Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Всем доброго дня и поздравляю всех с Новым Годом! Выкладываю первую в этом году модель – SAAB J-29F Tunnan. Данный самолет мне понравился своим не совсем обычным видом. Шведы вообще любители всяких нестандартных решений. А началась история J-29 еще в годы Второй мировой войны, точнее в 1944 году, когда фирма SAAB начала проектирование реактивного истребителя JxR. Коллектив конструкторов возглавлял Ларс Брисинг. По своей схеме это был одномоторный среднеплан с крылом стреловидностью 45º, весьма напоминавший Р.1101 Мессершмитта. В качестве силовой установки предполагалось использовать ТРД собственной разработки (фирм SFA или STAL). Однако оба разработчика столкнулись с серьезными проблемами и обещали первые серийные двигатели не ранее 1952 года, что выглядело неприемлемым. Выходом стала закупка в Англии лицензий на двигатели «Гоблин» и «Гаст». Не слишком хорошо обстояли дела и с самим самолетом, получившим новое обозначение R.1001: продувки модели в аэродинамической трубе показали неустойчивость в полете. Пришлось разработать новое крыло с переменной стреловидностью (43º в корневой части, далее стреловидность уменьшалась до 25º). В качестве силовой установки приняли двигатель «Гаст», получивший местное обозначение RМ-2. Этот ТРД с центробежным компрессором имел значительный мидель, что привело к появлению толстого и короткого фюзеляжа, который и дал самолету прозвище «Туннан» (бочка). Для аэродинамики не особенно хорошо, зато никаких проблем с размещением топливных баков и вооружения (4 20-мм. пушки). Самолет впервые взлетел 28 апреля 1946 года. Позже к испытаниям подключились еще 3 прототипа, обозначенных J-29. Испытания прошли весьма гладко, хотя поведение машины на скорости 900 км/ч признали неудовлетворительным. Все изменения конструкции учли при постройке 4-го прототипа, который стал единственным предсерийным экземпляром. Первые серийные истребители, обозначенные J-29A, поступили на вооружение ВВС Швеции в мае 1951 года. Их построили 224 экземпляра. Затем последовал ударный самолет J-29B, позже переименованный в А-29B. На 4-х подкрыльевых пилонах он мог нести бомбы, НАР и ПТБ. В крыле появились дополнительные топливные баки. Значительно возросший взлетный вес компенсировали установкой двигателя RМ-2В с форсажной камерой. В 1953-55 годах выпустили 361 J/A-29B. На одном из серийных J-29B капитан шведских ВВС К.Вестерлунд 6 мая 1954 года установил мировой рекорд скорости, пройдя замкнутый 500-километровый круг со скоростью 977 км/ч. Дальнейшей модификацией стал фоторазведчик S-29C, на котором место пушек заняли фотоаппараты. Всего в 1953 году выпущено 76 S-29C. Эти самолеты тоже отметились рекордом: 29 марта 1955 года Х.Нейд и Б.Эрикссон на двух серийных S-29C прошли по замкнутому 1000-км кругу со средней скоростью 900,6 км/ч. J-29D являл собой опытный самолет, вариант J-29A с двигателем RМ-2В, следующей же серийной модификацией стал J-29E с двигателем RМ-2, зато с новым крылом. Характерной внешней особенностью этого крыла стал «зуб» на передней кромке. Новое крыло значительно улучшило характеристики самолета. Построено 29 J-29E. Последней серийной модификацией «Туннана» стал J-29F, с новым крылом, двигателем RМ-2В и возможностью нести на внешней подвеске самонаводящиеся ракеты Rb.2 (лицензионные AIM-9 «Сайдуиндер»). J-29F серийно не строился, а переделывался из ранее построенных самолетов, в основном модификаций А, В и Е. Всего модернизировано 210 самолетов, а еще 98 оснастили новым крылом в мастерских авиационных частей. Кроме того, новое крыло получили все S-29C. Всего же «Туннан» тиражирован в количестве 661 экземпляр. На бумаге остались варианты SK-29 (двухместный учебный самолет) и J-29R (всепогодный истребитель с РЛС). «Туннаны» состояли на вооружении боевых частей до середины 60-х годов, а затем до 1977 года использовались в качестве буксировщиков мишеней. Самолет нравился и летчикам, и наземному персоналу. Во многих отношениях «Туннан» стал этапным самолетом. Он первый европейский турбореактивный самолет со стреловидным крылом, первый шведский «реактив» специальной разработки, первый шведский самолет с ТРД, поставлявшийся на экспорт – в 1961-63 годах 30 J-29F поставлено в Австрию. Служба J-29F в Австрии продолжалась 11 лет. Наконец, J-29 первый и единственный шведский реактивный самолет, принимавший участие в боевых действиях. В 1961-63 годах 2 S-29C и 9 А-29B в составе ооновских войск воевали в Конго против печально известного Мозеса Чомбе. «Туннаны» показали себя хорошо, несмотря на тяжелые климатические условия и постоянные перебои со снабжением. В боевых действиях шведы потеряли 2 «Туннана», остальные вернулись домой. В настоящее время несколько J-29 являются музейными экспонатами, а J-29F №29670 списанный в 1968 году, в 1995-м приведен в летное состояние и в настоящее время является участником многих авиашоу.
Мачбоксовская модель J-29F выпущена в 1978 году. Впоследствии ее делал Ревелл, который давал декаль с ооновским вариантом, хотя J-29F в Конго не было. Доставшийся мне экземпляр, судя по дизайну коробки, выпущен между 1978-м и 1982-м годами. Модель типична для Мачбокса: пластик двух цветов, мощный внутренний крой. На крыле он, впрочем, наружный. Качество литья неплохое, облоя нет, а вот утяжины кое-где имеются. Со сборкой особых проблем не возникло: пластик мягкий и приятный в обработке, стыкуемость деталей нормальная. Собирал без каких-либо переделок и дополнений. Грунтовка, покраска и финишное покрытие – баллоны Bosny. Декаль, несмотря на свой как минимум 36-летний возраст, оказалась полностью пригодной к использованию. Я решил сделать австрийский вариант. Собственно, на этом все. Еще раз поздравляю с Новым Годом!
Спасибо. И с Новым Годом!Цитата: А чем самолёт напомнил мессершмитт 1101 Первоначальный проект, предполагавший крыло стреловидностью 45º очень напоминал Р.1101, особенно с двигателем фирмы STAL. Этот двигатель имел осевой компрессор, как и предполагавшийся на Р.1101 HeS011. По-видимому, в разработке J-29 немцы поучаствовали. Во всяком случае, известно, что в ноябре 1945-го в обстановке глубокой секретности шведы получили в Швейцарии от немецких эмигрантов результаты аэродинамических продувок моделей самолетов со стреловидным крылом.
Уж очень все крой портит... Из за него создается впечатление игрушки, купленной в детском отделе в готовом виде...
Подставочка этот эффект только усиливает) Да и фонарик мутноват...
Такое впечатление, что модель собрана не сейчас, а вынута из шкапчика, где пролежала много лет.
Я про стиль сборки/окраски.
Ностальжи, так сказать)
Ну тут, наверное, сознательно сохранена аутентичность кита, все-таки Матчбокс, это как для многих Пластикарт. Как-то видал я на аукционе кит, но такая расшивка меня отпугнула. Вот он какой оказывается, в оригинале.
Цитата: Ну тут, наверное, сознательно сохранена аутентичность кита, все-таки Матчбокс, это как для многих Пластикарт. Как-то видал я на аукционе кит, но такая расшивка меня отпугнула. Вот он какой оказывается, в оригинале.
Интересно,а другие киты по-лучше будут?
Благодарю всех за отзывы.Цитата: Уж очень все крой портит... Из за него создается впечатление игрушки, купленной в детском отделе в готовом виде...
Подставочка этот эффект только усиливает) Да и фонарик мутноват...
Такое впечатление, что модель собрана не сейчас, а вынута из шкапчика, где пролежала много лет.
Я про стиль сборки/окраски.
Ностальжи, так сказать)Модель собрана сейчас. Вот набор лежал ну очень давно. Иначе я бы выставил в "ретро". Я вообще поклонник изкоробочной сборки. Любителям же перепила могу посоветовать в 1/72 эллеровское изделие. И геометрия получше, и крой шпаклевать не надо, он там наружный. Есть еще весьма новое изделие от Tarangus, там и крой внутренний, и смола присутствует. Правда, модификация другая - А/В. Вариантов окраски три, в т.ч. один ооновский. Других доступных изделий, насколько знаю, нет.
Комментарии
На сайте с 05.07.2015
Автор узнаваем, модель понравилась.
А самолёт чем то напомнил мессершмитт 1101
47 лет
На сайте с 24.02.2016
Так сказать, "переходная модель" между Р.1101 и "Бочонком":
59 лет
На сайте с 18.07.2010
А чем самолёт напомнил мессершмитт 1101 Первоначальный проект, предполагавший крыло стреловидностью 45º очень напоминал Р.1101, особенно с двигателем фирмы STAL. Этот двигатель имел осевой компрессор, как и предполагавшийся на Р.1101 HeS011. По-видимому, в разработке J-29 немцы поучаствовали. Во всяком случае, известно, что в ноябре 1945-го в обстановке глубокой секретности шведы получили в Швейцарии от немецких эмигрантов результаты аэродинамических продувок моделей самолетов со стреловидным крылом.
56 лет
На сайте с 01.04.2014
С Новым Годом!
54 года
На сайте с 21.10.2009
с сайта
46 лет
На сайте с 06.04.2011
Подставочка этот эффект только усиливает) Да и фонарик мутноват...
Такое впечатление, что модель собрана не сейчас, а вынута из шкапчика, где пролежала много лет.
Я про стиль сборки/окраски.
Ностальжи, так сказать)
49 лет
На сайте с 07.12.2007
На сайте с 03.02.2012
Ну тут, наверное, сознательно сохранена аутентичность кита, все-таки Матчбокс, это как для многих Пластикарт. Как-то видал я на аукционе кит, но такая расшивка меня отпугнула. Вот он какой оказывается, в оригинале.
Интересно,а другие киты по-лучше будут?
59 лет
На сайте с 18.07.2010
Уж очень все крой портит... Из за него создается впечатление игрушки, купленной в детском отделе в готовом виде...
Подставочка этот эффект только усиливает) Да и фонарик мутноват...
Такое впечатление, что модель собрана не сейчас, а вынута из шкапчика, где пролежала много лет.
Я про стиль сборки/окраски.
Ностальжи, так сказать)Модель собрана сейчас. Вот набор лежал ну очень давно. Иначе я бы выставил в "ретро". Я вообще поклонник изкоробочной сборки. Любителям же перепила могу посоветовать в 1/72 эллеровское изделие. И геометрия получше, и крой шпаклевать не надо, он там наружный. Есть еще весьма новое изделие от Tarangus, там и крой внутренний, и смола присутствует. Правда, модификация другая - А/В. Вариантов окраски три, в т.ч. один ооновский. Других доступных изделий, насколько знаю, нет.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий