Регистрация Вход

Легкий артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец"

Производитель:
"Хобби Босс"
Дата размещения:
12 февраля 2019 года, 21:03
Раздел галереи:
Обзоры моделей
Тип обзора:
Модели
Тип модели:
Бронетехника
Масштаб модели:
1:35

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Приветствую коллег-моделистов! 
Решив «построить» модель легкого тягача Т-20 «Комсомолец» и начав сбор информации, с удивлением обнаружил отсутствие на «Каропке» обзоров на данную продукцию «ХоббиБосс». 
Обзор будет на модель легкого артиллерийского тягача Т-20 «Комсомолец», по интерпретации «ХоббиБосс», выпуска 1938 г., каталожный № 83847. Помимо этой модели, «ХоббиБосс» выпустил и модель за № 83847, которая должна представлять собой тягач Т-20 1940 г. выпуска. 
Легкий артиллерийский полубронированный тягач Т-20 был создан на заводе № 37 (Черкизово в Москве), который был ведущим заводом по производству плавающих танков Т-37 и Т-38. У истоков тягача, как и плавающих машин стоял Астров Н.А. Тягач, как и плавающие танки, строился с широким использованием автомобильных агрегатов. Помимо Москвы, производство тягача велось и на Горьковском автозаводе. Первые тягачи были построены в 1937 г. Всего за время выпуска до июля 1941 г. было построено 7760 машин в рамках трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, системы выхлопа, способом сборки корпуса и т.д. 
 В свою очередь машины в производственных сериях условно делились по годам выпуска, на ранние и поздние (деление условно, принято исследователями техники, но довольно удобно). 
1-я серия:
 - ранние машины 1937 года выпуска (корпус клепаный, пулеметная установка в виде рубки, лавочки без разделения на секции или сплошные деревянные, или сплошные мягкие, крепления лавочки с округлыми отверстиями, крышка доступа к двигателю округлая). - поздние машины 1937 г. (к указанным признакам добавился экран защиты двигателя сзади корпуса). Фото № 3. 
2-я серия: 
- ранние машины 1938 г. (корпус клепанный, пулеметная установка овальной формы, лавочки сплошные мягкие, крепления лавочки с квадратными отверстиями со скругленными краями, крышка доступа к двигателя прямая). Фото № 5, 6, 7, 8. 
3-я серия:
 - поздние машины 1938 г. (корпус клепанный, пулеметная установка овальной формы расширенная с лючком для наблюдения и стрельбы из нагана, лючок стартера перенесен с кормы на НЛД, лавочка разделена на три отдельные сидушки, крепление лавочки упрощено (отсутствие треугольного крепления), посадочные места экипажа в рубке со скругленными краями, крышки люков экипажа еще прямые). Фото № 1, 9.
 - машины 1940 г. (корпус сварной, крышки люков экипажа с закругленными краями, остальное как на поздних машинах 1938 г.). Фото № 4, 10, 11. 
Примерно разобравшись, как должны выглядеть машины разного времени выпуска, переходим непосредственно к обзору содержимого коробки. 
Сама модель упакована в стандартную коробку с узнаваемым оформлением и логотипами «ХоббиБосс». В коробке находится ряд литников, упакованных в пакеты, отдельные детали, травление, инструкция, декали. 
Инструкция стандартная для «ХоббиБосс» в виде книжечки с листами формата А4, черно-белая, довольно подробная и понятная. Также имеется один лист с образцами окраски машин (вариант Красной Армии и вариант вермахта). 
Непосредственно отдельными деталями даны – ванна корпуса, грузовая платформа, рубка. Остальные детали находятся на литниковых рамках в количестве 6 штук, траки наборные, все даны по отдельности на специальных платах, всего 7 плат с траками (по техописанию тягача должно быть по 79 траков на борт). Также имеется литник с двумя светоотражателями для фар из прозрачного литника и маленькая платка фототравления с сеточками и мелкими деталями. 
Декаль дается на советский и трофейный немецкий вариант – три маленьких звездочки и три немецких «балкенкройца» без какой-либо привязки к конкретным подразделениям. Хотя абсолютное большинство тягачей в КА не несли никаких ОЗ. 
Все детали отлиты хорошо, облоя нет, следов толкателей на видимых поверхностях также не замечено, питатели к литникам довольно тонкие, трудностей с отделением мелких деталей не предвидится. 
В целом, набор соответствует качеству всей продукции «ХоббиБосс» последние два-три года. 
А вот в целом, по воспроизводимости и копийности деталей модели, есть некоторые вопросы: 
1. Не очень удачен вариант с отливкой смотровых бронированных окошек на рубке заодно с корпусом – получается некоторая замыленность, которая будет усугубляться окраской. Вариант предоставления бронированных окошек отдельными деталями был бы предпочтительнее. 
 2. В модели отсутствует средний воздухоприток, хотя он практически и не виден. 
 3. В наборе полностью отсутствует ЗИП, хотя должен быть домкрат на правом крыле, лопата, лом, топор крепились под левым бортовым сиденьем или на правом подножном листе корпуса, брезент должен крепиться под правым бортовым сиденьем, буксирная цепь крепилась на рымах в носовой части корпуса. Запасной каток крепился на корме (единственный ЗИП, что дал производитель). 
4. Опорные катки модели даны без отбортовок, хотя это и не критично. 
5. На мой взгляд, часть заклепок отлита довольно хорошо, практически все заклепки по корпусу и рубке соответствуют своим местам и примерным размерам, но часть метизов все равно нуждается в замене. Все нижеданные размеры метизов для установки прикинуты чисто визуально, исходя из смотрибельности. Так я бы заменил верхний ряд заклепок на НЛД и заклепки крепления пулеметной установки к рубке на заклепки на 0,8 мм. Также надо заменить «поделку производителя» на пулестойкие болты на 0,8 мм на пулеметной маске и около смотровых щелей, на пулестойкие болты на 0,7 на лючке стартера, пулестойкие болты на 0,8 мм поставить по 2 около регулировок на НЛД, обозначить пулестойкими болтами на 1,2 мм выход каких-то креплений на НЛД. Отлитые болты крепления экрана защиты двигателя на корме заменить на болты на 1,0-1,2 мм. Все «пупырышки» на ВЛД заменить на болты на 0,7 мм. Поставить заклепки на 0,7 мм на крепления картеров ведущих колес (их производитель вообще не дал). Визуально все это обозначено на фото № 12 и 13. 
6. Буксировочное устройство у производителя выглядит хлипковато, если к модели тягача планируется прицеплять орудие, передок или миномет, то буксировочное устройство надо дорабатывать, т.к. в модели оно отлито практически одной деталью. Хорошо рассмотреть буксир можно на фото № 14. 
7. В наборе имеется звуковой сигнал нового типа, в виде как-бы «ракушки», но вот такие сигналы пошли в конце 1939-1940 г. и на части машин 1938 г. (как предлагает производитель) стояли звуковые сигналы от автомашин или как от танков Т-37 и Т-38. Имеющийся в наборе звуковой сигнал больше подойдет набору № 83848 Т-20 обр. 1940 г. 
Исходя из всего изложенного, можно теперь практически точно определить какую же машину можно собрать из данного набора «ХоббиБосс». А собрать без особых переделок можно только машину третьей серии, а именно Т-20 поздний образца 1938 г. Хотя в наборе имеется пулеметная маска округлой формы для тягача 2-й серии (1938 г. ранний), но такой из набора не собрать – крепления сидений того периода в наборе вообще нет, самих сидушек нужной формы тоже нет, надо срезать лючок стартера спереди и переносить на корму и т.д. Из имеющихся в наборе двух видов люков можно использовать только люки прямоугольной формы, люки с округлыми краями шли только на машины со сварными корпусами, а именно как в наборе № 83848. 
Если Вы вдруг захотели машину 1-й или 2-й производственной серии, то данные модели выйдут при сборке моделей от «Миррор Модел», но там абсолютно через непонятное место сделана ходовая. Из наборов «ХоббиБосс» без значительных (и на мой взгляд абсолютно ненужных) трудозатрат ранние машины не получатся. У меня есть и набор от «Миррор Модел», но сравнив его с «ХоббиБосс» я сделал однозначный вывод – собирать буду «ХоббиБосс». 
В целом, модель довольно самодостаточна, хотя, на мой взгляд, можно использовать для доработок: 
1. Звуковые сигналы от «Магик Модел» на автомобильную технику № ММ 3528 и ММ3527 (что соответствует ряду фотографий). 
2. Точеный ствол пулемета ДТ-29 от «Магик Модел» № ММ 3558 (с ребрами охлаждения, другие стволы от ДТ не подойдут по временным рамкам) 
3. Травление от «LZ Mоdel» № LZ35429, но оно больше подойдет для модели «Миррор Модел», т.к. соответствует финским вариантам Т-20, да и цена на такую маленькую платку неадекватна. 
4. Наборные металлические гусеницы от «Мастер Клаб» № MTL-35039. 
Лично я буду собирать модель тягача Т-20, который соответствует содержимому набора. С тягачом у меня будет 45 мм противотанковая пушка с передком из набора «ICM» и травлением от «АСЕ». 
С Уважением                                           А.Егоров
Плюсануть
Поделиться
Отправить
Класснуть
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
99.339998.67
Средняя оценка: 99 (все оценки)
Популярность модели: 83.7

Комментарии

Ditrich (dmitrymsm)
52 года
На сайте с 05.04.2013
Ditrich  (dmitrymsm)
Отличный обзор! Одно замечание, сомневаюсь, что на 3 фото машина 1 серии, скорее второй, это по маске пулемета видно, рубка выглядела иначе. К тому же другая бронировка боковых окон. На фото часто можно встретить ведущее колесо с 8 отверстиями, но могло быть и с 4-мя.
Прикрепленные файлы:
Ditrich (dmitrymsm)
52 года
На сайте с 05.04.2013
Ditrich  (dmitrymsm)
и фински рестайлинг первой серии.
Впрочем первую серию Вы все равно строить не будите )))))
Прикрепленные файлы:
Александр Егоров ((Майор))
Реутов
53 года
На сайте с 18.04.2011
Александр Егоров ((Майор))
Извиняюсь, фотки попутал)))) У меня же две получились фотки под № 3 (что поставил в обзор и ту, которую вы дали). Где-то поторопился)))))
Александр Егоров ((Майор))
Реутов
53 года
На сайте с 18.04.2011
Александр Егоров ((Майор))
Моя фотка под № 3 должна была демонстрировать то, что я хочу собрать (с орудием и передком). Ну ладно, кто не ленивый, тот обсуждение прочитает и фото увидит))))))
Геннадий (RevengeofEnglishFleet)
Возраст неизвестен
На сайте с 29.06.2016
Геннадий  (RevengeofEnglishFleet)
У меня вот такой вопрос, неужели на конец войны их осталось так много, что отправили в резерв? Просто помню в детстве с отцом не рас ходили к ж/д вокзалу, там в отстойнике было штук 20 этих тяготей, мне как ребёнку было интересно по ним полазить. Долго они там стояли а потом ведать в металл отправили, было это в середине 90-х, г.Омск.
Александр Егоров ((Майор))
Реутов
53 года
На сайте с 18.04.2011
Александр Егоров ((Майор))
Вообще-то, во время войны в 1941 г., когда начали выпуск самоходки ЗИС-30, сделали их всего 101 штуку, т.к. больше на всех фронтах не нашлось шасси. Машины под самоходки собирали по всей территории - изымали из округов, с баз, с ремонта. Эти машины даже не отправляли в ремонт - просто бросали, т.к. не было запчастей, выпуск которых прекратился с момента прекращения производства самих тягачей, да и сам выпуск запчастей был очень невелик... Так что нахождение в отстойниках в 90-е годы именно этих машин маловероятно, возможно это были какие-нибудь послевоенные легкие тягачи....
Ditrich (dmitrymsm)
52 года
На сайте с 05.04.2013
Ditrich  (dmitrymsm)
Цитата:
У меня вот такой вопрос, неужели на конец войны их осталось так много, что отправили в резерв? Просто помню в детстве с отцом не рас ходили к ж/д вокзалу, там в отстойнике было штук 20 этих тяготей, мне как ребёнку было интересно по ним полазить. Долго они там стояли а потом ведать в металл отправили, было это в середине 90-х, г.Омск.

В отстойнике скорее всего стояли АТ-П.
Как Александр правильно сказал Т-20 в массе были потеряны в 41-42 годах. На фото второй половины войны они не встречаются вообще. Возможно, что некоторое (незначительное) количество сохранилось в дальневосточных округах до конца войны, но их использование по прямому назначению крайне сомнительно.
Прикрепленные файлы:
Геннадий (RevengeofEnglishFleet)
Возраст неизвестен
На сайте с 29.06.2016
Геннадий  (RevengeofEnglishFleet)
Цитата:
Цитата:У меня вот такой вопрос, неужели на конец войны их осталось так много, что отправили в резерв? Просто помню в детстве с отцом не рас ходили к ж/д вокзалу, там в отстойнике было штук 20 этих тяготей, мне как ребёнку было интересно по ним полазить. Долго они там стояли а потом ведать в металл отправили, было это в середине 90-х, г.Омск.
В отстойнике скорее всего стояли АТ-П.
Как Александр правильно сказал Т-20 в массе были потеряны в 41-42 годах. На фото второй половины войны они не встречаются вообще. Возможно, что некоторое (незначительное) количество сохранилось в дальневосточных округах до конца войны, но их использование по прямому назначению крайне сомнительно.

Нет не АТ-П, я прекрасно помню эти сидушки, они были раздельные а спинка по высоте не вылазила за корпус. И пулемётная точка была как на 7-8 фото.
Александр Егоров ((Майор))
Реутов
53 года
На сайте с 18.04.2011
Александр Егоров ((Майор))
В таком случае это могут быть машины, оставшиеся и брошенные в 1941 г. на полях и в лесах, затем, после освобождения, в 1944-1945 г. собранные как металлолом и отправленные на переплавку на Омский завод, но почему-то недопереплавленные....
Геннадий (RevengeofEnglishFleet)
Возраст неизвестен
На сайте с 29.06.2016
Геннадий  (RevengeofEnglishFleet)
Цитата:
В таком случае это могут быть машины, оставшиеся и брошенные в 1941 г. на полях и в лесах, затем, после освобождения, в 1944-1945 г. собранные как металлолом и отправленные на переплавку на Омский завод, но почему-то недопереплавленные....

Я склоняюсь больше к тому, что это были машины с дальнего востока. Они были целые и стояли возле путей. А в 90-х, вся же техника второй мировой снималась с вооружения, вот их и отправили на переплавку да ведать, что то случилось, рас они всё лето простояли в отстойнике.
Александр Егоров ((Майор))
Реутов
53 года
На сайте с 18.04.2011
Александр Егоров ((Майор))
По данным архивов, в ДальВО на 1941 г. было 557 "Комсомольцев", в СибВО -48, в ЗабВО - 183. Практически все были переданы в течении зимы-весны 1941 г. в формирующиеся МК и моторизованные дивизии. На 25 декабря 1941 г. в этих округах осталось 18 тягачей "Комсомолец" в запасных полках.
А вот в действующей армии на 1943 г. еще катались 1008 "Комсомольцев". Так что, в принципе, им есть откуда было взяться...
Тем более, зная характер тогдашнего командующего на Дальнем Востоке генерала Апанасенко, вполне можно предположить, что часть машин он оставил у себя под какими-нибудь предлогами... Ухитрился же он на месте каждой дивизии, отправленной на фронт, создавать новую часть так, что японская разведка так и не установила факт уменьшения количества войск на Дальнем Востоке...)))))
Ditrich (dmitrymsm)
52 года
На сайте с 05.04.2013
Ditrich  (dmitrymsm)
Я был свидетелем подъема "Комсомольца" в начале 90-х в г. Десногорск Смоленской области. После реставрации он занял свое место в экспозиции музея на Поклонной горе. Тогда это считалось большой удачей и называлось единственным сохранившимся образцом на территории СССР.
При наличии достаточного кол-ва этой техники в отстойниках заявление экспертов и специалистов НИИБТТ в Кубинке выглядят крайне странно!!!
Михаил Уколов (Уколов Михаил)
Люберцы
37 лет
На сайте с 24.08.2012
Михаил Уколов (Уколов Михаил)
Это конечно, фантастика, насчет "штабелей" "Комсомольцев". Эта модель единственная по сути, нормальная модель в 1/35, но закрытые люки делают ее похожей на подлодку.
Геннадий (RevengeofEnglishFleet)
Возраст неизвестен
На сайте с 29.06.2016
Геннадий  (RevengeofEnglishFleet)
Цитата:
Я был свидетелем подъема "Комсомольца" в начале 90-х в г. Десногорск Смоленской области. После реставрации он занял свое место в экспозиции музея на Поклонной горе. Тогда это считалось большой удачей и называлось единственным сохранившимся образцом на территории СССР.
При наличии достаточного кол-ва этой техники в отстойниках заявление экспертов и специалистов НИИБТТ в Кубинке выглядят крайне странно!!!

К сожалению кроме своих слов предоставить ещё, что либо я не могу. Цифровой техники в то время не было, что бы сфотографировать. Возможно, мои слова и мог бы кто подтвердить из Омичей ,если спросить в группах Омска, но боюсь сочтут за ненормального, учитывая какой контингент сидит в подобных пабликах. Я просто даже не могу представить, с чем бы я мог их спутать ибо нечего похожего с такими сидушками и такого размера на ум не приходит.
Святослав Першин (Pershman)
Занино-Починки
28 лет
На сайте с 06.02.2015
Святослав Першин (Pershman)
Крепко, судя по всему, Хоббик тему советской БТТ 30-х гг оседлал.
Может, и Т-27 братья-китайцы сподобятся выпустить, пока отечественный производитель очередного немца/очередную версию БА "Тигр" клепает?
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Александр Егоров
Почётный спонсор Каропки
Александр Егоров
На сайте с
18 апреля 2011 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат