Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Остались важные для совести слова
И образы такие теплые для сердца
Летят года, людей уж нет, мутнеют карточки, тускнеют ордена,
Но не забыть и не предать мне Вас, закрыв в то сказочное время дверцу…
Август 1987
-Баб, а баб а долго мне еще дома сидеть? Я надолго наказан?
-Эвано как теперь заговорил. Тебе мил человек говорено было не прыгать по гаражам. Свалишься, а я потом что маме Свете скажу? Как мне в Ленинград такое докладывать?
-Но я ведь не свалился…
-Мать моя женщина, отец мужчина не свалился он…
Вот и сиди теперь дома. Будешь ты теперь как твой дед - узник совести.
-А что это, узник совести?
-Вон у деда спроси.
-Дед, а дед? Деда Боря, а Деда Боря, что такое узник совести?
Август 1943
-Эй, мазута, чего вылупился? Не нужно зенки свои таращить, этот фрайерок капитанский, при военнопленном статусном, вона как.
- В статусе военнопленного, чудак ты человек.
- Ты мне поумничай еще. Быстро с ним зашагаешь рядом, вот только капитану доложу, иди вон мойся да за стол садись, ишь как богато живут, даром что на железяке ездят…
- Това-рищ май-ор, то-ва-рищ ма-йо-р, ра, ра, разре… Борис Иванович, Колька… Колька…
-Да говори ты, кипит твое молоко…что с Колькой?
- Борис Иванович, Сан инструктор вернулась, Колька, Борис Иванович… Не выжил. Нет больше Кольки.
“Вот и еще одного радиста потерял. Суки. Капитанский фрайерок, говоришь. Где то мой “папаша” тут рядом был. Эх, только бы успеть затвор передернуть, только бы этот малахольный первым не выстрелил, и катись оно все к чертям, собачим…”
Август 1987
-Деда, попал?
-Попал.
-Убил?
-Убил.
- Кого убил? Борюсик, чего ты ребятёнку страсти рассказываешь? Совсем на старости лет беса в голове поселил.
- Кого-кого? Курицу. Курицу я убил.
-Деда…? Как курицу? Какую курицу? Ты ведь про фрица рассказывал?
- Нет, Степчик, курицу, курицу я убил, мы ведь тогда помылись и к столу сели, а есть ведь надо было что то. Вот и порешили курицу на суп. Это ты вон колбасы да сыра из Ленинграда с мамкой натащил и доволен, а у нас тогда с едой туго было.
-Ээээ, а узник совести тогда что?
- Мучился я потом всю жизнь, внучек. Совесть совсем замучила. Отругали меня потом сильно … за курицу.
Август 1998
- Ладно, бабуль, прости, нужно ехать мне, заговорились мы с тобой.
- Давай, давай, внучок, конечно, времени то мил человек уже вон скока…
- А ты чего это перебираешь?
- Да так, медали Борюсика моего смотрела, разговаривала с ним… Говорила, что вот ты должен приехать. Тяжело мне без него…
- А это что?
- Где? А, это? Это амнистия.
- Амнистия? За что? Он что в тюрьме сидел?
- После трибунала в 43, год лес валил за Уралом. Только потом восстановили.
- Это как так? Подожди, это за курицу что ли? Помню, он мне в детстве рассказывал.
- Да… за курицу. За фашистскую, поганую, пленную… курицу.
Добрый день, разрешите представить на Ваш суд мою диораму ”П-Презрение”. Это не первая моя работа, но первая которую я хотел бы показать Вам. По матчасти я перед стройкой задавал вопросы двум “местным” гуру, но один сослался на память (мол, все забыл), второй сказал, делай “сказку”. Поэтому делал на свой страх и риск, собирая информацию из интернета. На правильность не претендую, Вам лучше знать, но в любом случае буду признателен, если кто подскажет - могла ли быть такая машина летом 1943 года или вообще не в ту степь.
Сборка: Модель танка от Tamiya (35059). Набор я думаю, всем известен (с моторчиком и страшными фигурками), останавливаться не буду.
Заменил башню со стволом, катки, антенну с вводом, траки, выхлопные патрубки и их бронеколпаки, надгусеничные полки, фару, трос, кормовые болты, ящик ЗИП, решетку над двигателем и решетки воздушной системы . Использовал для этого наборы от MasterClub, Eureka XXL , Мир моделей, Комплект ЗиП, Miniarm, Elf, Dragon, Pepsi.
Фигурки от Stalingrad. Утварь Eureka XXL, MiniArt. Все красилось акрилом от Vallejo. Вся вспомогательная химия тоже от Vallejo.
Фотографировал двумя разными камерами, но все равно качеством фотографий не доволен. Буду тренироваться.
Буду очень рад ВСЕМ комментариям, но очень жду критики от Павла (из юго-восточной Азии, простите, но не знаю Вашей фамилии и со страной боюсь напутать), Александра Жарова, Михаила Уколова, Дениса Позднякова и Владислава Тимонина.
Цитата: Все понял, огромное спасибо!
Не за что. Михаил, небольшая поправка - пластик 0,5 мм (наждачкой сводил до 0,3-0,4 и потом кар.щетка)
Цитата: Спасибо, Степан, за приглашение поучаствовать в разборе Вашей работы. Без всякой лести мне очень понравилось. Владислав совершенно верно отметил идею работы. А это одно из важных составляющих творческой победы. Без идеи любая диорама превращается в покрашенный набор техники и фигур. А Ваша диорама даёт пищу для мозга, особенно с таким живым описанием. Я не знаю, к чему можно было бы придраться. Всё в очень достойном исполнении. А теперь, насколько я понял, будем ждать ещё четыре работы на букву "П". Наверное, эти слова и сюжеты у Вас уже в наличии. Но я позволю себе пофантазировать: "Паника" (немцы разбегаются от нашего атакующего танка), "Победа" (это понятно о чём), "Преодоление" (как вариант, переход через какую-то преграду), "Память". Ну, вот как-то так... С уважением к мастерству, творчеству и труду!!!
Александр, это Вам большое спасибо за внимание. Ваши работы вдохновляют! Вы абсолютно правы - слова и сюжеты и даже модели с миниатюрами уже в наличии.
По названиям - "Победа" и "Память" очень хотелось изначально, но это очень ответственно, и я не рискнул. У меня пока такие задумки - Притяжение, Противостояние, Презрение, Предзнаменование, и как предсказуемый итог Поражение.
Цитата: Танкисты в плен не брали....с обоих сторон....есть редкие фото где они(и наши и не наши) с интересом смотрят на бывших противников...для немца война закончилась, а для нашего???....дай бог выжил!
Мне понравилась работа!
Максим, спасибо! Вы правы, фашист отвоевался, Наш воевал дальше, но с перерывом в одиннадцать месяцев, дошел до Победы.
Цитата: Понравилась работа. Почва (дорога, обрывчик, лужок) - супер, прям фотография!
Танку немного тесно на диораме, но понятно, ограничения размеров накладываются. Вода в бочке хороша, а ушат пожалуй лишний. И забор может стоило несколько покосившимся сделать? Выпавшие доски и идеально ровный деревенский забор не стыкуются, для моего восприятия.
Но все равно - здорово!
Владимир, спасибо! Меня тоже не покидает мысль, что танку тесно, но он тут не главный.
Я начитавшись комментариев, к другим диорамам сместил фокусировку ближе к краю. Основную мысль выразил невидимой связью, так сказать, сверлением глазами фашиста нашим воином. И конечно же выражение презрения, даже башня танка отвернута в другую сторону от пленного.
Ушат вроде как для мытья, даже не думал насчет него (хотя получился он толстоват).
По забору – сначала тоже так хотел сделать, но потом передумал. Сделал типа да, не новый, не крашен, уже кое-где сломан, но стоит - не гнется, не сломлен, так сказать.
Цитата: Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Было бы в точку. Много боли и потерь - много ненависти.
Цитата: Отлично выполнена работа... И окрас, и фото отличные... Вообщем, очень здорово!!!
Геннадий, спасибо! От великого Мастера "горелышей" приятно услышать "очень здорово".
Цитата: Цитата:Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Было бы в точку. Много боли и потерь - много ненависти.
Нет, братцы извините, но нелЮдей на своих диорамах делать не буду.
Здорово! Работы выполнена не просто, как "собрать танчик", а как "наболевшее" что-ли... Это примерно, как песни Высоцкого про войну. Он не воевал, но фронтовики считали его своим. Фраза автора "нелЮдей на своих диорамах делать не буду" именно и объясняет этот подход. Тоже мечтаю собрать что-то по рассказам бабушек и дедушек, но пока не хватает мастерства). За историю - отдельное спасибо!
Все, кто хотел и мог отписались.
Позвольте теперь и я прокомментирую.
Про своё первое впечатление от диорамы Степана я уже сказал.
Теперь детали...
Расположение персонажей на диораме.
Танк:
О! С ним можно было ещё поработать! Это при таком то объёме, что было сделано, не составило особого труда, но, могло бы добавить драматизма.
Я думаю, но могу и ошибиться, что технику такого рода имело смысл ставить так, чтобы немедленно начать движение. (Скажем, налет вражеской авиации) Стало быть развернуть бы его...
Далее. Погиб радист. И тут вступает в дело метод (назову этот метод, метод от Шерлока Холмса), от обратного. Как погиб? В бою? А из чего это следует?
Лобовую броню Т-34 не все пушки пробивали. Но, было в ней два слабых места. Люк мехвода и пулемет. При попадании "залетали" внутрь танка, убивая тех, кто был за ними.
Как это сделать на диораме? Мне кажется достаточно просто выделить свежей краской с заходом за сварной шов всей пулеметной установки. Мол, после фатального для радиста попадания, приварили другую и тут же покрасили.
Где это сделали? Так в рембате! Мехвод пригнал 34-ку оттуда недавно. Вот и люки на башне закрыты. А люк мехвода открыт. И крышки смотровых приборов на нем тоже открыты. (Это важно!) Потому как не станут танкисты люки за собой летом закрывать. Боеготовность и всё такое. Это объяснение закрытых люков башни и открытого люка мехвода. (Не надо бояться отсутствия внутрянки танков на диораме. Есть - хорошо! Нет? Да бог с ней! Её отсутствие мало кто заметит, наличие, мало кто оценит. А вот от закрытых люков многое страдает. В том числе и здравый смысл.)
На мой взгляд не хватает третьей фигурки, конвоира. Вообще, по неписаным, хотя нет, писаным, в книге "Искусство Диорамы". Автор: Александр Завалий, правилам, очень хорошо, когда количество фигур на диораме нечетное.
Да и, опять же, драматизма добавило бы.
А раз уж танк к фронту развернут, так и шли бы они с другой стороны.
Как раз наши справа, немцы слева.
Так на всех картах, и, если я не ошибаюсь во многих и многих фильмах о войне. Ни кто не задумывался, почему?
Так воспринимается комфортнее. Мозг, на уровне подсознания, без задержки "считывает" привычную информацию. Другое расположение наших и немцев тоже может быть, но эту информацию уже надо "переварить", а это отвлекает от главного - действия на самой диораме.
ППШ "на стене", как в классической пьесе, должен выстрелить! Вот и дыра в заборе. Туда Борис поднырнет и ка-а-а-ак...
Одно неприятно, получается, в спину стрелять будет...
По описанию, отправят его после трибунала в 43-м за Урал лес валить?
Вот тут, Степан, извините, не верю.
Штрафной батальон? - Да.
Расстрел? За немца? Вряд ли.
Военный трибунал и лесоповал за Уралом? Разве так могло быть?
Наоборот, во время войны оттуда зеков на фронт везли, а чтобы фронтовиков в лагеря? Не слыхал.
Поэтому, скорее всего Борюсик ногу потерял, когда кровью искупал. А Внучку так Бабуля и говорила: не лезь на гаражи! а то будешь всю жизнь на костылях, как дед!
Очень понравилось в Вашем подходе к диораме то, что Вы думаете о том, что было с действующими лицами до того, что будет после. Это очень важно для моделиста-диорамщика. Не теряйте этой способности.
Уф! Многабукаф...
По мелочам. Понравилась идея с дырками от гвоздей в заборе. Возьму на вооружение! Вот только сами дырки зря такие. Не масштабные они, да и чтобы сквозь них видно было?! Мне кажется, что достаточно просто наколоть иглой и оттонировать. Ну, а если гвоздик загнутый торчать оставить...
Понятно, что места на диораме мало. Но, скорее всего, не стоит обрезать такие мелкие объекты, как скамья, по краю диорамы. Не нужно это.
Чуть бы побольше основание.
Название на букву?! Вы поставили себя в очень узкие рамки. Тут бывает люди свои диорамы, вообще, назвать никак не могут. А Вы на букву! Качаю головой и жду следующих работ.
Давно так не писал. Зацепила диорама.
Спасибо, Степан!
Цитата: Здорово! Работы выполнена не просто, как "собрать танчик", а как "наболевшее" что-ли... Это примерно, как песни Высоцкого про войну. Он не воевал, но фронтовики считали его своим. Фраза автора "нелЮдей на своих диорамах делать не буду" именно и объясняет этот подход. Тоже мечтаю собрать что-то по рассказам бабушек и дедушек, но пока не хватает мастерства). За историю - отдельное спасибо!
Алексей, спасибо! Я в растерянности и мне не комфортно - мою поделку сравнили с песнями Высоцкого. Насчет мастерства - у меня его тоже нет, но было очень большое желание "написать" маленький рассказ диорамой. Шел к этому три года тренировок (не скажу что упорных). Потом появилась идея с пятью словами, потом образы, потом модели и миниатюры. Немного жаль, что первая выставленная диорама всем понравилась (планка очень сильно задрана), но я буду стараться. Еще раз спасибо за отзыв!
Цитата: Все, кто хотел и мог отписались.
Позвольте теперь и я прокомментирую.
Про своё первое впечатление от диорамы Степана я уже сказал.
Теперь детали...
Расположение персонажей на диораме.
Танк:
О! С ним можно было ещё поработать! Это при таком то объёме, что было сделано, не составило особого труда, но, могло бы добавить драматизма.
Я думаю, но могу и ошибиться, что технику такого рода имело смысл ставить так, чтобы немедленно начать движение. (Скажем, налет вражеской авиации) Стало быть развернуть бы его...
Далее. Погиб радист. И тут вступает в дело метод (назову этот метод, метод от Шерлока Холмса), от обратного. Как погиб? В бою? А из чего это следует?
Лобовую броню Т-34 не все пушки пробивали. Но, было в ней два слабых места. Люк мехвода и пулемет. При попадании "залетали" внутрь танка, убивая тех, кто был за ними.
Как это сделать на диораме? Мне кажется достаточно просто выделить свежей краской с заходом за сварной шов всей пулеметной установки. Мол, после фатального для радиста попадания, приварили другую и тут же покрасили.
Где это сделали? Так в рембате! Мехвод пригнал 34-ку оттуда недавно. Вот и люки на башне закрыты. А люк мехвода открыт. И крышки смотровых приборов на нем тоже открыты. (Это важно!) Потому как не станут танкисты люки за собой летом закрывать. Боеготовность и всё такое. Это объяснение закрытых люков башни и открытого люка мехвода. (Не надо бояться отсутствия внутрянки танков на диораме. Есть - хорошо! Нет? Да бог с ней! Её отсутствие мало кто заметит, наличие, мало кто оценит. А вот от закрытых люков многое страдает. В том числе и здравый смысл.)
На мой взгляд не хватает третьей фигурки, конвоира. Вообще, по неписаным, хотя нет, писаным, в книге "Искусство Диорамы". Автор: Александр Завалий, правилам, очень хорошо, когда количество фигур на диораме нечетное.
Да и, опять же, драматизма добавило бы.
А раз уж танк к фронту развернут, так и шли бы они с другой стороны.
Как раз наши справа, немцы слева.
Так на всех картах, и, если я не ошибаюсь во многих и многих фильмах о войне. Ни кто не задумывался, почему?
Так воспринимается комфортнее. Мозг, на уровне подсознания, без задержки "считывает" привычную информацию. Другое расположение наших и немцев тоже может быть, но эту информацию уже надо "переварить", а это отвлекает от главного - действия на самой диораме.
ППШ "на стене", как в классической пьесе, должен выстрелить! Вот и дыра в заборе. Туда Борис поднырнет и ка-а-а-ак...
Одно неприятно, получается, в спину стрелять будет...
По описанию, отправят его после трибунала в 43-м за Урал лес валить?
Вот тут, Степан, извините, не верю.
Штрафной батальон? - Да.
Расстрел? За немца? Вряд ли.
Военный трибунал и лесоповал за Уралом? Разве так могло быть?
Наоборот, во время войны оттуда зеков на фронт везли, а чтобы фронтовиков в лагеря? Не слыхал.
Поэтому, скорее всего Борюсик ногу потерял, когда кровью искупал. А Внучку так Бабуля и говорила: не лезь на гаражи! а то будешь всю жизнь на костылях, как дед!
Очень понравилось в Вашем подходе к диораме то, что Вы думаете о том, что было с действующими лицами до того, что будет после. Это очень важно для моделиста-диорамщика. Не теряйте этой способности.
Уф! Многабукаф...
По мелочам. Понравилась идея с дырками от гвоздей в заборе. Возьму на вооружение! Вот только сами дырки зря такие. Не масштабные они, да и чтобы сквозь них видно было?! Мне кажется, что достаточно просто наколоть иглой и оттонировать. Ну, а если гвоздик загнутый торчать оставить...
Понятно, что места на диораме мало. Но, скорее всего, не стоит обрезать такие мелкие объекты, как скамья, по краю диорамы. Не нужно это.
Чуть бы побольше основание.
Название на букву?! Вы поставили себя в очень узкие рамки. Тут бывает люди свои диорамы, вообще, назвать никак не могут. А Вы на букву! Качаю головой и жду следующих работ.
Давно так не писал. Зацепила диорама.
Спасибо, Степан!
Пока всё.
Владислав, это Вам большое спасибо за Ваши замечания (наконец то) и вопросы с советами.
Я чувствую, что сейчас пойду по зыбкому, но желание развиваться дальше в правильном направлении заставляет делать это.
По танку абсолютно точное замечание по расположению, все стараются не сдавать задом перед движением после стоянки, обычно все сразу ставят технику носовой частью по ходу будущего движения. Пошел на это только для того чтоб показать "отвращение" техники к фрицу (поворот башни в лево) и чтобы не ставить кормой к командиру (связь техники и человека бала колоссальной). Также хотел показать причину гибели радиста (вот сейчас совсем тонко-тонко) попадание в нос по правому борту между полкой и траком. Поэтому нет переднего правого крыла, полка замята и заменены два передних катка.
Про люки и "реснички" полностью принимаю. Будет учтено.
Конвоир обдумывался очень долго, и ведь фигурка была, но место для него никак не находилось, пришлось отказаться.
Про нечетное количество фигур тогда вопрос - планирую "Притяжение". Действующие лица - полуторка, водитель и девушка с ведрами (на коромысле и конечно же с полными). Получается четное количество, третий, как говорится лишний.
Обрезать мелкие объекты больше не буду, учтено.
Отверстия в заборе не масштабны, это факт. Переборщил, признаю, учтено.
Гвоздик пытался сделать (и не один), мастерства не хватило, выходили болты какие-то.
Рассказ, есть рассказ, не прибавить не убавить, но можно воспринимать его как быль, без претензий на 100% истину.
Название на букву, мне кажется это обычное дело при создании диорамы, не модели с миниатюрой, а именно диорамы. Показать рассказ моделями.
Также про названия повторюсь наверно, но все есть для этого (даже таблички), только собирай и крась.
Еще раз огромное спасибо за Ваши отзывы, буду стараться!
С повреждениями Вы слишком замаскировались. Мне кажется, что такие знаковые дела имеет смысл как то выделить.
А с двумя фигурками, можно рассмотреть вариант вдовы с грустью с расстояния смотрящей на папочку. Но это надобно по сюжету и композиции обыгрывать.
Заведите Сказку, там люди общительные, а советы бесценны.
Цитата: Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Птичка нарукавная и нагрудная, спарывались в обязательном порядке с одежды. Посмотрите фото того времени, нигде не найдете пленных солдат с "символикой". Может, кому из высших офицеров разрешалось, но вряд ли.
Диорама очень понравилась. Мне знакомый ветеран рассказывал, как он (наводчик Су-152) после Балатонской операции, видел колонну пленных немцев, которую вели мимо их самоходки. Он попросил конвоира показать ему живого эсэсовца, если такой есть в колонне, конвоир сказал, что эсэсовец есть. Танкист подошел к этому эсэсовцу и посмотрел на него вупор, именно так, как на диораме, с П-презрением и пронзительным взглядом. А немец плюнул ему в лицо... Наш самоходчик вскочил в свою Су-152, зарядил картуз (заряд без снаряда - там раздельное заряжание) и выстрелил в сторону пленных холостым (как крейсер Аврора))).. "Всю колонну, человек 25, как языком слизало", - рассказывал он. Потом они на самоходке быстренько уехали, его искали, нашли, но не судили. Только не дали орден Красного Знамени, к которому до этого представили - в качестве наказания.. А в Будапеште самоходку сожгли из фаустпатрона, погиб весь экипаж, кроме наводчика, дошедшего до конца войны и рассказавшего эту историю мне, лет 11 назад..
Цитата: Цитата:Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Птичка нарукавная и нагрудная, спарывались в обязательном порядке с одежды. Посмотрите фото того времени, нигде не найдете пленных солдат с "символикой". Может, кому из высших офицеров разрешалось, но вряд ли.
Диорама очень понравилась. Мне знакомый ветеран рассказывал, как он (наводчик Су-152) после Балатонской операции, видел колонну пленных немцев, которую вели мимо их самоходки. Он попросил конвоира показать ему живого эсэсовца, если такой есть в колонне, конвоир сказал, что эсэсовец есть. Подошел к этому эсэсовцу и посмотрел на него, именно так, как на диораме, с П-презрением и пронзительным взглядом. А немец плюнул ему в лицо... Наш самоходчик вскочил в свою Су-152, зарядил картуз (заряд без снаряда - там раздельное заряжание) и выстрелил в сторону пленных холостым (как крейсер Аврора))).. "Всю колонну, человек 25, как языком слизало", - рассказывал он. Потом они на самоходке быстренько уехали, его искали, нашли, но не судили. Только не дали орден Красного Знамени, к которому до этого представили - в качестве наказания.. А в Будапеште самоходку сожгли из фаустпатрона, погиб весь экипаж, кроме наводчика, дошедшего до конца войны и рассказавшего эту историю мне, лет 11 назад..
Не стану спорить. Просто попробую представить, что после пленения первым делом спарывались петлицы, шевроны, погоны,награды и т.п.
А по интересной истории, ничего не известно про конвоира? Его отойти подальше попросили или вместе с пленными аннигилировали?
Я про это тоже сразу спросил ))) Ему сказали, чтобы быстро за самоходку зашел. Нашего никто бы убивать не стал )
К сожалению, ветерана уже нет в живых. Он охотно рассказывал про войну, про Балатонскую операцию и штурм Будапешта. Меня в гости приглашал, а времени все не было. До сих пор жалею, много интересного можно было узнать.. Бравый был дядька, бодрый, всю войну прошел.
А на форме оставляли пленным петлицы. Там, где свастика - все убиралось. Эта история, как раз была рассказана, когда я его спросил, как воевали немцы и сильные ли были противники. Вот он и рассказал, к тому, что разные были..
Ну спарывались, так спарывались. Намекнуть на СС можно было и прорисовав более темным места откуда спороли. Характерную птичку на левом рукаве не перепутать.
Но тут дело в другом. Степан, я так понял, не хочет их изображать. Хотя вариант с его расстрелом беспроигрышный. Письмо из освобождённой деревни в руку. Застывший взгляд, и СС из-за танка. ППШ в руки и привет...
Состояние аффекта.
Напомнило мне рассказ дедова дядьки (пусть будет Д.). Был он танкистом, и прошел войну с 22 июня 41ого, дошел до Берлина, а потом еще и в Манчжурии отметился.
Во время операции Багратион в 1944ом, танковая рота под его командой вошла в сожженную до тла деревню. На деревьях висели трупы стариков, женщин и детей. А посреди улицы стоял Т-26, тот самый, в котором в июле 41ого Д. горел. Снаряд из 105мм пушки попал в башню, командир и башнер погибли, а Д., на тот момент молодой мехвод, получил тяжелое ранение. Жители этой деревни его спрятали и выходили. Увидев такое, он сам сел за рычаги и рванул на танке куда глаза глядят. На узкой дороге, где по бокам болота, они наткнулись на немецкую колонну из примерно сотни нестроевых и гражданских нецев и нескольких телег, выходящую из окружения. Приказав не стрелять, он раскатал ее гусеницами, несмотря на попытки сдаться, не ушел никто. Несколько раз туда-сюда, на полном газу.... На попытки экипажа возмутиться ответил нечеловеческим ревом и извлечением из кобуры нагана. Потом всю жизнь этот кошмар его преследовал. Чтобы как-то сгладить ситуацию его за это еще и наградили, красное знамя "за единоличное уничтожение неприятельской колонны".
Потом кстати ни в роте, ни в батальоне (когда он комбатом стал), зверств по отношению к гражданским не допускал, чтобы не быть "как они".
Комментарии
46 лет
На сайте с 01.07.2014
Все понял, огромное спасибо!
Не за что. Михаил, небольшая поправка - пластик 0,5 мм (наждачкой сводил до 0,3-0,4 и потом кар.щетка)
Цитата:
Спасибо, Степан, за приглашение поучаствовать в разборе Вашей работы. Без всякой лести мне очень понравилось. Владислав совершенно верно отметил идею работы. А это одно из важных составляющих творческой победы. Без идеи любая диорама превращается в покрашенный набор техники и фигур. А Ваша диорама даёт пищу для мозга, особенно с таким живым описанием. Я не знаю, к чему можно было бы придраться. Всё в очень достойном исполнении. А теперь, насколько я понял, будем ждать ещё четыре работы на букву "П". Наверное, эти слова и сюжеты у Вас уже в наличии. Но я позволю себе пофантазировать: "Паника" (немцы разбегаются от нашего атакующего танка), "Победа" (это понятно о чём), "Преодоление" (как вариант, переход через какую-то преграду), "Память". Ну, вот как-то так... С уважением к мастерству, творчеству и труду!!!
Александр, это Вам большое спасибо за внимание. Ваши работы вдохновляют! Вы абсолютно правы - слова и сюжеты и даже модели с миниатюрами уже в наличии.
По названиям - "Победа" и "Память" очень хотелось изначально, но это очень ответственно, и я не рискнул. У меня пока такие задумки - Притяжение, Противостояние, Презрение, Предзнаменование, и как предсказуемый итог Поражение.
Цитата:
Танкисты в плен не брали....с обоих сторон....есть редкие фото где они(и наши и не наши) с интересом смотрят на бывших противников...для немца война закончилась, а для нашего???....дай бог выжил!
Мне понравилась работа!
Максим, спасибо! Вы правы, фашист отвоевался, Наш воевал дальше, но с перерывом в одиннадцать месяцев, дошел до Победы.
Цитата:
Понравилась работа. Почва (дорога, обрывчик, лужок) - супер, прям фотография!
Танку немного тесно на диораме, но понятно, ограничения размеров накладываются. Вода в бочке хороша, а ушат пожалуй лишний. И забор может стоило несколько покосившимся сделать? Выпавшие доски и идеально ровный деревенский забор не стыкуются, для моего восприятия.
Но все равно - здорово!
Владимир, спасибо! Меня тоже не покидает мысль, что танку тесно, но он тут не главный.
Я начитавшись комментариев, к другим диорамам сместил фокусировку ближе к краю. Основную мысль выразил невидимой связью, так сказать, сверлением глазами фашиста нашим воином. И конечно же выражение презрения, даже башня танка отвернута в другую сторону от пленного.
Ушат вроде как для мытья, даже не думал насчет него (хотя получился он толстоват).
По забору – сначала тоже так хотел сделать, но потом передумал. Сделал типа да, не новый, не крашен, уже кое-где сломан, но стоит - не гнется, не сломлен, так сказать.
56 лет
На сайте с 20.03.2014
39 лет
На сайте с 29.03.2012
Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Было бы в точку. Много боли и потерь - много ненависти.
46 лет
На сайте с 01.07.2014
Отлично выполнена работа... И окрас, и фото отличные... Вообщем, очень здорово!!!
Геннадий, спасибо! От великого Мастера "горелышей" приятно услышать "очень здорово".
Цитата:
Цитата:Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Было бы в точку. Много боли и потерь - много ненависти.
Нет, братцы извините, но нелЮдей на своих диорамах делать не буду.
Возраст неизвестен
На сайте с 26.09.2017
На сайте с 13.09.2010
Позвольте теперь и я прокомментирую.
Про своё первое впечатление от диорамы Степана я уже сказал.
Теперь детали...
Расположение персонажей на диораме.
Танк:
О! С ним можно было ещё поработать! Это при таком то объёме, что было сделано, не составило особого труда, но, могло бы добавить драматизма.
Я думаю, но могу и ошибиться, что технику такого рода имело смысл ставить так, чтобы немедленно начать движение. (Скажем, налет вражеской авиации) Стало быть развернуть бы его...
Далее. Погиб радист. И тут вступает в дело метод (назову этот метод, метод от Шерлока Холмса), от обратного. Как погиб? В бою? А из чего это следует?
Лобовую броню Т-34 не все пушки пробивали. Но, было в ней два слабых места. Люк мехвода и пулемет. При попадании "залетали" внутрь танка, убивая тех, кто был за ними.
Как это сделать на диораме? Мне кажется достаточно просто выделить свежей краской с заходом за сварной шов всей пулеметной установки. Мол, после фатального для радиста попадания, приварили другую и тут же покрасили.
Где это сделали? Так в рембате! Мехвод пригнал 34-ку оттуда недавно. Вот и люки на башне закрыты. А люк мехвода открыт. И крышки смотровых приборов на нем тоже открыты. (Это важно!) Потому как не станут танкисты люки за собой летом закрывать. Боеготовность и всё такое. Это объяснение закрытых люков башни и открытого люка мехвода. (Не надо бояться отсутствия внутрянки танков на диораме. Есть - хорошо! Нет? Да бог с ней! Её отсутствие мало кто заметит, наличие, мало кто оценит. А вот от закрытых люков многое страдает. В том числе и здравый смысл.)
На мой взгляд не хватает третьей фигурки, конвоира. Вообще, по неписаным, хотя нет, писаным, в книге "Искусство Диорамы". Автор: Александр Завалий, правилам, очень хорошо, когда количество фигур на диораме нечетное.
Да и, опять же, драматизма добавило бы.
А раз уж танк к фронту развернут, так и шли бы они с другой стороны.
Как раз наши справа, немцы слева.
Так на всех картах, и, если я не ошибаюсь во многих и многих фильмах о войне. Ни кто не задумывался, почему?
Так воспринимается комфортнее. Мозг, на уровне подсознания, без задержки "считывает" привычную информацию. Другое расположение наших и немцев тоже может быть, но эту информацию уже надо "переварить", а это отвлекает от главного - действия на самой диораме.
ППШ "на стене", как в классической пьесе, должен выстрелить! Вот и дыра в заборе. Туда Борис поднырнет и ка-а-а-ак...
Одно неприятно, получается, в спину стрелять будет...
По описанию, отправят его после трибунала в 43-м за Урал лес валить?
Вот тут, Степан, извините, не верю.
Штрафной батальон? - Да.
Расстрел? За немца? Вряд ли.
Военный трибунал и лесоповал за Уралом? Разве так могло быть?
Наоборот, во время войны оттуда зеков на фронт везли, а чтобы фронтовиков в лагеря? Не слыхал.
Поэтому, скорее всего Борюсик ногу потерял, когда кровью искупал. А Внучку так Бабуля и говорила: не лезь на гаражи! а то будешь всю жизнь на костылях, как дед!
Очень понравилось в Вашем подходе к диораме то, что Вы думаете о том, что было с действующими лицами до того, что будет после. Это очень важно для моделиста-диорамщика. Не теряйте этой способности.
Уф! Многабукаф...
По мелочам. Понравилась идея с дырками от гвоздей в заборе. Возьму на вооружение! Вот только сами дырки зря такие. Не масштабные они, да и чтобы сквозь них видно было?! Мне кажется, что достаточно просто наколоть иглой и оттонировать. Ну, а если гвоздик загнутый торчать оставить...
Понятно, что места на диораме мало. Но, скорее всего, не стоит обрезать такие мелкие объекты, как скамья, по краю диорамы. Не нужно это.
Чуть бы побольше основание.
Название на букву?! Вы поставили себя в очень узкие рамки. Тут бывает люди свои диорамы, вообще, назвать никак не могут. А Вы на букву! Качаю головой и жду следующих работ.
Давно так не писал. Зацепила диорама.
Спасибо, Степан!
Пока всё.
46 лет
На сайте с 01.07.2014
Здорово! Работы выполнена не просто, как "собрать танчик", а как "наболевшее" что-ли... Это примерно, как песни Высоцкого про войну. Он не воевал, но фронтовики считали его своим. Фраза автора "нелЮдей на своих диорамах делать не буду" именно и объясняет этот подход. Тоже мечтаю собрать что-то по рассказам бабушек и дедушек, но пока не хватает мастерства). За историю - отдельное спасибо!
Алексей, спасибо! Я в растерянности и мне не комфортно - мою поделку сравнили с песнями Высоцкого. Насчет мастерства - у меня его тоже нет, но было очень большое желание "написать" маленький рассказ диорамой. Шел к этому три года тренировок (не скажу что упорных). Потом появилась идея с пятью словами, потом образы, потом модели и миниатюры. Немного жаль, что первая выставленная диорама всем понравилась (планка очень сильно задрана), но я буду стараться. Еще раз спасибо за отзыв!
Цитата:
Все, кто хотел и мог отписались.
Позвольте теперь и я прокомментирую.
Про своё первое впечатление от диорамы Степана я уже сказал.
Теперь детали...
Расположение персонажей на диораме.
Танк:
О! С ним можно было ещё поработать! Это при таком то объёме, что было сделано, не составило особого труда, но, могло бы добавить драматизма.
Я думаю, но могу и ошибиться, что технику такого рода имело смысл ставить так, чтобы немедленно начать движение. (Скажем, налет вражеской авиации) Стало быть развернуть бы его...
Далее. Погиб радист. И тут вступает в дело метод (назову этот метод, метод от Шерлока Холмса), от обратного. Как погиб? В бою? А из чего это следует?
Лобовую броню Т-34 не все пушки пробивали. Но, было в ней два слабых места. Люк мехвода и пулемет. При попадании "залетали" внутрь танка, убивая тех, кто был за ними.
Как это сделать на диораме? Мне кажется достаточно просто выделить свежей краской с заходом за сварной шов всей пулеметной установки. Мол, после фатального для радиста попадания, приварили другую и тут же покрасили.
Где это сделали? Так в рембате! Мехвод пригнал 34-ку оттуда недавно. Вот и люки на башне закрыты. А люк мехвода открыт. И крышки смотровых приборов на нем тоже открыты. (Это важно!) Потому как не станут танкисты люки за собой летом закрывать. Боеготовность и всё такое. Это объяснение закрытых люков башни и открытого люка мехвода. (Не надо бояться отсутствия внутрянки танков на диораме. Есть - хорошо! Нет? Да бог с ней! Её отсутствие мало кто заметит, наличие, мало кто оценит. А вот от закрытых люков многое страдает. В том числе и здравый смысл.)
На мой взгляд не хватает третьей фигурки, конвоира. Вообще, по неписаным, хотя нет, писаным, в книге "Искусство Диорамы". Автор: Александр Завалий, правилам, очень хорошо, когда количество фигур на диораме нечетное.
Да и, опять же, драматизма добавило бы.
А раз уж танк к фронту развернут, так и шли бы они с другой стороны.
Как раз наши справа, немцы слева.
Так на всех картах, и, если я не ошибаюсь во многих и многих фильмах о войне. Ни кто не задумывался, почему?
Так воспринимается комфортнее. Мозг, на уровне подсознания, без задержки "считывает" привычную информацию. Другое расположение наших и немцев тоже может быть, но эту информацию уже надо "переварить", а это отвлекает от главного - действия на самой диораме.
ППШ "на стене", как в классической пьесе, должен выстрелить! Вот и дыра в заборе. Туда Борис поднырнет и ка-а-а-ак...
Одно неприятно, получается, в спину стрелять будет...
По описанию, отправят его после трибунала в 43-м за Урал лес валить?
Вот тут, Степан, извините, не верю.
Штрафной батальон? - Да.
Расстрел? За немца? Вряд ли.
Военный трибунал и лесоповал за Уралом? Разве так могло быть?
Наоборот, во время войны оттуда зеков на фронт везли, а чтобы фронтовиков в лагеря? Не слыхал.
Поэтому, скорее всего Борюсик ногу потерял, когда кровью искупал. А Внучку так Бабуля и говорила: не лезь на гаражи! а то будешь всю жизнь на костылях, как дед!
Очень понравилось в Вашем подходе к диораме то, что Вы думаете о том, что было с действующими лицами до того, что будет после. Это очень важно для моделиста-диорамщика. Не теряйте этой способности.
Уф! Многабукаф...
По мелочам. Понравилась идея с дырками от гвоздей в заборе. Возьму на вооружение! Вот только сами дырки зря такие. Не масштабные они, да и чтобы сквозь них видно было?! Мне кажется, что достаточно просто наколоть иглой и оттонировать. Ну, а если гвоздик загнутый торчать оставить...
Понятно, что места на диораме мало. Но, скорее всего, не стоит обрезать такие мелкие объекты, как скамья, по краю диорамы. Не нужно это.
Чуть бы побольше основание.
Название на букву?! Вы поставили себя в очень узкие рамки. Тут бывает люди свои диорамы, вообще, назвать никак не могут. А Вы на букву! Качаю головой и жду следующих работ.
Давно так не писал. Зацепила диорама.
Спасибо, Степан!
Пока всё.
Владислав, это Вам большое спасибо за Ваши замечания (наконец то) и вопросы с советами.
Я чувствую, что сейчас пойду по зыбкому, но желание развиваться дальше в правильном направлении заставляет делать это.
По танку абсолютно точное замечание по расположению, все стараются не сдавать задом перед движением после стоянки, обычно все сразу ставят технику носовой частью по ходу будущего движения. Пошел на это только для того чтоб показать "отвращение" техники к фрицу (поворот башни в лево) и чтобы не ставить кормой к командиру (связь техники и человека бала колоссальной). Также хотел показать причину гибели радиста (вот сейчас совсем тонко-тонко) попадание в нос по правому борту между полкой и траком. Поэтому нет переднего правого крыла, полка замята и заменены два передних катка.
Про люки и "реснички" полностью принимаю. Будет учтено.
Конвоир обдумывался очень долго, и ведь фигурка была, но место для него никак не находилось, пришлось отказаться.
Про нечетное количество фигур тогда вопрос - планирую "Притяжение". Действующие лица - полуторка, водитель и девушка с ведрами (на коромысле и конечно же с полными). Получается четное количество, третий, как говорится лишний.
Обрезать мелкие объекты больше не буду, учтено.
Отверстия в заборе не масштабны, это факт. Переборщил, признаю, учтено.
Гвоздик пытался сделать (и не один), мастерства не хватило, выходили болты какие-то.
Рассказ, есть рассказ, не прибавить не убавить, но можно воспринимать его как быль, без претензий на 100% истину.
Название на букву, мне кажется это обычное дело при создании диорамы, не модели с миниатюрой, а именно диорамы. Показать рассказ моделями.
Также про названия повторюсь наверно, но все есть для этого (даже таблички), только собирай и крась.
Еще раз огромное спасибо за Ваши отзывы, буду стараться!
На сайте с 13.09.2010
А с двумя фигурками, можно рассмотреть вариант вдовы с грустью с расстояния смотрящей на папочку. Но это надобно по сюжету и композиции обыгрывать.
Заведите Сказку, там люди общительные, а советы бесценны.
На сайте с 02.08.2013
Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Птичка нарукавная и нагрудная, спарывались в обязательном порядке с одежды. Посмотрите фото того времени, нигде не найдете пленных солдат с "символикой". Может, кому из высших офицеров разрешалось, но вряд ли.
Диорама очень понравилась. Мне знакомый ветеран рассказывал, как он (наводчик Су-152) после Балатонской операции, видел колонну пленных немцев, которую вели мимо их самоходки. Он попросил конвоира показать ему живого эсэсовца, если такой есть в колонне, конвоир сказал, что эсэсовец есть. Танкист подошел к этому эсэсовцу и посмотрел на него вупор, именно так, как на диораме, с П-презрением и пронзительным взглядом. А немец плюнул ему в лицо... Наш самоходчик вскочил в свою Су-152, зарядил картуз (заряд без снаряда - там раздельное заряжание) и выстрелил в сторону пленных холостым (как крейсер Аврора))).. "Всю колонну, человек 25, как языком слизало", - рассказывал он. Потом они на самоходке быстренько уехали, его искали, нашли, но не судили. Только не дали орден Красного Знамени, к которому до этого представили - в качестве наказания.. А в Будапеште самоходку сожгли из фаустпатрона, погиб весь экипаж, кроме наводчика, дошедшего до конца войны и рассказавшего эту историю мне, лет 11 назад..
На сайте с 13.09.2010
Цитата:Цитата:Только вот презрение?
А если серому петлички черные? Черепушку на кепку? Да птичку имперскую на левый рукав?
И назвать "Ненавижу!"
Как тогда?
Птичка нарукавная и нагрудная, спарывались в обязательном порядке с одежды. Посмотрите фото того времени, нигде не найдете пленных солдат с "символикой". Может, кому из высших офицеров разрешалось, но вряд ли.
Диорама очень понравилась. Мне знакомый ветеран рассказывал, как он (наводчик Су-152) после Балатонской операции, видел колонну пленных немцев, которую вели мимо их самоходки. Он попросил конвоира показать ему живого эсэсовца, если такой есть в колонне, конвоир сказал, что эсэсовец есть. Подошел к этому эсэсовцу и посмотрел на него, именно так, как на диораме, с П-презрением и пронзительным взглядом. А немец плюнул ему в лицо... Наш самоходчик вскочил в свою Су-152, зарядил картуз (заряд без снаряда - там раздельное заряжание) и выстрелил в сторону пленных холостым (как крейсер Аврора))).. "Всю колонну, человек 25, как языком слизало", - рассказывал он. Потом они на самоходке быстренько уехали, его искали, нашли, но не судили. Только не дали орден Красного Знамени, к которому до этого представили - в качестве наказания.. А в Будапеште самоходку сожгли из фаустпатрона, погиб весь экипаж, кроме наводчика, дошедшего до конца войны и рассказавшего эту историю мне, лет 11 назад..
Не стану спорить. Просто попробую представить, что после пленения первым делом спарывались петлицы, шевроны, погоны,награды и т.п.
А по интересной истории, ничего не известно про конвоира? Его отойти подальше попросили или вместе с пленными аннигилировали?
На сайте с 02.08.2013
К сожалению, ветерана уже нет в живых. Он охотно рассказывал про войну, про Балатонскую операцию и штурм Будапешта. Меня в гости приглашал, а времени все не было. До сих пор жалею, много интересного можно было узнать.. Бравый был дядька, бодрый, всю войну прошел.
А на форме оставляли пленным петлицы. Там, где свастика - все убиралось. Эта история, как раз была рассказана, когда я его спросил, как воевали немцы и сильные ли были противники. Вот он и рассказал, к тому, что разные были..
На сайте с 13.09.2010
Но тут дело в другом. Степан, я так понял, не хочет их изображать. Хотя вариант с его расстрелом беспроигрышный. Письмо из освобождённой деревни в руку. Застывший взгляд, и СС из-за танка. ППШ в руки и привет...
Состояние аффекта.
На сайте с 02.08.2013
На сайте с 13.09.2010
Там не след от птички, там другая форма - камуфляж эсэсовский..
Где?! Там?! Я что-то пропустил?
На сайте с 02.08.2013
На сайте с 13.09.2010
там, где отпороли
Осталось выяснить где камуфляж? И многое для меня прояснится.
43 года
На сайте с 21.04.2015
Напомнило мне рассказ дедова дядьки (пусть будет Д.). Был он танкистом, и прошел войну с 22 июня 41ого, дошел до Берлина, а потом еще и в Манчжурии отметился.
Во время операции Багратион в 1944ом, танковая рота под его командой вошла в сожженную до тла деревню. На деревьях висели трупы стариков, женщин и детей. А посреди улицы стоял Т-26, тот самый, в котором в июле 41ого Д. горел. Снаряд из 105мм пушки попал в башню, командир и башнер погибли, а Д., на тот момент молодой мехвод, получил тяжелое ранение. Жители этой деревни его спрятали и выходили. Увидев такое, он сам сел за рычаги и рванул на танке куда глаза глядят. На узкой дороге, где по бокам болота, они наткнулись на немецкую колонну из примерно сотни нестроевых и гражданских нецев и нескольких телег, выходящую из окружения. Приказав не стрелять, он раскатал ее гусеницами, несмотря на попытки сдаться, не ушел никто. Несколько раз туда-сюда, на полном газу.... На попытки экипажа возмутиться ответил нечеловеческим ревом и извлечением из кобуры нагана. Потом всю жизнь этот кошмар его преследовал. Чтобы как-то сгладить ситуацию его за это еще и наградили, красное знамя "за единоличное уничтожение неприятельской колонны".
Потом кстати ни в роте, ни в батальоне (когда он комбатом стал), зверств по отношению к гражданским не допускал, чтобы не быть "как они".
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий