Регистрация Вход

Р-10

Производитель:
Козырев А.Н.
Дата размещения:
17 июля 2021 года, 14:48
Раздел галереи:
Авиация
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Поршневая
Модель времён ВМВ:
1939–1945
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:72
Год выпуска:
до 1960

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Приветствую уважаемое сообщество!
В 1936 году в харьковском конструкторском бюро под руководством И. Немана был создан новый самолет-разведчик. Машина, получившая название ХАИ-5, разрабатывалась на основе пассажирского самолета ХАИ-1 и унаследовала от него основные черты – схему моноплана с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси, а также цельнодеревянную конструкцию. Стремясь обеспечить высокие скоростные качества, конструкторы применили закрытую пулеметную турель и отказались от наружной подвески бомб в пользу внутреннего бомбоотсека.
Прототип ХАИ-5 построили на харьковском авиазаводе № 135 и облетали в июне 1936 года. Машина показала явное преимущество над существующими разведчиками-бипланами, и ее приняли на вооружение, присвоив обозначение Р-10.
В мае – июне 1937 года были изготовлены 10 предсерийных машин. Однако полномасштабный выпуск задерживался ввиду проблем с технологией производства. До конца 1937 года сдали лишь около 20 Р-10, а за восемь месяцев следующего года – еще 100 машин. После этого военные отказались принимать новые самолеты, требуя повысить качество их изготовления. Приемка возобновилась лишь в апреле 1939 года, когда основные недостатки Р-10 были устранены. До начала 1940 года было выпущено 493 самолета Р-10: 358 на заводе № 135 и 135 на саратовском заводе № 292.
 Первой частью, получившей самолеты Р-10, стала 43-я авиабригада. Она дислоцировалась в окрестностях Харькова, поблизости от завода, выпускавшего эти самолеты, – что облегчало освоение новой техники. Впоследствии начались поставки Р-10 в другие части – например, по состоянию на февраль 1939 года 45 таких самолетов имелось в ВВС 1-й Отдельной Краснознаменной армии на Дальнем Востоке. В 1938 году первые Р-10 поступили в морскую авиацию – на Черноморский и Балтийский флоты. С 1939 года Р-10 передавались в войсковую авиацию – отдельным эскадрильям, приданным корпусам. В походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию в сентябре 1939 года задействовали шесть эскадрилий Р-10:34, 36, 44 и 52-ю в Украине, а также 30-ю и 43-ю – в Белоруссии. Несколько частей, вооруженных Р-10, приняли участие в советско-финской войне. По результатам этой кампании был сделан вывод о непригодности Р-10 к боевым операциям в новых условиях – скорость, еще недавно считавшаяся едва не рекордной, теперь уже была недостаточной. Следствием стала ускоренная передача Р-10 в учебные заведения.
 По состоянию на 22 июня 1941 года в строевых авиационных частях, расположенных в европейской части СССР, имелось до 180 боеспособных самолетов Р-10. Многие из них в первые же дни войны были уничтожены на аэродромах Западного и Киевского особых военных округов.Оставшиеся в строю части на самолетах Р-10 из внутренних военных округов перебросили летом 1941 года на самые опасные участки фронта. В частности, 25-я ОРАЭ в конце июня прибыла из Донбасса на Западный фронт, но уже 20 июля из-за больших потерь была выведена в тыл. На Юго-Западном фронте воевала 7-я ОРАЭ. Часть, располагавшая к началу войны 21 Р-10, в ожесточенных боях к 15 сентября 1941 года потеряла все свои самолеты и большинство экипажей.
 Достаточно долгой оказалась карьера Р-10 в морской авиации. С первых дней войны на них воевал 25-й авиаполк Черноморского флота. Летом 1942 года самолеты Р-10 в составе авиации ЧФ выполняли задачи по поддержке войск, оборонявших Кавказ, активно содействовали 18-й и 47-й армиям и морской пехоте на подступах к Новороссийску и Туапсе. В августе 1942 года перевели на Кавказ 23-й штурмовой авиаполк (ШАП), в составе которого имелись три эскадрильи, укомплектованные самолетами Р-10. Вскоре 1-ю и 3-ю A3 этого полка отправили на Балтику, оставшиеся же Р-10 воевали на Черном море до сентября 1943 года. Их применяли в качестве легких бомбардировщиков, а главными целями для Р-10 были небольшие катера и баржи. На Балтике прибывшие с Черного моря эскадрильи Р-10 включили в 73-й БАП, базировавшийся под Ленинградом. Здесь они использовались как ночные бомбардировщики для нанесения ударов по немецким аэродромам и другим объектам. Последние упоминания о боевых действиях с участием самолетов Р-10 содержатся в списке воздушных побед финской авиации, в котором отмечено уничтожение двух таких монопланов 23 и 30 июня 1944 года.
 Модель из смолы от замечательного мастера Козырева доставила немалое удовольствие от сборки. Мне досталась, я думаю, улучшенная версия этого набора. Там уже присутствовал силовой набор в кабинах пилота и стрелка и зализы крыла уже соответствую фотографиям прототипа. Переделывать и дополнять пришлось совсем немного. Заменен ШКАС на металлический от миниворлда, с нуля изготовлена турель МВ-3, и прорезано остекление в нижней части фюзеляжа.
Краска Алклад, лак от ЗИП макет.
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
999999
Средняя оценка: 99 (все оценки)
Популярность модели: 84.23

