Регистрация Вход · Почистить куки

Як-23

Производитель:
Special Hobby
Дата размещения:
6 мая 2015 года, 20:26
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Реактивная
Год выпуска:
до 1960
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:72

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Здравствуйте коллеги! С наступающим всех великим праздником победы!!! Погодка удалась решил сфотографировать старичка. Модель собрана из коробки, обзор делал, вот он  http://karopka.ru/community/user/14468/?MODEL=320620. Из доработок  клепка и урезал задние стабилизаторы, в чертежи не влазят великоваты и дбавил гидравлику на переднюю стойку. Красил красками мистер хобби, тонировка акварель, лак футура и сверху полуматовый акан. Вот как то так! История данного спертого борта.  В октябре 1953 г. ЦРУ провело операцию «Проект Альфа» (Project Alpha) по переброске в США для изучения и испытаний истребителя Як-23. Самолет перевозили из «Балканской страны №1» в «Балканскую страну №2». «Балканская страна №1», Югославия, согласилась временно передать американцам Як. За истребителем на аэродром Панчево, что недалеко от Белграда, прилетел транспортный С-124. Истребитель перевезли в США на авиабазу Райт-Паттерсон в разобранном виде. Сборка велась под наблюдением югославских специалистов. Первый в США полет Як-23 выполнил 4 ноября 1953 г. Всего с 4 по 25 ноября летчик-испытатель ВВС США подполковник Фред Вольф выполнил восемь полетов. В США на Як смываемой краской нанесли американские опознавательные знаки и регистрационный номер «FU-599». Перед возвращением самолета «хозяевам» всю символику с него смыли.

К работе привлекли очень ограниченный круг лиц. Случайно увидевшим Як, его представляли как X-5. Экспериментальный Х-5 действительно имел некоторое внешнее сходство с Як-23.

Надо сказать, что Як в то время представлял для США интерес лишь постольку, поскольку он, как полагали тогда в США, в больших количествах состоял на вооружении ВВС Болгарии, Румынии, Чехословакии и Польши. Уже к ноябрю 1953 г. в распоряжении американцев появился более совершенный, чем Як-23, истребитель МиГ-15.

В отчете по испытаниям Яка американцами были сделаны следующие выводы:


«Як-23, подобно своим предшественникам, является одноместным легким истребителем-низкопланом. Самолет оснащен лишь самым необходимым бортовым оборудованием. К достоинствам самолета относятся взлетные качества, хорошие разгонные характеристики, высокая скороподъемность. Недостатки: отсутствие гермокабины, ограничение по скорости М=0,8, плохая путевая устойчивость на приборной скорости выше 600 км/ч.»

В конце ноября или в начале декабря Як-23 на С-124 доставили обратно в Белград.

Эта история о появлении Яка в США была опубликованная в журнале ВВС США «Air Force» (№6/ 2004). Понятно, что эта история не совсем полная. К примеру, американцы так и не объяснили, откуда вообще самолет этого типа появился в самой Югославии и почему югославы оказали янки подобную любезность. Попробуем прояснить эту ситуацию.

Югославия после разрыва отношений с СССР стала получать военную помощь от США. В марте 1953 г. в Батайнице выполнили посадку первые четыре Т-33, а в июне — первый F-84G «Тандерджет». В июле югославские специалисты получили возможность ознакомиться и с реактивным истребителем советского производства: 24 июля на Як-23 в Югославию перелетел летчик ВВС Румынии Михай Дьякону. Истребитель передали для испытаний в Опытный авиационный центр (Ваздухопловни опитни центар). На Яке летали трое югославских летчиков-испытателей: капитаны Водопивец (17 полетов, налет 8 ч 27 мин), Тодорович (три полета, налет 1 ч 14 мин), Пребег (один полет, налет 20 мин). Летчики оценили Як-23 как скоростной самолет с хорошей управляемостью.

На детальные испытания времени не было, так как о Яке узнали представители ЦРУ США. Американцы обратились с просьбой передать Як им. Высшее руководство Югославии в просьбе США не отказало. В Америку Як сопровождали офицеры Опытного центра полковник-инженер Коста Сивчев и подполковник-инженер Милорад Спасич, а также специалист по авиационному вооружению майор Мирослав Борас, специалист по авиационному оборудованию майор Звонимир Кос и инженер Авиационно-технического института Бранислав Иованович.

Так Як попал в США. Это сербская версия, которая выглядит гораздо достовернее американской. О дальнейшей судьбе этого Як-23 в открытой печати сведений не публиковалось. Кстати, о самом перелете румынского летчика в СФРЮ общественности стало известно только 35 лет спустя. В 1956 г. югославы вернули Як Румынии, а Михай Дьякону жил в Белграде, по крайней мере, до середины 1990-х гг.


 

Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.8398.8698.92
Средняя оценка: 98.8678 (все оценки)
Популярность модели: 79.51

Комментарии

Страницы: 1 2
Дмитрий Андрюхов (ada77-27)
. Комсомольск-на -Амуре.
47 лет
На сайте с 30.06.2012
Дмитрий Андрюхов (ada77-27)
Отлично смотрится !!!
Фотоссет на высоте .
Автор удалён
с сайта
Отличная работа... И история познавательная...
Андрей Доукша (Agres124)
Возраст неизвестен
На сайте с 20.08.2014
Андрей Доукша (Agres124)
С удовольствием посмотрел и с интересом почитал! Отлично!
Сергей Красильников (sk16rus)
Казань
Возраст неизвестен
На сайте с 02.12.2013
Сергей Красильников (sk16rus)
Симпатичный аппарат!
Евгений (denzo)
42 года
На сайте с 03.07.2011
Евгений   (denzo)
Классная работа!
Александр Филатов (Quo)
Ставрополь
68 лет
На сайте с 15.07.2010
Александр Филатов (Quo)
Интересная история самолета. Модель хорошая.
Малиновский
Возраст неизвестен
На сайте с 08.06.2012
Малиновский
Класс! Хорошая модель, интересная история!
Егор Снитко (snitok1983)
Калининград / Краснодар
40 лет
На сайте с 30.10.2010
Егор Снитко (snitok1983)
Отличная работа! Все, как мне нравится: и шикарный клеп, и необычный вариант прототипа!!!
Alexus
Новосибирск
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Alexus
Очень красиво!
Максим (AMS) (makiss)
Темников
39 лет
На сайте с 31.07.2012
Максим (AMS)  (makiss)
Ребят спасибо за теплые слова!!!
анестезиолог
59 лет
На сайте с 26.01.2013
анестезиолог
Отлично! - брюхо только не показали..
Loki
48 лет
На сайте с 02.05.2012
Loki
Отличная работа! Очень приятно посмотреть!!!
Мансур Батманов (unb320)
46 лет
На сайте с 14.12.2013
Мансур Батманов (unb320)
Отличная работа! Отличный фотосет!
Роман Карабут (dezde4ado)
Саратов
54 года
На сайте с 04.08.2011
Роман Карабут (dezde4ado)
Отличная модель и интересная история!
Максим (AMS) (makiss)
Темников
39 лет
На сайте с 31.07.2012
Максим (AMS)  (makiss)
Анестезиолог и Локи спасибо, жаль не знаю ваших имен!
Максим (AMS) (makiss)
Темников
39 лет
На сайте с 31.07.2012
Максим (AMS)  (makiss)
Мансур Роман спасибо!
And!e
Киров
41 год
На сайте с 09.02.2010
And!e
мне понравился, и история интересная!
Andrey Stan
Возраст неизвестен
На сайте с 04.12.2015
Andrey Stan
есть альтернативная версия про этого Яка, про "албанца" - http://www.airwar.ru/history/locwar/lamerica/yak23/yak23.html
Andrey Stan
Возраст неизвестен
На сайте с 04.12.2015
Andrey Stan
Фонарь явно не "из коробки", родной колпак так просто не может встать, ну и толщина... Павла?
Страницы: 1 2
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат

Warning: mkdir(): File exists in /home/karopka/www/rzgn/r4_libs.php on line 400

Warning: rmdir(/home/karopka/www/rzgn/6622f3140b774): No such file or directory in /home/karopka/www/rzgn/r4_libs.php on line 417