Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Здравствуйте уважаемые друзья!
Предлагаю вашему вниманию модель американского истребителя танков M10 от фирмы AFV Club.
В июне 1940 года германский Вермахт всего за месяц разгромил армию Франции, которая считалась сильнейшей в Европе. Этого никто не ожидал, и все военные державы мира пытались понять, как это произошло, и как в будущем необходимо бороться с немецкими танковыми клиньями. В США уже в июле 1940 года прошло совещание высших военных начальников, на которых было принято решение срочно формировать 55 противотанковых батальонов (дивизионов).
В теории решили, что такие части должны быть сосредоточены в отдалении от линии фронта, а при угрозе начала немецкого наступления быстро выдвигаться на угрожаемые участки, где вступать в борьбу с немецкими танками. Поэтому истребители танков необходимо было сделать высокомобильными. Часть из таких батальонов планировалось вооружить буксируемой артиллерией, а часть – самоходной. Но на тот момент, никаких самоходных пушек у американцев не было. Особенно этому радовался командующий Сухопутными войсками, артиллерист по специальности, генерал Лесли Макнейр. Он считал, что недорогие буксируемые пушки отлично сделают свои дело и не зачем производить дорогие бронированные гусеничные САУ. Как и в случае с тяжелыми танками «Першинг», разработку которых он всячески тормозил, Макнейр сильно ошибся…
Но, так как начальник генштаба и другие генералы Департамента вооружений были за развитие самоходной артиллерии, то промышленность быстро включилась работу. Были спроектированы две импровизированные противотанковые САУ – с 37-мм пушкой на базе автомашины Додж и с 76-ммм пушкой на базе полугусеничного броневика фирмы Вайт. С созданием чисто гусеничной машины оказалось все не так просто – САУ на базе танка М4А2 была готова только к осени 1942 года. Назвали ее М10 GMC и вооружили 76-мм пушкой, которая на тот момент гарантированно поражала все известные немецкие танки. Выпустили их более 6000 штук и эта САУ стала основным американским истребителем танков.
В СССР М10 американцы поставили в мизерном количестве – 50 шт, так как советские специалисты поздно узнали об этой машине, да и то случайно, просматривая документы по ремонту танков М4А2. Пришли эти М10 поздновато и попали на фронт летом 1944 года в составе двух самоходных артиллерийских полков. К тому времени М10 уже стремительно морально устаревали – в СССР появились танки и САУ с 85-мм пушками, да и М4А2 уже поставлялись с аналогичными 76-мм орудиями.
Поэтому больше М10 не заказывали, да и у них обнаружился существенный недостаток: открытая башня, через которую поражался экипаж - самолетами, гранатами, осколками и стрелковым огнем. Вообще, непонятно, почему американцы сделали башню без крыши. После боев в Нормандии они сами начали устанавливать на башню М10 импровизированные металлические крыши. Фактически получался обычный танк, но со слабой броней. Самое интересное, что основной расход снарядов у М10 приходился на фугасные боеприпасы. То есть это был просто аналог М4 «Шерман» для поддержки пехоты. Да, при грамотном применении М10 могли бороться и с «Тиграми» - «Пантерами», но собственная уязвимость при этом была слишком высокой.
Бронетехника США – одна из моих любимых тем. Собрал немало «Шерманов» и вот дошли руки до самоходок М10. В 2018 году Тамия выпустила отличный набор М10 – его тогда сваял с большим удовольствием. Теперь решил попробовать классический набор от AFV Club. Выпущен он в 1999 году – тогда эта фирма соревновалась с Академией, выпуская одновременно М10, М36 и британские «Ахиллесы». Так как Академия напутала с башней сильно ее заузив, то модели от AFV все же будут получше. М10 решил собирать как машину Красной Армии, благо что производитель дает в наборе правильные гусеницы. Если собирать Тамию – то там траки с резиновыми подушками, они нам не подойдут. Да и цена у модели Тамии в два раза выше, чем у AFV Club.
Деталей у модели немного, так что вполне можно собрать за вечер. Есть металлический ствол, зачем-то дана пружина, чтобы он двигался. Самое интересное, что нет снарядов – а их ложементы хорошо видны в открытой башне. Нашел подходящие в запасах. Гусеница у модели резиновая, площадь сопряжения концов у нее очень небольшая, поэтому клей не держит – приходится сшивать степлером и потом это место маскировать.
Так что собрал «из коробки», добавил всевозможную поклажу и смоляную фигуру от Эволюшн. Красил тамиевским акрилом. Фото реальных машин М10 в Красной Армии почти нет, так что непонятно, были ли на них номера и какие-либо надписи. Поэтому оставил модель без номера. Вот так вышел несложный и недорогой проект выходного дня – всем рекомендую.
Итак, 25 июля 1944 года, Красная Армия освобождает Польшу от немецких захватчиков, которые за время оккупации уничтожили 5 000 000 польских граждан, а это четверть населения довоенной Польши. Только что советская 2-я танковая армия выбила нацистов из крупнейшего польского города к востоку от реки Висла – Люблина. Несмотря на хорошо подготовленную оборону и недостаток пехоты у советских танковых подразделений, немцы не продержались и двух дней. Люблин сразу стал временной столицей Польши с советским правительством, в Варшаву столица переместилась только через год летом 1945.
Советский 1239-й самоходный артиллерийский полк из состава 2-й танковой армии в Люблин не вводился - М10 могли понести большие потери от стрелкового огня из окон и крыш домов, так как башни этим машин были совершенно открыты. Самоходные орудия М10 остановились в пригородах Люблина – экипажи приводят себя и технику в порядок, готовятся с дальнейшему наступлению на Варшаву.
Командир одной из М10 - Иван Финютин внимательно осматривает окрестности – всегда могут появиться отступающие немцы. Иван на фронте с осени 1941 года – начинал войну наводчиком 45-мм пушки в тяжелейших боях за Москву, был ранен в первом же бою. После излечения стал механиком-водителем на Т-34 и участвовал в знаменитом рейде 25-го танкового корпуса в тыл противника под Сталинградом, в феврале 1944 года назначен командиром американской самоходки М10 – освобождал советскую Белоруссию, а теперь вот Польшу. За бои в Польше он и получит звание Героя Советского Союза.
Дело было так. В утреннем тумане машина М10 Ивана пристроилась в хвост колонны отступающих немецких танков. Финютин отдал приказ наводчику: «Володя, когда они будут делать поворот, бей по переднему, потом расстреливай задний, а потом тех, что поставят тебе бок под прицел».
Дорога, по которой двигалась колонна, впереди поворачивала почти под прямым углом вправо - словно специально. Иван приостановил машину: вот уже три танка сделали поворот. Подал команду: «По головному - огонь!» Раздался выстрел. Передний танк, окутанный дымом, остановился. Подбили еще два танка в голове колонны и перенесли огонь на танк, следовавший в хвосте колонны. Немцы не сразу разобрались в случившемся. А когда поняли, стали разворачивать башни танков в сторону советской самоходки.
Одному это удалось, но выстрелить он не успел - его опередил наводчик М10 Петров: грянул выстрел, немецкий танк задымил и встал. Из горящих машин выскакивали танкисты, ошалевшие от грохота и дыма, но Иван их тут же косил из пулемета. Один вражеский танк стал уходить, отстреливаясь на ходу, но наши танкисты догнали его и метким выстрелом подожгли последнюю вражескую машину. За этот и другие подвиги, а за войну их было немало, наш герой получил звание Героя Советского Союза.
Иван Финютин дошел до Берлина и расписался на Рейхстаге, а после войны написал книгу «Путь до Берлина: записки танкиста». В родном городе Ивана - Самаре теперь есть бульвар имени Ивана Финютина, в микрорайоне, который строил его внук – Владимир Кошелев. На бульваре есть бронзовая скамья, на которую может присесть любой уставший путник – с краю на этой скамье расположился молодой советский солдат с гармонью, отлитый в бронзе на века. Имя героя не забыто…
Фотографии специально делаю большие, их лучше смотреть в полноэкранном режиме на компьютере или планшете - кликаем на правый верхний угол фото.
Традиционно качественное исполнение и модели и описания. Единственное решение, которое кажется не вполне обоснованным, так это такое сильное натирание "металлом" съёмных грунтозацепов на бортах. Если их ещё не ставили на гусеницы, то они потёрты слишком сильно. А если уже однажды использовали, то на них осталось слишком много краски. Я вот прямо сейчас сам в раздумьях, как покрасить точно такие же штуки на самоходке М8.
Евгениий, все уже сказали добавить не чего , одно лишь восхищение от выполненной работы, описание как всегда порадовало, а сколько танков в том бою подбил экипаж под командованием Финютина?
Комментарии
На сайте с 17.10.2016
На сайте с 26.11.2016
47 лет
На сайте с 11.08.2010
65 лет
На сайте с 19.10.2010
48 лет
На сайте с 04.02.2017
Возраст неизвестен
На сайте с 06.02.2018
Дмитрий, по поводу грунтозацепов - я так сильно не заморачивался ))...
На сайте с 21.04.2013
46 лет
На сайте с 21.11.2018
Возраст неизвестен
На сайте с 06.02.2018
Ух, я так и не понял, сколько танков - это описание боя записано дочерью Ивана. Может стоит поискать его книгу, там он должен точно описать свои бои.
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий