляла 1,07 млн. франков.
Надзор за строящимися во Франции судами осуществляли капитан-лейтенант Вейс, инженер-механик поручик Альбрехович и подпоручик Корпуса корабельных инженеров Иванов.
По проекту, который составил инженер акционерного общества Делакруа, "Великий князь Константин" имел водоизмещение 1480 т, длину между перпендикулярами 74,5 м, наибольшую ширину 9,14 м, осадку носом 4,42 м и кормой 5,33 м. Механическая установка включала двухцилиндровую паровую машину прямого действия нарицательной мощностью 350 л.с. и четыре котла, которые вырабатывали для нее пар давлением 2,5 атм. Гребной винт имел диаметр 1,52 м. В каютах I и II классов располагались места для 103 пассажиров, а полная грузоподъемность составляла около 1200 т.
Строительство осуществлялось в небольшом городке Ла-Сейн, расположенном недалеко от Тулона. В воскресенье 14 апреля 1857 года состоялась церемония закладки парохода, на которой присутствовал великий князь Константин Николаевич, находившийся в это время вместе с судами Средиземноморской эскадры в Тулоне. Августейший шеф русского флота в своем письме императору Александру II сообщал: "...после полудня отправились в маленький порт La Seyne, находящийся на здешнем рейде, в котором большая частная верфь, принадлежащая частной промышленной компании. Тут строится одна шхуна для Кавказа (винтовая шхуна "Псезуапе", заказанная в январе того же года Военным министерством для Кавказского корпуса, - В.Я.) и несколько пароходов для нашей Черноморской компании. Один из пароходов, который должен называться моим именем, я тут закладывал".
Наименование судна обязывало, и его постройка велась очень быстро: к 1 июня на стапеле уже находился весь набор корпуса и верфь готовилась к клепке обшивки, а 29 сентября 1857 года в 16 ч судно благополучно сошло на воду, существенно опережая график строительства.
Изготовление механизмов также шло без задержки, и уже 9 октября испытали давлением в 3,75 атм. первые два котла. 15 октября успешно прошли испытания давлением цилиндры паровой машины. В период между 1 и 15 ноября все четыре котла погрузили в корпус парохода и смонтировали,
30 декабря 1857 года состоялась проба на швартовах: машина работала плавно, без стука и при давлении пара в цилиндрах около 1 атм. давала 24-26 об/мин. По результатам швартовных испытаний пароход был допущен к первому выходу в море, который состоялся 2 января 1958 года. В ходе его "Великий князь Константин" легко развил скорость в 11 уз; при этом на борту находился директор-распорядитель РОПиТ Н.А. Новосельский, пожелавший лично присутствовать на пробе.
Назначенные на 13 января приемные испытания закончились неудачно - как только давление превысило 2 атм., в цилиндры машины вместо пара стала поступать вода, поэтому пришлось вернуться на верфь и повторить официальную пробу 20 января. Имея в трюмах 200 т каменного балласта для достижения проектной осадки, пароход в течение 4,5 ч испытывался в районе Тулона при спокойном море и практически в отсутствии ветра, Котлы уверенно держали пар, и при 50-51 об/мин гребного винта средняя по счислению скорость составила 12,75 уз; замеры лагом показали 13 уз. Установленные на цилиндры паровой машины индикаторы позволили снять диаграммы и определить по ним индикаторную мощность, которая получилась равной 1051 л.с. Расход угля составил 4,99 кг на индикаторную лошадиную силу в час. В этот же день комиссия подписала акт о приемке парохода от верфи, что произошло почти на месяц ранее срока, установленного контрактом.
Большую часть февраля "Великий князь Константин" простоял в Марселе, где производилась его меблировка и снабжение по рестораторской части". К 22 февраля "проход был полностью готов.
23 февраля 1858 года под командой капитана 2 ранга Шкота, имея в трюмах 64 т груза, 300 т угля и 180 т каменного балласта, он вышел из Марселя в Россию. При попутном ветре под парусами на фок-мачте и работе машины при 52 об/мин судно в открытом море развивало ход, превышающий временами 14 уз. Совершив по пути заходы в Мессину, Сиру и Стамбул, пароход 14 марта благополучно прибыл на одесский рейд, откуда вскоре вышел в свой первый почтово-пассажирский рейс на Яффу.
В последующие годы "Великий князь Константин" выполнял регулярные рейсы по Марсельской, Александрийской, Салоникской и Кавказской линиям и справедливо считался одним из лучших лайнеров РОПиТ. По размерам, комфортабельности, роскоши отделки и скорости среди черноморских судов с ним смог конкурировать только другой пароход Общества - "Император Александр II". В первых рейсах "Великий князь Константин" продемонстрировал вполне приличные мореходные качества, однако при сильном волнении начинал принимать воду на палубу. Для ликвидации этого недостатка в 1859 году на пароходе был надстроен полубак.
В 1866 году, когда в русском торговом флоте ввели систему приписки гражданских судов к портам, "Великий князь Константин" под регистрационным номером 22 получил приписку к Одесскому торговому порту. В 1871 году французскую паровую машину заменили на двухцилиндровую прямого действия, изготовленную английской фирмой "Дж. Пени энд Сонз" в Гринвиче. Новые механизмы были более надежны и экономичны, и, несмотря на уменьшение нарицательной мощности с 350 до 160 л. с., пароход тем не менее сохранил свои скоростные качества.
Великий князь Константин" исправно доставлял пассажиров и почту в порты назначения, а тем временем правительство начало готовиться к новой войне с Турцией: Российская империя не собираюсь мириться с территориальными и поэтическими потерями, которые она понесла во время Крымской кампании.
В 1871 году, когда усилиями русского правительства был подписан Лондонский договор, отменявший условия Парижского соглашения, началось строительство броненосных судов для Черного моря, а 1 октября того же года Черноморская флотилия преобразовалась в Черноморский флот. Однако финансовые трудности, переживаемые страной, не позволили развернуть широкомасштабное строительство полноценных броненосцев. Русский флот в середине 1870-х годов продолжал значительно уступать турецкому. В этих условиях суда РОПиТ имели огромное значение как резерв Черноморского флота. Произошедшие вскоре боевые действия на море это полностью подтвердили: все их активные и прославленные участники - это суда Общества.Пароход РОПиТа "Великий князь Константин" [63 кб]
Воспользовавшись ближневосточным кризисом, Россия активизировала свои военные приготовления, тем более, что к осени 1876 года Турция оказалась в весьма сложных внутренних обстоятельствах:
ее армия была деморализована трудной и длительной борьбой с балканскими народами, военные запасы оказались на грани истощения, в стране имелись трудности с продовольствием. В сентябре-октябре 1876 года Морское ведомство в рамках подготовки к войне взяло в аренду 12 буксирных пароходов РОПиТ для охраны портов и минных заграждений, а 1 ноября началась мобилизация русской армии, 23 ноября главный командир Черноморского флота и портов Черного моря вице-адмирал Н.А. Аркас получил разрешение Александра II привлекать в состав флота также и крупные суда РОПиТ, которые предназначались для ведения "активной обороны Черного моря".
Спустя еще шесть дней последовало высочайшее соизволение на приемку конкретно "Великого князя Константина", за использование которого до начала боевых действий Общество получало "от казны" арендную плату в размере 400 руб. в сутки, а с момента объявления войны Морское ведомство начинало пользоваться судном безвозмездно.
8 декабря "Великий князь Константин" вернулся в Одессу из очередного рейса в Александрию и немедленно был отправлен в Севастополь. Там 14 декабря пароход приняла комиссия Морского ведомства, и он поступил под командование лейтенанта С.О. Макарова (назначенного на эту должность 13 декабря), который сразу же приступил к переоборудованию судна в соответствии со своими идеями."Великий князь Константин" [45 кб]
В ходе переоборудования пароход получил на вооружение одну 152-мм мортиру, две 107-мм, две 87-мм и две 76-мм нарезные пушки, а также шестовые мины; главным оружием стали четыре паровых минных катера, получивших наименования "Чесма", "Синоп", "Наварин" и "Минер", поднимавшихся на борт парохода специальными шлюпбалками. Катера брались из числа тех, что оказались в данный момент под рукой и, за исключением первого, принадлежали к обыкновенному судовому типу. Происхождение же "Чесмы" не вполне ясно, но это был единственный катер, имевший сносную мореходность и скорость до 12 уз. Построил его завод Берда в Петербурге. Реальный ход других катеров не превышал 6 уз, а использоваться они могли только в тихую погоду. Единственное их вооружение на начальном этапе состояло из буксируемых мин, так называемых "крылаток". Экипаж парохода состоял из 5 офицеров и 78 нижних чинов, включая 12 человек команды для катеров; при этом машинная команда комплектовалась Обществом.
12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну, главной целью которой являлось усиление русского влияния на Балканах с перспективой установления контроля над проливами. В тот же день русские войска перешли румынскую, а также турецкую границу на Кавказе, и боевые действия начались. Еще через шесть дней С.О. Макаров вывел свой пароход из Севастополя по направлению к кавказскому побережью с целью поиска и уничтожения коммерческих судов противника. Однако первая боевая операция окончилась безрезультатно.
В дальнейшем пароход перевозил раненых и войска с обозами, продовольствие и фураж, конвоировал невооруженные суда, оказывал поддержку сухопутным частям, а также использовался для набегов на торговые коммуникации турок.
Наибольший интерес представляют пять операций "Великого князя Константина" против судов турецкого военного флота, связанных с применением минных катеров. Именно в этом С.О. Макаров видел главное предназначение своего парохода способного, по его мнению, эффективно противостоять господству на море броненосных фрегатов и корветов противника.
28 апреля "Великий князь Константин" вышел из Севастополя к кавказским берегам. В 22 ч 30 апреля он в семи милях от Батума спустил свои катера для атаки неприятельских судов, находившихся на рейде.
Пароход "Великий князь Константин" и его минные катера в море. Гравюра Э.Даммюлера [143 кб]Поравнявшись с противником, катер "Чесма" сумел подвести буксируемую мину под корму паровой яхты "Sultanie", которая неторопливо двигалась по рейду. Однако вследствие неисправности электрозапала мина не взорвалась, После обнаружения русских катеров турки отражали их атаку ружейным огнем. Не понеся потерь в личном составе, катера были подобраны пароходом, который 3 мая возвратился в Севастополь. Неудача первой вылазки была объяснена неопытностью личного состава, который допустил обрыв проводов, соединяющих гальваническую батарею с миной. 28 мая 1877 года "Великий князь Константин", имея свои катера на борту, а также ведя на буксире быстроходные минные катера (миноноски) № 1 и № 2, вооруженные шестовыми минами, снялся с одесского рейда в направлении Сулина. Около часа ночи 29 мая на расстоянии 5 миль от сулинского рейда все шесть катеров двумя кильватерными колоннами двинулись на поиск противника. На подходе к рейду катера построились фронтом и вскоре попали на импровизированные боны, изготовленные турками из связанных между собой бревен и рыбацких сетей. В процессе форсирования этого заграждения три тихоходных катера отстали, а проводник буксируемой мины катера "Чесма" намотало на винт. Таким образом, собственные катера "Великого князя Константина" участия в атаке не принимали.
Около двух часов ночи миноноска № 2 атаковал броненосный корвет "Idschlalije", но неудачно, вследствие преждевременного взрыва шестовой мины. Миноноске № 1 удалось взорвать свою мину почти у самого борта "Idschlalije", но сама она получила повреждения от артиллерийско-ружейного огня турок и была затоплена командой, которая в полном составе попала в плен. Остальные катера сумели добраться до своего парохода и вместе с ним вернулись в Одессу. Турецкая сторона отрицает наличие каких-либо повреждений своих судов.
10 августа 1877 года "Великий князь Константин" вышел из Новороссийска, усчитывая напасть на турецкие броненосцы, стоявшие на якоре в бухте Сухум-Кале. В 10 ч вечера 11 августа на расстоянии шести миль от цели минные катера были спущены на воду. Обнаруженный вскоре броненосный корвет "Assari-Tevfik" (а не "Assari-Shevket", как ошибочно полагают все без исключения отечественные авторы) находился за боновым заграждением, которым турки теперь непременно защищали якорные стоянки своих судов. Поэтому катер "Синоп" подвел свою мину под заграждение и подорвал его, что позволило "Наварину", а затем и "Минеру" проникнуть за бон и взорвать свои мины в непосредственной близости от судна противника. В результате взрывов "Assari-Tevfik" получил подводную пробоину, хотя потерь в личном составе на нем не имелось. В целом повреждения корвета турецкие источники оценивают как незначительные. Он был отведен в Батум и там вскоре отремонтирован. Набег в ночь на 12 августа стал первой морской операцией русских минных катеров, в ходе которой удалось причинить реальный, хоть и небольшой, ущерб противнику.
Совершенствование турками защиты своих судов на стоянках и низкая эффективность буксируемых и тестовых мин заставили С.О. Макарова обратить свой взор на самодвижущиеся мины, партия которых была приобретена Морским ведомством незадолго до войны. Однако руководство Черноморского флота вначале отказалось предоставить новое оружие в его распоряжение, ссылаясь на высокую стоимость мин.
Только благодаря своей неукротимой энергии Макарову удалось в конце концов получить четыре мины Уайтхеда и оснастить ими два своих лучших катера, Для пуска мин на катере "Чесма" использовалась деревянная труба, подвешиваемая под килем, "Синоп" запускал мины с плотика, который буксировался за катером, а во время атаки подтягивался к борту. Наводка в обоих случаях производилась поворотом корпуса катера.
Случай применить новое оружие представился 15 декабря 1877 года. Поздно вечером "Великий князь Константин" подошел к батумскому рейду и спустил катера на воду. Проникнув на рейд вскоре после наступления полуночи, катера в условиях слабого освещения приняли створы мачт трех броненосцев, расположившихся носом в сторону моря, за трехмачтовое судно, стоящее к ним лагом, и произвели атаку. Выпущенные мины прошли между фрегатом "Mahmudije" и уже отремонтированным корветом "Assari-Tevfik". При этом одна из мин, по-видимому, задела якорную цепь какого-то из броненосцев, ее зарядное отделение отломилось и от удара о грунт взорвалось. Лишенная головной части, эта мина выскочила на берег, также как и вторая, Утром обе они были найдены турками в полосе прибоя.
Эта неудача хотя и расстроила Макарова, но не отразилась на его стремлении вести активные действия против турецкого флота с использованием самодвижущихся мин. 13 января 1878 года "Великий князь Константин" снова подошел к Батуму и в 23 ч спустил катера "Чесма" и "Синоп". Хотя на рейде стояло несколько судов противника, в том числе три броненосца, в силу того, что порт хорошо освещался луной, объектом атаки был избран стоявший отдельно "двухмачтовый винтовой пароход". Это судно имело разведенные пары и, по всей видимости, несло дозорную службу. При этом оно находилось ближе всего к русским катерам, что и решило его участь. Незаметно приблизившись к противнику на дистанцию 30-40 сажен (55-73 м), катера выпустили мины. Практически одновременный взрыв 50 кг пироксилина разворотил почти весь правый борт судна, и оно мгновенно затонуло, унося с собой жизни 23 турецких моряков.Потопление катерами парохода "Великий князь Константин" турецкого парохода «Интибах" на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г.". С картины Л.Ф.Лагорио [52 кб]
Поскольку в отечественной литературе отсутствуют достоверные сведения об объекте атаки, выполнявшейся в ночь на 14 января 1878 года (иногда его называют "сторожевым кораблем", а иногда - "большим дозорным пароходом"), следует остановиться на нем подробнее.
Русские катера потопили "Intibah" - головную в серии из трех небольших винтовых канонерских лодок, построенных в 1867 году в Стамбуле. Все они имели деревянные корпуса, водоизмещение 163 т и одноцилиндровую паровую машину реальный ход не превышал 8-9 уз., а водоизмещение состояло из четырех гладкоствольных 18-фунтовых орудий. Эти корабли отличались плохой мореходностью и неудовлетворительной прочностью корпусов. Канонерские лодки данного типа к началу русско-турецкой войны окончательно устарели и имели ограниченное боевое значение, в связи с чем использовались преимущественно в качестве посыльных или дозорных.
Активная деятельность С.О. Макарова не осталась незамеченной. В сентябре 1877 года он получает чин капитан-лейтенанта, а через три месяца - капитана 2 ранга и становится флигель-адъютантом свиты его императорского величества.
Легко догадаться, что ночные набеги минных катеров произвели должное впечатление и на турок. Минные атаки держали их в напряжении, сковывали и без того малоинициативные действия турецкого флота. Моральный эффект от этих вылазок был, безусловно, значительным и поднимал боевой дух на других кораблях Черноморского флота. Что касается конкретного материального ущерба, нанесенного турецкому флоту действиями русских катеров под руководством С.О. Макарова, то он оказался невелик - поврежден броненосный корвет и потоплена устаревшая канонерская лодка. Причины столь несущественного практического результата от применения минных катеров - несовершенство минного оружия и его носителей. Это обусловило и примитивную тактику действий, заключавшуюся в подкрадывании тихоходных катеров к якорным стоянкам судов противника, защитить которые было сравнительно легко.
Раскаты взрывов торпед на батумском рейде стали финальным аккордом в войне на море - через пять дней враждующие стороны заключили перемирие. Однако "Великий князь Константин" продолжал еще более полутора лет оставаться в распоряжении Морского ведомства. Лишь 21 августа 1879 года главный командир Черноморского флота приказал вернуть судно владельцу.
На следующий день пароход прибыл в Николаевский порт и спустил флаг, окончив кампанию. С него демонтировали вооружение и сдали в Николаевский арсенал на хранение. 18 сентября судно передали РОПиТ и оно вернулось к своим привычным рейсам.
К 1887 году пароход, снятый с пассажирских линий и выполнявший уже только грузовые каботажные рейсы, вывели в резерв. Судно нуждалось в срочном капитальном ремонте - верхняя палуба и фальшборт имели сильную коррозию и нуждались в замене, кроме того, требовалось устранить многочисленные повреждения набора и обшивки. Особенно остро стоял вопрос с заменой совершенно изношенных котлов. Новые котлы уже изготовило Севастопольское адмиралтейство РОПиТ, и их оставалось только установить на пароход. Однако правление Общества решило не тратиться на капитальный ремонт, поскольку, отслужив тридцать лет, судно давно уже не отвечало современным требованиям. Его машина расходовала 100 кг угля на милю, в то время как новые пароходы, например, "Луч", тратили только 56. Если учесть, что "Луч" имел при этом втрое большую грузоподъемность, то совершенно ясно, что эксплуатация убыточного судна становилась недопустимо разорительной,
В конце 1889 года "Великий князь Константин" начали переделывать в блокшив, а изготовленные для него котлы пошли на замену котлов парохода "Митридат", После окончания переоборудования блокшив отвели на буксире в Батум, где он несколько лет служил при тамошнем представительстве РОПиТ. В 1896 году "Великий князь Константин", как пришедший в "весьма ветхое состояние и страдавший хронической водотечностью", заменили блокшивом "Юнона" и отбуксировали в Севастополь. Там его "обратили в лом металла", который впоследствии был продан с торгов. Этим и закончилась история одного из самых знаменитых пароходов русского торгового флота.
Остается добавить, что наименование "Великий князь Константин" получил новый почтово-пассажирский пароход, построенный в 1890 году по заказу РОПиТ в Англии, К несчастью, совершив всего два рейса по Черному морю, судно разбилось на камнях в феврале 1891 года. Третий "Великий князь Константин" был построен в 1892 году по чертежам предыдущего, но в отличие от него, имел двойное дно. Этот пароход эксплуатировался долгие годы, а в 1917 году сменил свое прославленное наименование на "Бестужев".
[на уровень вверх] [описание, история создания и службы] [названия и даты] [ТТХ] [фотографии и рисунки]