Комментарии

Александр Ионас (IONAS)
62 года
На сайте с 03.02.2012
Александр Ионас (IONAS)
Привет,Роман! Отличная модель,с пополнением! А у меня была от Pavla,но и она уже стала очень редкой. Мой старший брат хорошо знал Александра Немана,сына знаменитого конструктора,с которым он уже в 90-х встретился вновь в Североморске,где тот служил после окончания Ленинградского училища ВМФ,готовивших офицеров подводников..
Юрий Горожанкин (Gorajanidze80)
41 год
На сайте с 25.12.2014
SAURON
Киев
56 лет
На сайте с 18.07.2010
Михаил Басков (galgaz)
Россия,Крым
53 года
На сайте с 15.09.2007
Михаил Басков (galgaz)
Хорошо получился аппарат. Пожалуй можно придраться к непрозрачности фонаря, возможно это низкое качество отливки или результат покраски. можно было бы подправить прозрачность футурой ( конечно если последняя имеет место быть в наличии). Удивляет низкий интерес к в общем-то редкой модели. Как по мне эта машина в своей странности (уродстве) может поспорить со Скайрейдером, чем привлекательна. Завидую, хотел бы такой в свою коллекцию. Удачи.
Борис (BorisV) администратор
56 лет
На сайте с 17.10.2010
Борис  (BorisV)
Редкая модель.
Жаль что много пустого места на фото
Лучше откадрировать (пример привел).
И фото сохранил, пытался прочитать надпись на борту но не удалось.
Просьба переделать фотосессию
Прикрепленные файлы:
Роман Карабут (dezde4ado)
Саратов
52 года
На сайте с 04.08.2011
Aviator98
Возраст неизвестен
На сайте с 17.10.2016
Aviator98
Отлично, Роман, можешь удивлять и редкостью прототипов и исполнением. Металлики очень не просты в работе....
Роман Карабут (dezde4ado)
Саратов
52 года
На сайте с 04.08.2011
Роман Карабут (dezde4ado)
Спасибо, Сергей!
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
сургут
42 года
На сайте с 11.09.2015
Вагиф Гульметов (O.Genri18)
Очень понравилось.
Дмитрий (Соколёнок)
Саратов
Возраст неизвестен
На сайте с 30.01.2020
Дмитрий  (Соколёнок)
Здорово!! и "тачанка" класс! и описание - интересный экскурс в историю.
Александр Лобанов (Александр-Котлас)
Очень удивил и понравился аппарат.
Алексей Ивашов (Feniks 12)
Самара
44 года
На сайте с 28.11.2012
Алексей Ивашов (Feniks 12)
Отличная работа, очень понравилась!
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Роман Карабут
Почётный спонсор Каропки
Роман Карабут
Логин
dezde4ado
Д.Р.
16 июля 1969 года
ICQ
385976151
Город
Саратов
На сайте с
4 августа 2011 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (17):

  • Юрий
  • Антон
  • Алексей
  • Александр

Группы (1):



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат