Регистрация Вход

Centurion prototype, Германия, 1945 г.

Производитель:
AFV Club 35308
Дата размещения:
17 августа 2020 года, 23:44
Раздел галереи:
Бронетехника
Тип бронетехники:
Танки
Модель времён ВМВ:
1939–1945
Год выпуска:
до 1960
Страна-производитель:
Великобритания
Масштаб модели:
1:35

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Здравствуйте уважаемые друзья!

Предлагаю вашему вниманию модель британского танка «Центурион» от фирмы AFV Club.

«Центурион» наряду с первыми в мире танками-ромбами МК I-V является самым известным танком производства Великобритании. Задуман он был как английский аналог немецкой «Пантеры» - здесь совпадение почти полное по всем основным техническим характеристикам. Правда, немцы «Пантеру» разработали в 1942 году и уже летом 1943 она воевала. Англичане смогли создать что-то подобное только к началу 1945 года, и на фронт «Центурион» не успел. Зато он прослужил гораздо дольше «Пантеры» - и в наше время (2020 г.) еще состоит на вооружении армии ЮАР. То есть танк получился реально хороший – с оптимальным сочетанием подвижности, бронезащиты и огневой мощи – что так редко бывает. И еще немаловажно – он прост в обслуживании и освоении танкистами.

Вообще, британское танкостроение во Второй Мировой войне было на догоняющих позициях – немцы всегда были на голову впереди по качеству своих танков. Проблема была в том, что в предвоенный период правительство Великобритании тратило финансы на развитие авиации и флота, а сухопутная армия была катастрофически недофинансирована. В итоге, к началу войны не было ни современных танков, ни КБ, способных их разрабатывать, да что говорить – не было ни грамотных танковых офицеров, ни рядового состава.

Ситуация усугубилась после того, как Британский экспедиционный корпус во Франции потерял всю свою технику – хорошо, что немцы остановились и позволили эвакуировать людей – этих же танкистов потом отправили воевать в Северную Африку. В итоге, в июне 1940 года на всем Британском острове с трудом можно было наскрести 200-300 танков – а ведь всерьез ожидали вторжения немцев. Хорошо, что оно не состоялось и немцы переключились на завоевание СССР.

Предвоенные британские теоретики разделили танки на легкие, крейсерские и пехотные, что было большой ошибкой. Легкие должны были использоваться для разведки и чтобы гонять туземцев в колониях. Пехотные должны были с черепашьей скоростью поддерживать атаки пехоты в стиле Первой Мировой войны. Да, пехотные танки несли непробиваемую для того времени броню, но имели пушку только с бронебойными болванками – полнейшая глупость. Сколько десятков таких снарядов надо выпустить, чтобы попасть в пулеметчика противника? А были бы фугасные – то хватило бы одного-двух снарядов. Крейсерские танки должны были действовать по типу рыцарской конницы – пробить размягченную оборону и устроить рейд по тылам противника. В общем, на бумаге вроде бы все гладко, но на практике ни один британский танк так и не оправдал свое предназначения: пехотные пытались использовать как крейсерские, и наоборот. А легкие танки вообще быстро стали абсолютно ненужными.

Еще одной большой ошибкой британцев была идея, что в случае войны гражданские коммерческие фирмы, производящие паровозы и автотехнику смогут быстро наладить производство современных танков. Оказалось, что нет. Танки выпускать начали, но они имели массу недостатков, нареканий из частей была уйма. Причем нарекания эти некому было рассматривать – не было централизованной структуры, занимавшейся анализом боевого применения танков и разработкой требований к новым проектам, а также тактики применения танков. Да и самих танковых войск по типу как в Германии и СССР не было. Были отдельные танковые дивизии крейсерских танков. И отдельные танковые бригады пехотных танков с разными задачами и разным подчинением.

В 1940 года был создан государственный Танковый комитет, в рамках которого появилось Бюро разработки и дизайна танков. Правда, штат этих организаций был мизерным, и только с учреждением Танковой школы в мае 1942 года со штатом около 150 человек, дела пошли в гору – специальные люди занялись обработкой и систематизацией всей информацией по своим танкам и танкам противника – так начал работать Танковый центр в Чобхеме. Там же испытывался захваченный в Африке немецкий «Тигр» и другие танки.

В итоге этой работы и был создан «Центурион». Спецификацию на его создание выпустили осенью 1943 года. Причем Танковая школа теперь отвечала за кооперацию коммерческих фирм по разработке и производству составных частей танка – до этого танк полностью разрабатывала одна фирма, и, как правило, его же и выпускала, ну кроме двигателя и вооружения.

Большой проблемой британского танкостроения было отсутствие надежного мощного двигателя. Так как танк планировался большой и тяжелый – 45 тонн, то такой двигатель нужен был позарез. Дизеля такого не было, а вот бензиновый был – знаменитый авиационный «Мерлин». К концу 1943 года британской промышленности удалось утолить двигательный голод у авиации, и появилась возможность выпустить на базе «Мерлина» танковый двигатель. Им и стал «Метеор» для «Центуриона». Как и все авиадвигатели, он вышел очень прожорливым, поэтому радиус действия «Центуриона» был катастрофически мал – около 100 км по проселку. Эту проблему удалось решить только израильтянам, когда они поставили на «Центурион» американский дизель «Каммингс».

Новый танк был готов в начале 1945 года. Позиционировался он как тяжелый крейсерский – хотя по факту стал основным танком. Британцы спешно отправили прототипы «Центурионов» на войсковые испытания в Германию, но война закончилась и новые танки просто погоняли по Европе для оценки надежности агрегатов. Кстати танкисты были очень довольны «Центурионами» - и их можно понять: после «Шерманов» и «Кромвелей», которых пробивали все противотанковые средства немцев, это был танк совершенно другого класса. А 17-фунтовая пушка могла пробить и «Тигр», и «Пантеру».

На параде союзников в Берлине мимо трибун прошли новейшие советские ИС-3 –британские генералы были просто шокированы. Они посчитали, что новейший «Центурион» проигрывает ИС-3. Поэтому решили, что основным должен быть танк потяжелее, с 120-мм пушкой, а «Центурион» будет временной заменой. Жизнь показала, что 65-тонный «Конкэрор» не стал основным, выпустили их всего около 200 штук и быстро сняли с вооружения. А вот временный «Центурион» производили 16 лет и выпустили 4500 штук. Ему на смену пришел настоящий ОБТ «Чифтен», впрочем, не ставший таким же знаменитым…

Британские танки – одна из моих любимых тем. Собирал уже и классический «Центурион» от Тамии, и новые модели от AFV Club выпуска с 2006 года. И вот, в 2020 году, появилась модель прототипа от AFV Club – очень этому делу порадовался и решил собрать. Правда цена на новые модели AFV Club становится все больше и больше, что огорчает. Модели «Центурионов» этой фирмы приблизительно все одинаковые и имеют один большой недостаток – резиновые катки. Даже не бандажи, а основная опорная часть катков выполнена из резины. Якобы это сделано для того, чтобы передать внутренние бороздки катка. Бред полный. Те моделисты, кому они так важны, купили бы смоляные катки. А так приходится мучиться с монтажом и окраской – резина клеится клеем, но неохотно. Может развалиться вся конструкция запросто. Из этой же противной резинки выполнены траки – очень мала поверхность скрепления ленты. По логике производителя ленту тоже надо клеить клеем, но он ее не берет – лента разваливается. Придется просто скобами степлером ее схватывать. И грунтовать, так как акрил на ней не держится.

В общем, модель собирается неплохо, хотя деталей немало. Собрал из коробки, добавил канистр и бидонов для антуража. Корма прототипа чуть удлинена, по сравнению обычным танком, но производитель этого не учел и порекомендовал трос сделать длиной 9 см. Так и сделал, естественно сантиметра не хватило – так что это надо учесть тем, кто пойдет по моим стопам. Красил тамиевским акрилом, вот такая модель «выходного дня».


Итак, Германия, лето 1945 года. Шесть прототипов новейшего британского танка «Центурион» проходят испытания в рамках операции «Sentry». Прототип №11 проезжает по пыльной дороге поверженной Германии. Командование очень спешило испытать новые танки в реальных боевых действиях, но война закончилась. Поэтому командир в башне танка расслаблен и совершенно не расстроен таким поворотом событий. Он очень рад, что ему довелось освоить первые экземпляры этого танка – вышла очень удачная машина. Жаль, что не появилась год назад, сколько жизней британских танкистов удалось бы спасти во время боев за Нормандию: танки «Кромвель» и «Шерман» горели как спички, но не могли достать своим пушками немецких бронированных монстров. Танкисты это знали, но все равно шли в бой, шли на смерть, освобождая Европу от нацизма…

Предвоенная политика экономии британского правительства показала, что финансисты не должны управлять государством – они угробили танковые войска, ведь это были лишние ненужные расходы. За эту экономию пришлось платить жизнями обычных английских парней, горящих в танках. Немцы могли спокойно расстреливать их с двух километров, что и постоянно происходило и в Северной Африке, и в Западной Европе. Казалось, что этот печальный опыт не должен повториться. Но война закончилась, и получилось то же самое: расходы на оборону сокращены радикально. Темп выпуска «Центурионов» сохранили в 20 танков в месяц, для того, чтобы не останавливать два государственных танковых завода – поэтому 4500 танков выпускали 16 лет. В настоящее время в Великобритании ситуация еще хуже – «танковые войска» насчитывают всего около 300 танков «Челленджер 2». Неизвестно сколько из них исправно. Фактически на Великобритании, как танковой державе поставлен крест. Теперь это танковый музей. Спасибо, финансистам и бухгалтерам. История ничему не учит, но потом больно наказывает…

Фотографии специально делаю большие, их лучше смотреть в полноэкранном режиме на компьютере или планшете - кликаем на правый верхний угол фото.

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.0499.0399.1
Средняя оценка: 99.0568 (все оценки)
Популярность модели: 81.25

Комментарии

Aviator98
Возраст неизвестен
На сайте с 17.10.2016
Aviator98
Редкий экземпляр! И работа, как всегда, очень зрелищная, Жень!
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
42 года
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Традиционно отличное исполнение! Очень понравилась работа.
Андрей (submariner)
43 года
На сайте с 20.12.2011
Андрей  (submariner)
Класс!Работа отличная, как всегда. Когда только успеваете?Или на вас бригада гномов работает?)))
GLOBASTER
Астрахань
49 лет
На сайте с 26.04.2013
GLOBASTER
Дорого и красиво.
Дмитрий Иванов (Hart)
50 лет
На сайте с 21.04.2013
Борис (Slon2110)
Москва
58 лет
На сайте с 04.07.2015
Борис  (Slon2110)
Описание понравилось. Мне как человеку, далекому от британского танкостроения, все стало понятно)))
Работа красивая получилась.
Евгений Гречаный (Panzer35)
Истра
46 лет
На сайте с 06.02.2018
Евгений Гречаный (Panzer35)
Друзья, спасибо всем за комменты, работаем дальше!

Своими работами хочу показать, что моделить танки - это простое, быстрое, приятное, а также познавательное занятие. Немало времени уходит на написание статьи и фотосессию.

А вообще, когда много практики, модели прямо сами-собой собираются и красятся ))... Уже целая очередь скопилась на завершающие штрихи...

Ну и рад, что кто то читает: сам узнал новое, с народом поделился - значит проект был не зря.
samsamych
Вятские Поляны
49 лет
На сайте с 16.11.2010
samsamych
Отличное исполнение !!!
Антон (Coroner43)
Самара
31 год
На сайте с 02.03.2010
Антон  (Coroner43)
Отец одного из самых воюющих танков мира, очень интересно. Только мне показалось уж больно надмоторная плита затерта до металла.
Евгений Гречаный (Panzer35)
Истра
46 лет
На сайте с 06.02.2018
Евгений Гречаный (Panzer35)
Коллеги спасибо за комменты, да что то сильно металлизация в этот раз у меня пошла ))... Даже при съемке модели пришлось чуть закрашивать ....

Всегда важно вовремя остановится и бить себя по рукам, чтобы не улучшать модель ))
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Евгений Гречаный
Евгений Гречаный
Логин
Panzer35
Д.Р.
7 июля 1974 года
Сайт
http://panzer35.ru
Город
Истра
На сайте с
6 февраля 2018 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (8):

  • Алексей
  • Den
  • Алексей
  • Дмитрий
  • Михаил
  • Алексей


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат