Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
Приветствую уважаемое сообщество! В 1936 году в харьковском конструкторском бюро под руководством И. Немана был создан новый самолет-разведчик. Машина, получившая название ХАИ-5, разрабатывалась на основе пассажирского самолета ХАИ-1 и унаследовала от него основные черты – схему моноплана с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси, а также цельнодеревянную конструкцию. Стремясь обеспечить высокие скоростные качества, конструкторы применили закрытую пулеметную турель и отказались от наружной подвески бомб в пользу внутреннего бомбоотсека. Прототип ХАИ-5 построили на харьковском авиазаводе № 135 и облетали в июне 1936 года. Машина показала явное преимущество над существующими разведчиками-бипланами, и ее приняли на вооружение, присвоив обозначение Р-10. В мае – июне 1937 года были изготовлены 10 предсерийных машин. Однако полномасштабный выпуск задерживался ввиду проблем с технологией производства. До конца 1937 года сдали лишь около 20 Р-10, а за восемь месяцев следующего года – еще 100 машин. После этого военные отказались принимать новые самолеты, требуя повысить качество их изготовления. Приемка возобновилась лишь в апреле 1939 года, когда основные недостатки Р-10 были устранены. До начала 1940 года было выпущено 493 самолета Р-10: 358 на заводе № 135 и 135 на саратовском заводе № 292. Первой частью, получившей самолеты Р-10, стала 43-я авиабригада. Она дислоцировалась в окрестностях Харькова, поблизости от завода, выпускавшего эти самолеты, – что облегчало освоение новой техники. Впоследствии начались поставки Р-10 в другие части – например, по состоянию на февраль 1939 года 45 таких самолетов имелось в ВВС 1-й Отдельной Краснознаменной армии на Дальнем Востоке. В 1938 году первые Р-10 поступили в морскую авиацию – на Черноморский и Балтийский флоты. С 1939 года Р-10 передавались в войсковую авиацию – отдельным эскадрильям, приданным корпусам. В походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 года задействовали шесть эскадрилий Р-10:34, 36, 44 и 52-ю в Украине, а также 30-ю и 43-ю – в Белоруссии. Несколько частей, вооруженных Р-10, приняли участие в советско-финской войне. По результатам этой кампании был сделан вывод о непригодности Р-10 к боевым операциям в новых условиях – скорость, еще недавно считавшаяся едва не рекордной, теперь уже была недостаточной. Следствием стала ускоренная передача Р-10 в учебные заведения. По состоянию на 22 июня 1941 года в строевых авиационных частях, расположенных в европейской части СССР, имелось до 180 боеспособных самолетов Р-10. Многие из них в первые же дни войны были уничтожены на аэродромах Западного и Киевского особых военных округов.Оставшиеся в строю части на самолетах Р-10 из внутренних военных округов перебросили летом 1941 года на самые опасные участки фронта. В частности, 25-я ОРАЭ в конце июня прибыла из Донбасса на Западный фронт, но уже 20 июля из-за больших потерь была выведена в тыл. На Юго-Западном фронте воевала 7-я ОРАЭ. Часть, располагавшая к началу войны 21 Р-10, в ожесточенных боях к 15 сентября 1941 года потеряла все свои самолеты и большинство экипажей. Достаточно долгой оказалась карьера Р-10 в морской авиации. С первых дней войны на них воевал 25-й авиаполк Черноморского флота. Летом 1942 года самолеты Р-10 в составе авиации ЧФ выполняли задачи по поддержке войск, оборонявших Кавказ, активно содействовали 18-й и 47-й армиям и морской пехоте на подступах к Новороссийску и Туапсе. В августе 1942 года перевели на Кавказ 23-й штурмовой авиаполк (ШАП), в составе которого имелись три эскадрильи, укомплектованные самолетами Р-10. Вскоре 1-ю и 3-ю A3 этого полка отправили на Балтику, оставшиеся же Р-10 воевали на Черном море до сентября 1943 года. Их применяли в качестве легких бомбардировщиков, а главными целями для Р-10 были небольшие катера и баржи. На Балтике прибывшие с Черного моря эскадрильи Р-10 включили в 73-й БАП, базировавшийся под Ленинградом. Здесь они использовались как ночные бомбардировщики для нанесения ударов по немецким аэродромам и другим объектам. Последние упоминания о боевых действиях с участием самолетов Р-10 содержатся в списке воздушных побед финской авиации, в котором отмечено уничтожение двух таких монопланов 23 и 30 июня 1944 года. Модель из смолы от замечательного мастера Козырева доставила немалое удовольствие от сборки. Мне досталась, я думаю, улучшенная версия этого набора. Там уже присутствовал силовой набор в кабинах пилота и стрелка и зализы крыла уже соответствую фотографиям прототипа. Переделывать и дополнять пришлось совсем немного. Заменен ШКАС на металлический от миниворлда, с нуля изготовлена турель МВ-3, и прорезано остекление в нижней части фюзеляжа. Краска Алклад, лак от ЗИП макет.
Привет,Роман! Отличная модель,с пополнением! А у меня была от Pavla,но и она уже стала очень редкой. Мой старший брат хорошо знал Александра Немана,сына знаменитого конструктора,с которым он уже в 90-х встретился вновь в Североморске,где тот служил после окончания Ленинградского училища ВМФ,готовивших офицеров подводников..
Хорошо получился аппарат. Пожалуй можно придраться к непрозрачности фонаря, возможно это низкое качество отливки или результат покраски. можно было бы подправить прозрачность футурой ( конечно если последняя имеет место быть в наличии). Удивляет низкий интерес к в общем-то редкой модели. Как по мне эта машина в своей странности (уродстве) может поспорить со Скайрейдером, чем привлекательна. Завидую, хотел бы такой в свою коллекцию. Удачи.
Редкая модель.
Жаль что много пустого места на фото
Лучше откадрировать (пример привел).
И фото сохранил, пытался прочитать надпись на борту но не удалось.
Просьба переделать фотосессию
Комментарии
На сайте с 03.02.2012
На сайте с 25.12.2014
59 лет
На сайте с 18.07.2010
56 лет
На сайте с 15.09.2007
На сайте с 17.10.2010
Жаль что много пустого места на фото
Лучше откадрировать (пример привел).
И фото сохранил, пытался прочитать надпись на борту но не удалось.
Просьба переделать фотосессию
55 лет
На сайте с 04.08.2011
На сайте с 17.10.2016
55 лет
На сайте с 04.08.2011
45 лет
На сайте с 11.09.2015
Возраст неизвестен
На сайте с 30.01.2020
На сайте с 14.03.2018
47 лет
На сайте с 28.11.2012
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий