Регистрация Вход · Почистить куки

Су-9

Производитель:
Trumpeter, Amigo Models, Advanced Modeling, Eduard, QuickBoost, Master, Mini World, ResKit
Дата размещения:
3 марта 2025 года, 10:05
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Реактивная
Год выпуска:
после 1960
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:48

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию очередной долгострой, работа над которым заняла у меня около трех лет. Как обычно это будет сверхзвуковой перехватчик СССР в масштабе 1/48. На этот раз Су-9. В качестве прототипа был выбран Су-9 13й серии из экспозиции музея под открытым небом "аллея МиГов" на территории аэродрома Гидропорт, г. Одесса, который мне посчастливилось детально изучить в 2021 году. Данный борт нес боевую службу в составе 136 истребительного авиаполка (аэродром Кировское, Крым) куда он попал из 941 ИАП в Килпъявре, что под Мурманском. С выбором набора все максимально просто: никто не выпускает Су-9 в этом масштабе, кроме Trumpeter'a (02896). Дополнительно использовал афтермаркет: Amigo Models (форсажная камера и сопло двигателя АЛ-7Ф (48017), ПТБ с балочными держателями, БАНО), Advanced Modeling (Ракеты РС-2-УС (48200)), Eduard/Brassin (катапультируемое кресло КС-4 (648024)), QuickBoost (воздухозаборники (48677) и антенны (48679)), Master (штанги ПВД и пусковых устройств (AM-48-120)), Mini World (элементы воздухозаборника (A4833)), ResKit (колеса (RS48-0245)). Впрочем, далеко не все эти дополнения были в конечном счете применены по прямому назначению. Кроме того, в процессе работы над этим проектом мне пришлось освоить 3d моделирование, разработать декали и небольшой набор афтермаркета (Amigo Models: 1/48, воздухозаборники для Су-9 поздних серий выпуска). При первом ознакомлении с набором от Trumpeter'a у меня создалось впечатление (как оказалось, ложное), что это будет простая стройка. Модель изготовлена по чертежам В. Панькова, опубликованным в журнале М-Хобби и вполне неплохо им соответствует в плане общей геометрии. Вместе с тем, она воспроизводит ранний Су-9, в то время как борт из Кировского представляет собой машину поздних серий модифицированную в строю под возможность установки ракет Р-55 с ТГСН. Я не буду перечислять здесь всех неточностей и проблем данного набора. Просто укажу, что в нем не было элемента, который не потребовал бы глубоких переделок или полной замены. Наиболее критичные из них и, как по мне, невозможные к использованию, это элементы воздухозаборика, кабина, стойки и колеса шасси, вооружение с пилонами, подвесные топливные баки с балочными держателями, двигатель, а также все мелкие наружные элементы (антенны, штанги ПВД, воздухозаборники и пр.). Таким образом, из набора для дальнейшей работы я взял фюзеляж, консоли крыла с закрылками и элеронами, стабилизаторы, киль, фонарь, фюзеляжные и главные крыльевые щитки основных стоек шасси. В процессе ознакомления с прототипом мне удалось получить информацию по внутреннему устройству самолета и захотелось полностью воспроизвести воздушный канал. Для этого потребовалось изготовить сам канал, входное устройство двигателя и кабину с нишей переднего шасси и центральным телом воздухозаборника. Воздушный канал состоит из двух симметричных половин, сделанных из армированной тканью эпоксидной смолы по изготовленной из полимерной глины модели. После подгонки к двигателю и сращению с фюзеляжем он был надежно фиксирован в корпусе. Основой для двигателя послужила форсажная камера АЛ-7Ф от Amigo Models. Его передняя (компрессорная) часть строилась по доступным фотографиям и чертежам. Кабина, передняя ниша шасси и центральное тело воздухозаборника в наборе от Trumpeter'a даны тремя отдельными деталями, каждая из которых имеет мало общего с прототипом. Кроме того, у реального Су-9 они представляют собой единый элемент, окруженный с двух сторон воздушным каналом. Из листового пластика я сделал кабину, и находящуюся под ней переднюю нишу шасси. Для центрального тела воздухозаборника были использованы металлические детали от набора Mini World, скопированные для удобства обработки в смоле. Впрочем, как выяснилось впоследствии, центральное тело воздухозаборника из этого набора имеет неверную форму. Пришлось смоделировать новый корректный конус в Solid Works и установить его на модель. Кабина и ниша шасси дополнялась сделанными вручную деталями из пластика, металла и проволоки, а также напечатанными на фотополимерном принтере боковыми панелями инструментов, разъемами электрических кабелей, резервными авиагоризонтом, прицелом, ручкой управления самолетом и пр. Расшивка и мелкие наружные детали в целом неправильные. Я сохранил несколько линий расшивки на фюзеляже, но удалил все на крыле, стабилизаторах и киле. После сглаживания поверхности и нанесения новой расшивки/клепки самолет был собран воедино. В принципе, на этом этапе не возникло особых проблем. Крыло и киль хорошо стыкуются к фюзеляжу под нужным углом. Шасси. Отмечу, что мне понравилось как инженеры Trumpeter'a сделали характерную выштамповку на внутренней стороне ниш основных шасси. Она выглядит вполне аутентично и практически не потребовала изменений. В остальном, ниши, кроме общих обводов, были полностью переделаны. Также пришлось сделать заново основные стойки шасси, так как детали из набора даны слишком грубо и во многих аспектах неправильно. В общем, изготовить новые стойки, предварительно изменив угол установки траверсы, оказалось рациональнее, чем пытаться исправить имеющиеся. Штоки амортизаторов и штоки уборки шасси сделаны из стальных игл большого диаметра, которые также выступают в качестве армирующих элементов. На Су-9 каждая из ниш основного шасси закрывалась тремя щитками: одним фюзеляжным и двумя крыльевыми. Фюзеляжные и основные льевые щитки, после стачивания обшивки и некоторых модификаций, были взяты из набора. Дополнительные крыльевые щитки пришлось сделать самостоятельно. Несколько более сложные в плане геометрии и деталей щитки передней ниши были смоделированы в 3d. ПТБ и вооружение. Су-9 штатно оснащались подвесными топливными баками, применение которых предполагалось как для рутинных полетов, так и для перехвата. В наборе Trumpeter'a даны ранние ПТБ, отдаленно напоминающие таковые на машине из Монино. Кроме того, с баками идут неверные по форме и пропорциям балочные держатели. Для своей модели я применил отличные "сверхзвуковые" баки и держатели БД3-59 производства Amigo Models. Ракеты и пусковые устройства из набора также имеют мало общего с прототипом. АПУ пришлось сделать самостоятельно. В качестве замены ракет как раз пригодились недавно выпущенные РС-2-УС от Advanced Modeling. На Су-9 из Одессы наружные пилоны (АПУ-20Д) были доработаны для подвески ракет Р-55 и он, как все доработанные машины, должен был штатно оснащаться парой РС-2-УС и Р-55. Это, впрочем, не отменяет того, что самолет мог нести исключительно радийные ракеты. На свою модель я установил четыре РС-2-УС, крепящихся к пилонам на штифтах. Ближе к финалу сборки я снова обратился к кабине. Был установлен на место козырек и сдвижная часть фонаря (СЧФ). Последняя, кроме того что имеет несколько неверную форму, также в наборе воспроизводит ранние Су-9 с развитым остеклением. Начиная со средних серий, Су-9 оснащались СЧФ с остеклением уменьшенной площади. Это пришлось исправить в модели, а также переточить заднюю часть СЧФ. Внутри были добавлены все необходимые элементы, включая патрубки обдува стекла, ручки, тяги, задние стенки со штангой открывания и пр. Два кронштейна с импровизированными роликами встают в рельсы на боковых стенках кабины и СЧФ смещается по ним вперед-назад, как у прототипа. Отдельным элементом модели стало кресло. На Су-9 13й серии это КС-3. В наборе кресло даже близко не напоминало КС-3. Я приобрел несколько наборов афтермаркета, с разной степенью успешности копирующие КС-4 (Neomega, ResArm, Eduard), но в итоге понял, что кресло также нужно делать самостоятельно. Смоделированное в Solid Works и распечатанное кресло КС-3 с привязной системой от Eduard'а было установлено в модель. Заодно, я сделал КС-4 и КС-4-С-32 для следующих проектов. Су-9 практически не окрашивались. Везде, кроме зеленых радиопрозрачных элементов и поверхностей, окрашиваемых эмалью на основе алюминиевой пудры, самолеты покрывались прозрачным лаком и сохраняли цвета "натурального металла". Я попытался максимально точно и корректно воспроизвести т.н. "панельный эффект" на своей модели для чего использовал металлики Gunze, Tamyia, АКАН, а также очень ограниченно AK Interactive Xtreme Metal и Sunin. Кроме того, панели с разными отражающими свойствами покрывались лаками разной степени глянцевости/матовости. К сожалению, этот эффект практически не заметен на фото, сделанными в заливающем свете фотобокса. Для этого проекта я разработал декали, представляющие несколько бортов Су-9/11, а также технические надписи. При печати последние получились не очень хорошо. В итоге все технические надписи синего цвета были нанесены вручную. На реальных Су-9 они сравнительно быстро исчезали в процессе эксплуатации. Этот эффект также был воспроизведен на модели. Следы эксплуатации/выветривания/старения практически отсутствуют на фото как относительно новых, так и активно летавших машин. Поэтому я решил ограничиться лишь легким "везерингом". В заключении еще раз отмечу, что это был непростой для меня проект. Я благодарю всех сопричастных друзей и коллег (в частности, Михаила Путникова, коллектив Amigo Models/Advanced Modeling, Игоря Емашева и др.), а также сотрудников аэродрома Гидропорт, которые содействовали во всестороннем изучении и документировании этого замечательного самолета. Также я благодарю Павла Беляшева (Amigo Models) помогавшего мне в освоении 3d моделирования и подготовке готовых изделий. Особая благодарность Валерию Панькову. Без его интереса, глубоких знаний и помощи эта модель никогда бы не получилась в её настоящем виде.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.2899.1999.16
Средняя оценка: 99.2084 (все оценки)
Популярность модели: 88.09

Комментарии

Страницы: 1 2 3
Сергей Васильев (Gorazio)
54 года
На сайте с 26.05.2023
Сергей Васильев (Gorazio)
Великолепно! Не мог пройти мимо...
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
46 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Великолепно! Класс!
Владимир (Wings30)
62 года
На сайте с 05.09.2021
Владимир  (Wings30)
Цитата:
Великолепно! Не мог пройти мимо...

+100500!!!
Максим Россомахин (Rossomachin)
Москва
43 года
На сайте с 30.05.2019
Максим Россомахин (Rossomachin)
Я хоть и не авиатор, но не смог пройти мимо: очень понравились общее настроение и панельный эффект
Александр Филатов (Quo)
Ставрополь
69 лет
На сайте с 15.07.2010
Александр Филатов (Quo)
Шикарная модель! Есть на что посмотреть!
Андрей Коротков (AndyK)
52 года
На сайте с 14.09.2010
Андрей Коротков (AndyK)
Это просто высший пилотаж!
Sovetskij
Возраст неизвестен
На сайте с 29.07.2017
ВЕЛИКОЛЕПНО! Эталон для подражания.
Павел Сафонов (PavSaf)
Санкт-Петербург
41 год
На сайте с 05.07.2020
Павел Сафонов (PavSaf)
Серьезный подход! Респект!))
Эдуард (Ed Flancer)
Москва
55 лет
На сайте с 23.07.2019
Эдуард  (Ed Flancer)
Мне кажется прототип уступает модели по качеству исполнения, детализации и вообще, какое то колдунство!!!)
Alexus
Новосибирск
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Alexus
Очень понравилось!
Андрей Коротков (AndyK)
52 года
На сайте с 14.09.2010
Андрей Коротков (AndyK)
Цитата:
Мне кажется прототип уступает модели по качеству исполнения, детализации и вообще, какое то колдунство!!!)

Да вообще...Грешно так издеваться... Я только-только собирался вернуться в моделизьм, достать из коробки и сдуть вековую пыль с арографа, как тут такой удар под дых! ))
Александр Лобанов (Александр-Котлас)
Модель полного реализма.
Билли Рубин
Возраст неизвестен
На сайте с 15.02.2021
Билли Рубин
Уффф!!! Вот это дааа!!! Шик и блеск!!!
п.с. качество фотографии - просто шикарное!
Anryal
Возраст неизвестен
На сайте с 20.03.2017
Anryal
Сильно понравилась работа!
Игорь Емашев (EIE)
48 лет
На сайте с 02.08.2010
Игорь Емашев (EIE)
Максим , это шедевр! ну впрочем другого и не ожидалось!! Видел весь процесс в живую))
Матвей Богданов (Matvei_Bogdanov)
Кубань
50 лет
На сайте с 04.01.2015
Матвей Богданов (Matvei_Bogdanov)
Мне тоже понравилось.)
Comanche
Возраст неизвестен
На сайте с 12.03.2011
Comanche
Плакал от восторга
Сергей Рычков (sergei.ri4kov)
Омск
66 лет
На сайте с 18.02.2014
Сергей Рычков (sergei.ri4kov)
Высший пилотаж.
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Сургут
45 лет
На сайте с 11.09.2015
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Мои поздравления!!!
Сергей Николаев (NIKOSER)
Чехов
47 лет
На сайте с 13.08.2014
Сергей Николаев (NIKOSER)
Максим поздравляю с завершением долгостроя!


Коллеги, - в руках держал этот шедевр на стадии клепки, когда был в 22 году в Челябинске/Екатеринбурге - модель отвал башки. Описать эмоции не представляется возможным, работа очень крутая - подход Максима к работе на столько скрупулёзный, да что там говорить, все видно на фотографиях!
Страницы: 1 2 3
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Максим Синица
Максим Синица
Логин
MaximSinitsa
Д.Р.
5 марта 1985 года
На сайте с
31 октября 2019 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (12):

  • Игорь
  • Александр
  • Максим (AMS)
  • Георгий


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат