Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Экспонат находится в музеи "Дорога Жизни"
История создания
В конце 20-х - начале 30-х годов остро стал вопрос о необходимости повышения плотности и эффективности зенитного огня сухопутных и морских сил РККА. Росло количество и качество воздушных средств нападения, самолеты становились все более скоростными и маневренными. Одной из мер по эффективному отражению воздушных атак противника было создание зенитно-пулеметных установок объединявших в себе несколько (до 4-х) пулеметов. Решением Арткомитета ГАУ принятым в июле 1928 года проектно-конструкторскому бюро Тульского оружейного завода было поручено спроектировать и построить спаренную, строенную и счетверенную зенитные пулеметные установки на базе пулеметов "Максим".
Победителем внутреннего конкурса стал коллектив известного конструктора-оружейника Н. Ф.Токарева. Счетверенная установка была принята на вооружение в 1931 году.
Боевое применение
Благодаря специальной системе охлаждения, большой емкости лент, высокой боевой скорострельности и плотности огня, быстрой наводке и маневренности огня на момент принятия на вооружение установка не имела аналогов среди зарубежных систем. Кроме того, это была первая т.н. комплексированная (состоящая из нескольких самостоятельных боевых единиц оружия) установка довольно скоро доказавшая свою эффективность в боевых условиях. Так, во время боев у озера Хасан американские наблюдатели в японской армии писали что "русские имеют невероятной скорострельности оружие, работающее от двигателя машины". Они ошибочно считали, что имеют дело с системой оружия с внешним механическим приводом автоматики.
В годы Великой отечественной войны счетверенная установка успешно применялась как при ПВО городов и важных объектов, так и при непосредственном прикрытии войск на фронте. Токаревская установка широко использовалась в качестве стационарной, самоходной (обычно устанавливалась в кузове грузовых автомобилей), корабельной, подвижной (на бронепоездах и ж/д платформах). Установки находились на вооружении зенитно-пулеметных рот армейских частей и подразделений, а также частей ПВО. К сожалению, наличие и выпуск данных ЗПУ на начало войны не были достаточными. Некомплект установок только в частях ПВО оценивался примерно в 3000 единиц.
Уже в середине войны стало ясно, что рост скоростей, а также рост защищенности и живучести авиации не позволяет ЗПУ созданной на базе пулеметов "Максим" винтовочного калибра, эффективно бороться с боевыми самолетами противника. Тем не менее, несмотря на то, что с февраля 1943 года 7,62-мм счетверенные ЗПУ конструкции Токарева вывели, как устаревшие, из состава зенитных полков зенитных дивизий РГК, установки провоевали в действующей армии до самого конца войны.
Описание и устройство
ЗПУ конструкции Н. Ф. Токарева состояла из тумбового основания, вертлюга с патронными коробами (с лентами повышенной емкости до 500 патронов), рамы с противовесами, наплечниками, спусковой тягой, зенитного прицела и системы принудительного охлаждения. Вертлюг вращался на подшипниках. Четыре пулемета "Максим" крепились в ряд на трубчатой раме. Они объединялись общей системой охлаждения, едиными прицельными приспособлениями и спуском.
Наводка на цель блока пулеметов (массой до 80 кг.) осуществлялась наводчиком с помощью наплечных дуг. Последовательно ЗПУ оснащалась зенитными кольцевыми прицелами обр. 1929, 1936 и 1938 годов. Для стрельбы по наземным целям использовался обычный стоечный прицел второго слева пулемета, считавшегося основным.
Технические характеристики
Применяемый патрон 7,62х54R Начальная скорость пули 800 м/с Горизонтальная дальность стрельбы 1600 м Досягаемость по высоте 1400 м Темп стрельбы 2000 выстр/мин Боевая скорострельность 1200 выстр/мин Ёмкость ленты 500 патронов Вес ЗПУ в боевом положении 460 кг Высота установки 177-2300 мм Высота линии огня 1400-2300мм Угол вертикального обстрела от -10 до +82 град Угол горизонтального обстрела 360 град Время перевода из походного положения в боевое 30 с Расчет три человека
Цитата: Немного удивлен, как НЕудобно расположены горловины для заливки охлаждающей воды в кожухи....перезаряжать ленты тоже непросто....
Спасибо за обзор!!!!
там принудительная циркуляция при помощи ручного насоса. Тумба в основании - бак для воды. Просто на этой установке демонтирован шланг, соединяющий стволы с баком.
За обзор спасибо, жалко - года на 3 пораньшеб, я такой пилил в 35-м масштабе, информацию собирал по крупицам, что как крепиться и куда идет.
Комментарии
54 года
На сайте с 30.08.2011
Спасибо за обзор!!!!
На сайте с 21.03.2013
Немного удивлен, как НЕудобно расположены горловины для заливки охлаждающей воды в кожухи....перезаряжать ленты тоже непросто....
Спасибо за обзор!!!!
там принудительная циркуляция при помощи ручного насоса. Тумба в основании - бак для воды. Просто на этой установке демонтирован шланг, соединяющий стволы с баком.
За обзор спасибо, жалко - года на 3 пораньшеб, я такой пилил в 35-м масштабе, информацию собирал по крупицам, что как крепиться и куда идет.
На сайте с 21.12.2010
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий