Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели
КВ-1 (ЛКЗ, декабрь 1940) «Бей фашистов»
Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Продолжаю тему танков типа КВ-1 постройкой модели очередной широко известной в узких кругах «именной» машины со звучным призывом «Бей фашистов!» на борту башни. Собственно, так этот танк обычно и называют, обсуждая прототип с конкретными деталями и особенностями. Было построено достаточно много танков КВ-1 разных серий, что позволяет построить как некий собирательный образ машины того или иного периода, так и выбрать модель по вкусу из попавших в объективы отечественной или немецкой кино- и фотохроники. Но матчасть танка КВ-1 не так проста, как кажется на первый взгляд, и строить машину по конкретной фотографии часто оказывается проще, чем некоторый абстрактный танк, так как меньше возникает вопросов в части совместимости тех или иных деталей. Кроме того, среди танков типа КВ-1 хватает действительно интересных, эффектных машин с различными надписями, собственными именами, лозунгами, призывами, и именно такие машины часто имеют неплохо отслеживаемую историю боевого пути, ну и... просто интересно и эффектно смотрятся, что говорить.
Поэтому, машина с грозным призывом «Бей фашистов!» сразу стала одним из кандидатов на постройку для моей коллекции, тем более что танка такой серии у меня до сих пор не было.
Кратко хотел бы рассказать о прототипе, ставшем основой для модели.
ПРОТОТИП
История у машины не сказать, что очень богатая, и, пожалуй, пока не до конца завершённая, но если кратко – то широко известны такие фотографии танка КВ-1 «Бей фашистов»:
Когда-то была даже версия, что это одна и та же машина, но в свете появившихся фактов выяснилось, что конце июня 1941 года на вооружение танкового батальона учебного механизированного полка Военной академии механизации и моторизации РККА поступили и выбыли на фронт два танка КВ-1 с пушкой Л-11. Известны заводские номера машин: это А-3728 и А-3729. Один из этих танков был потерян 2 июля 1941 года в боях с немцами в районе Дагды, а второй в боях получил повреждения и был вывезен для ремонта в Ленинград. Судьба второй машины окончательно не известна, однако имеют место предположения о том, что после ремонта она продолжила свой боевой путь и ещё какое-то время вела бои с противником.
Подробнее рекомендую почитать в блоге (Живом журнале) замечательного исследователя истории в том числе и танков КВ – автора iam_krasnoyarsk, благодаря изысканиям которого мне и стала известна вышеуказанная информация.
Для изготовления модели информация выше важна тем, что, хотя оба танка сняты с разных ракурсов, отличающиеся на единицу заводские номера (ну и само собой общая схожесть машин) дают основания полагать, что при сборке вполне себе можно дополнять информацию с одной из фотографий другую, формируя общий вид танка, характерный для каждого из указанных номеров.
Сама машина очень похожа на представленный в книгах М.Коломийца танк выпуска декабря 1940 года, на который также можно ориентироваться для понимания её общих видов (хотя танк выпуска ноября 1940 года согласно имеющейся информации по серийным номерам), благо отснята она качественно со всех сторон:
- установлена ещё ранняя башня со сваркой по срезанным углам бронелистов без усиления гужонами;
- ранняя пулемётная установка в корме башни;
- танк уже имеет шаровую пулемётную установку в лобовой плите корпуса;
- общие детали конструкции танка, как-то: таранный уголок, опорные катки, фара и звуковой сигнал.
Вооружившись этой информацией и двумя фото выше, я приступил к постройке танка.
МОДЕЛЬ
Модель строилась из набора фирмы Trumpeter 00356 Russia KV-1 (model 1941) Small turret Tank. Именно такой набор предлагает данная компания для постройки машины с надписью «Бей фашистов!» На данный момент мне кажется именно этот набор оптимальным для постройки указанного прототипа, но, к сожалению, он требует не мало доработок - при этом, сложно сказать, справедливо ли будет воспринимать все эти доработки именно как претензии к указанному набору: ведь вся ошибка по сути в том, что набор в коробке не подходит под маркировки, даваемые в нём. Надписи: «Бей фашистов!» носили более ранние машины, Trumpeter же даёт танк скорее на конец весны-начало лета года (причём, на коробке и правда написано 1941 г., без указания месяца правда, но и танк 1940 никто не обещает – тут без вопросов), а надпись: «Бей фашистскую гадину!» - вообще носил ещё более поздний экранированный КВ-1.
Как бы то ни было, в постройке принимали участие:
1. Trumpeter 00356 Russia KV-1 (model 1941) Small turret Tank – основной набор, сама модель. Для приведения к прототипу, заявленному в статье, к сожалению, потребовались и дополнительные детали, и переработка имеющихся. Это всё же, пожалуй, будем считать особенностями выбора прототипа. отмечая при этом, что без таких переделок собрать машину с надписью, заявленной на коробке – не получится;
2. Friulmodel ATL-10 KV-1/KV-2 – траки и ведущие колёса для танков КВ-1 и КВ-2;
3. Микродизайн МД 035262 тяжёлый танк КВ – базовый набор деталировки. Примерно аналогичный ему набор ABER 35 190 мне нравится больше, но однозначно могу сказать, что и этот набор со своей задачей справился. Как и в наборе от ABER - деталей вроде и не много, но большинство – довольно полезны. Набор ABER 35 190 в целом ажурней, и именно из его остатков в итоге был взят, например, футляр банника, его крепления и ремни на надгусеничной полке;
4. ABER 35 L-51 1/35 Soviet 76,2mm L-11 tank barrel for KV-1 very early 1940 – ствол пушки Л-11. Собственно, хороший ствол, достойная замена пластику. Имеет имитацию нарезов и характерное утолщение у дульного среза;
5. Magic models MP3545 7,62 мм DT machine gun barrel – точёный металлический ствол пулемёта ДТ. Потребовалось 2 таких ствола. Вопросов к ним нет, разве что конечно в шаровые установки КВ они входят с серьёзной хирургией;
6. ABER 35 L-99 1/35 Set of 7 barrel tips for soviet Degtjarew DT and DP machine guns – это стволы пулемётов ДТ и ДП, удобные для использования в качестве спаренных. Собственно в этом качестве и был использован ствол ДТ;
7. ABER 35 194 1/35 Soviet Heavy Tank Vol.4 - Tool boxes early type for early fenders Kv-1 or Kv-2 – ящики ЗиП. В наборе даны более поздние ящики, поэтому было принято решение приобрести травлёные ящики раннего типа. Забегая вперёд скажу, что опыт работы с ними был скорее положительным, но совершенно не обязательным приключением;
8. ZA35267 Zebrano 1/35 Корректировочный набор для модели Trumpeter #01561 Russian KV-1 Model 1939 – набор содержал требуемые опорные катки с гранёной ступицей и
9. Разнообразные смоляные и металлические метизы, остатки от наборов дополнений.
Пойдём как обычно, снизу-вверх.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Гусеницы были заменены на соответствующие из металла фирмы Friulmodel. Причины, как обычно: реалистичный вид, удобство тонировки, чёткое литьё. Конечно Вы можете использовать и аналоги от Masterclub – в этом случае будет более реалистично даны пальцы и контрящие их метизы, но для меня Frriulmodel привычней в работе;
2. Днище танка КВ фирмы Trumpeter обычно требует не малого объёма доработок в части добавления недостающих заклёпок, сварных швов и т.п., но пару раз проделав эту работу, решил, что с ожидаемым везерингом это не отразится на результате. Поэтому, ограничился недостающим сварным швом на стыке НКД и днища, и добавил заклёпки вокруг эваколюка. Также, добавил недостающие гужоны на НЛД: для их имитации я использовал пластиковые метизы MENG SPS-008: у круглой шайбы с отбортовкой я насквозь высверлил центр, и срезал получившееся колечко: типоразмер 1.7 подошёл по размеру к имеющимся. НЛД «сфрезеровал» вровень с днищем и дал соответствующий сварной шов;
3. Заменены на корончатые гайки на стопорах-ограничителях хода балансиров. Увы, и метизы Masterclub не достаточно точно копируют реальный узел: в будущем, я планирую имитировать его не полным срезанием имеющейся гайки с установкой корончатой гайки Masterclub чуть меньшего диаметра поверх;
4. Заменены на пулестойкие головки болтов на кронштейнах крепления поддерживающих роликов;
5. Заменены на винты верхние 3 болта основания механизма натяжения ленивца. Винты даны из набора травлёных головок винтов от ET model, вклеены в подготовленные для них углубления. Имитацию нарезки на механизмах натяжения дал тонкой проволокой, навитой поверх пластика чуть под углом;
6. Как видно на фото прототипа, поддерживающие ролики увы с гранёной ступицей, поэтому вместо имеющихся в наборе пришлось использовать смолу от Zebrano: отлита в общем не плохо, хотя шпатлевать немного пришлось. Плюс, судя по всему – они делали свои ролики на основе деталей Trumpeter, почему было не сделать тыльную сторону тоже – не известно, так пришлось ставить сначала тыльную часть ролика, потом поверх него на цианокрилатный клей клеить внешнюю;
7. Добавил недостающие болты крепления бортовых передач возле бронировки кронштейнов ведущих колёс, сами бронировки доработал по рекомендациям статьи «КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"», т.е перенёс часть болтов, сделал требуемые выемки, обварил основание крепления;
8. Ведущее колесо. Широко известна проблема, связанная с не корректным расположением болтов на нём: они не находятся строго напротив зубьев, что очень заметно на модели, так как болты - массивные. Есть и известное решение: «вывернуть» колесо на изнанку, поставив внутренней частью наружу – там болты стоят правильно. На мой взгляд, решение так себе: дело в том, что, если вклеить при этом снаружи центральный диск, у него возникнет широкая канавка по периметру, тоже кстати заметная, которой на реальной машине быть не могло. Впрочем, можно её зашпатлевать/заделать пластиком.
Как я и писал в прошлой статье про танк «Беспощадный» - я удалил все болты на ведущем колесе на той стороне, что в наборе обращена наружу, и установил болты от Masterclub. Соответственно, и центральная часть клеится по инструкции, встаёт как положено и никаких щелей как при перевёртыше не возникает. Горловины для шприцевания изготовил из пластика и метизов Masterclub.
КОРПУС
Как и в предыдущей статье, отмечу, что собственно, у модели Trumpeter есть и хорошие моменты: в основном, все основные детали учтены, но стыкуемость местами хромает. А поэтому:
1. Изготовлены заново вообще все сварные швы, кроме идущих снизу на стыке корпуса и днища, а также – приварки, а именно:
- стык бортов корпуса с ВЛД, НЛД, ВКД и НКД;
- обварены заново буксировочные проушины на НЛД и корме;
- даны приварки всех внешних мелких деталей и бронировок
2. Изменил форму лобового люка-пробки механика-водителя, нарастив в центре выступ пластиком и двухкомпонентной шпатлёвкой, с последующим выводом острого ребра в центре;
3. Изготовил из латунной трубочки имитацию канала проводки к звуковому сигналу и фаре. Звуковой сигнал получил комбинированное крепление из травлёных деталей и пластика. Проводка имитирована тонкой проволокой, заведённой в трубочку заранее. Обратите внимание, что фара у машины данного типа крепится не к характерной пластинке с отгибом, как на более поздних машинах, а к установленному на ВЛД основанию цилиндрического сечения. При этом, проводка судя по всему заводится напрямую, а не через клеммную колодку;
4. Бронировка курсового пулемёта получила пулестойкие болты (в наборе – простые, увы – они под замену), заменил пулемёт на точёный. Пулемёт от Magic Models получил недостающую перемычку между стволом и газоотводной трубкой;
5. Заменил пулестойкие болты около люка механика-водителя на смоляные;
6. Заменил болты крепления бронировок патрубков на шпильки (дана имитация гайки сверху из метизов Masterclub;
7. Бронировка патрубков. Здесь я хочу обратить внимание: это именно бронировка патрубков, выходящих из корпуса. Они сами не большой длины, она накрывает их сверху и крепится через несколько прокладок к корпусу. Поэтому, деталь довольно толстая. Имитировать её например патрубком, сделанным гальваническим выращиванием – не стоит. Это будет не масштабно. Что ABER, что Микродизайн в наборе даёт деталь сверху, которая… что-то имитирует (зазор между деталью и прокладкой по-идее) и имеет по краям выемки. Я её использовал, но на самом деле конечно ей стоило иметь отверстия, а не выемки, в которые бы как раз входили шпильки. Патрубки в наборе отлиты ужасно, пришлось долго наращивать двухкомпонентной и обычной шпатлёвкой, и выводить форму;
8. На люке надмоторном дал трос для фиксации с самодельным крюком из проволоки. При расчёте длины этого троса, можно ориентироваться на следующее: при повёрнутой башне он крюком цепляется за П-образную арматуру на крыше башни;
9. Надгусеничные полки взял из набора. Причины – как и ранее: во-первых, смотрятся правда неплохо, аккуратные и ровные, во-вторых – имитацию метизов крепления рёбер жёсткости по краям дают масштабного размера;
10. Ящики ЗиП – использовал травлёные от ABER. Ящики конечно сделаны для адептов копийности и скорее под пайку, хотя можно и на клею собрать (как я). Очень помогает наличие латунной трубки нужного сечения и её отличная стыкуемость с прорезями в ящиках. Крышки до последнего момента были рабочими, но там конечно уж очень мелкие, как соринки, запирающие устройства: у реального танка видимо проушины входили в паз за счёт некоторой гибкости металла, здесь же клеевое соединение показалось мне очень зыбким, да и задачи «распушить» ящики не стояло, поэтому в итоге они были заклеены;
11. Тубус для банника и извлекателя сделал из остатков набора от ABER, добавил приварки к корпусу;
12. Сетки воздухопритока – из набора травления, но вот основания оставил пластиковые, вырезав пластиковую имитацию сетки. Трудоёмкий процесс, но мне конструкция в итоге нравится больше, чем если давать прямоугольную рамку травлением;
13. Детали щитка под карманом воздухосброса – пластик, сетка-травление;
14. Установил внешние травлёные детали стакана кормового фонаря из набора травления;
15. Заранее сделал ремни крепления брезента. Сами ремни и пряжки – из набора ABER, но для надёжности петли их крепления вставлены в рассверленные в корпусе отверстия. Выгнул сразу до окраски, они масштабные, но краска конечно с них отлетать любит не смотря на грунтовку;
16. Серьги буксировочные оставил пластиковые, а вот пальцы – из набора от RB model. Законтрил их проволокой;
17. На крышках заливных горловин добавил миниатюрные имитации проушин для опломбирования;
18. Установил смоляную скатку;
19. Доработал основание антенны по фото (дал «шарик» ввода и имитацию характерной формы основания) и собственно саму антенну из тонкого латунного прутка.
БАШНЯ
Здесь конечно и кроется главное отличие от модели в наборе: башню следует привести к более раннему виду.
Сделано:
1. Соединение бронелистов сделано на сварке по углам: для этого, листы бортов башни выведены вровень с её лобовой и кормовой плитами, удалены имитации сварки, газорезки, все гужоны. Затем углы были чуть срезаны, и из тонких пластиковых прутков дана имитация сварки, опираясь на фото аналогичных танков;
2. По фото оригинала заменены непонятные метизы на заклёпки на скруглённой части, доработан сварной шов на её стыке с башней;
3. Обварена пластина усиления в нижней части башни (соединение днища ниши башни и скруглённой нижней кромовой детали);
4. Перископы доработаны под вариант крепления только на сварке, характерный именно для серии выбранного прототипа;
5. Бронировка вентилятора была приварная, поэтому болтовое крепление удалено, дана приварка. При этом, согласно имеющимся фото аналогичных машин, выемки в ней расположены симметрично. Пришлось шпатлевать имеющиеся в наборе и делать их «перенос». Не забываем в приварке сделать 3 отверстия для стока воды – я к сожалению, упустил на этот раз данный момент;
6. Из проволоки выгнул скобы для крюка троса фиксации люка в открытом положении;
9. Травлением доработал элементы зенитной установки, при этом основание крепления пулемёта оставил пластиковое, доработав профиль основания тонким полистиролом и выбрав лезвием крюк ;
10. Установил смоляную бронировку кормового пулемёта раннего типа. При этом заранее разметил под неё позицию, и предусмотрел в ней штыри из пластика, а в месте установки – отверстия. Я дал некоторые допуски для простоты установки, но зато теперь при приклеивании на цианокрилат конструкция очень прочная и не боится смещения. Заслонку прицела немного довёл по форме опираясь на фото;
12. Судя по фото прототипа, маска пушки была пятиболтовая с перемычкой снизу. В наборе даётся в общем-то на себя похожее издалека, но не очень конкретизированное нечто с 6 болтами и… чем-то там снизу. Тут проектировщики просто не совсем поняли суть: снизу видна открытая часть орудия, а спереди – перемычка маски пушки. Я довёл это всё до нужной формы, выбрал скрайбером и стамесками видимую часть орудия, выпрямил перемычку, дал отверстие входа орудия в маску. Саму маску пушки я доработал по фото башни, поднятой в Беларуссии: убрал лишний болт, и немного поправил форму – маске в наборе как по мне не хватало полноты слева и спереди. Маска и скулы получили характерную фактуру.
13. Доработал крепление козырька над орудием: к пластинке на лобовой плите болтами, и к бронировкам цапф через бонки, болтами сквозь отогнутые «лапки» по бокам козырька. Надо отдать должное – хоть Trumpeter и даёт еле заметные пупырышки, болты на самом деле были очень маленькие. Я заменил болты на самые мелкие метизы Masterclub. По бокам козырька дал площадки, имитирующие отогнутую жесть, рассверлил и дал крепление болтами к бонкам;
14. Установил точёные стволы орудия и пулемётов;
15. Изготовил прицел из рассверленной трубочки (установлен заранее до приклеивания маски на своё основание).
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Всё по традиционной схеме:
гусеницы- химическое чернение, далее грунтовка модели из баллона TAMIYA oxide red 87160.
Базовый цвет мешал на основе Mr.Hobby 511 Russian green «4BO».
Танк был окрашен в базовый цвет, далее – цветовая модуляция, адресные высветления осветлённой краской, общая обработка фильтрами, затем – маслом, выступающих деталей.
Полученный слой полностью покрыт футурой (из аэрографа) для выполнения смывки и что самое главное – нанесения декали.
Маркировка – танк «Бей фашистов!» Как мы видим по фото, есть 2 варианта данной надписи. Trumpeter даёт вариант на машину, которая видна лишь с кормы, а вариант на обращённую к нам левым бортом мне найти не удалось.
Приваривалась декаль традиционно химией Micro SET и SOL, с повторным закрытием футурой.
После – смывка, матовый лак TS-80 через аэрограф.
Общее запыление жидкими пигментами от Mig Production. Грязь на ходовой – пигменты Mig и смеси от Wilder. Немного сколов грифелями от AK, потёков ГСМ от Mig.
Катки пылил пигментом на растворителе для акрила, адресно – пигменты Mig.
Катки полировал пигментом Gun metal от Mig production.
На финишном этапе – вклеил смотровые приборы из наклейки от боксов TAMIYA, отражатель фары закрасил маркером Molotov-хром, и вклеил предварительно сточенный по периметру рассеиватель от набора Elf для советских машин. Вклеил имитацию оптики даже в ПТ-К, а вот прицел нарисовал хромом и лаком Smoke.
Кормовой фонарь – синий верх, красный них прозрачными лаками TAMIYA поверх хрома Molotov.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ ТАНК «БЕЙ ФАШИСТОВ» ЛУЧШЕ?
Как обычно, работа над собственными ошибками и идеи.
1. Я снова не перенёс вперёд первый поддерживающий ролик на 1 мм. Увы, корпус из ранних заделов со смонтированными надгусеничными полками;
2. Адепты матчасти конечно же сочтут недоработку днища не серъёзной, поэтому – статья «КВ от Трубача. Взгляд ниже "пояса"», и годные травлёные лючки от Nord Star Models – в помощь. Ну и много-много метизов J;
3. Не забудьте дать отверстия для слива воды в бронировке вентилятора;
4. Я ориентировался всё же на фото машины, видимой с левого борта, и там такой момент есть: видно, что брезент перенесён несколько назад, при этом по ощущениям сама скатка всё же длиннее (хотя и такие как у меня на фото встречаются), и видимо перенесена с позиции напротив люка отделения управления чтоб не мешала/не пачкалась при посадке/покидании машины. Возможно, крепление её несколько хитрее и она не так академично сложена: впрочем, я например, устанавливая её в свою позицию, выбрал углубление для крюка талрепа крепления троса и даже добавил характерные складки. Наверное, стоило дать там ремни как и на передней секции. с креплением к корпусу. И если скатку давать не будете – не забудьте, что на месте где она у меня размещена, под ней лежит пила (у меня само собой там ничего не лежит, оно условно прикрыто скаткой);
5. Конечно можно поискать маски SU35001 от фирмы Hobby Plus для имитации именно надписи как на второй машине, которая и видна лучше, или – изготовить их самостоятельно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Собственно вот такой объём работ. Не сказать что много, но модель в результате сильно отличается от предлагаемой в наборе.
Какой будет Ваш КВ-1 «Бей фашистов!» - решать только Вам, а моя модель перед Вами.
Отлично!Пк надо нмв на 2мм,башня опять симметричная,на подвижной и неподвижной бронировках куп болты надо одинаковые,на фото смотрятся разного размера.В крышке люка башни не было таких заметных отверстий(посмотрите хотя бы фото ,их много),сигнал некопиен,его лучше или не ставить или переделать совсем.
Санкт-Петербург Возраст неизвестен На сайте с 25.11.2013
Великолепно!
Цвет удачный, тонировка очень хороша! Доработки самое что надо, статья (описанием к работе назвать ее трудно) интересна и информативна.
Замечательная работа, поздравляю с завершением!
Александр71, Алексей, Сергей, Игорь, Сергей, ANI-MAKS, Кирилл, Alexus, Gepanzerter, Александр, Александр, спасибо за внимание к работе!
Александр71, комментарии как обычно в тему и по делу, тут без вопросов. Особенно конечно печально с люком: действительно, там сверху-то все не так...
А вот по сигналу... Конечно на реальной машине треугольная в сечении конструкция несколько больше, и вытянутей, но в принципе деталь на себя похожа,
на мой взгляд, хотя конечно далеко не идеальна.
Мне больше комплектные машины нравятся, попробую на следующей доработать.
Комментарии
39 лет
На сайте с 17.11.2013
На сайте с 20.03.2017
48 лет
На сайте с 04.02.2017
На сайте с 17.10.2016
На сайте с 11.09.2010
На сайте с 21.12.2010
Алексей АлАР, солярки пила много - ствол не вырос :)
53 года
На сайте с 09.06.2017
47 лет
На сайте с 11.08.2010
64 года
На сайте с 13.12.2010
Возраст неизвестен
На сайте с 25.11.2013
Цвет удачный, тонировка очень хороша! Доработки самое что надо, статья (описанием к работе назвать ее трудно) интересна и информативна.
Замечательная работа, поздравляю с завершением!
На сайте с 30.01.2016
Отличный КВ получился, понравилось всё! Утащил в избранное)
с сайта
39 лет
На сайте с 23.09.2019
46 лет
На сайте с 04.11.2013
Возраст неизвестен
На сайте с 04.09.2013
Возраст неизвестен
На сайте с 28.04.2011
54 года
На сайте с 18.10.2013
На сайте с 21.12.2010
Александр71, комментарии как обычно в тему и по делу, тут без вопросов. Особенно конечно печально с люком: действительно, там сверху-то все не так...
А вот по сигналу... Конечно на реальной машине треугольная в сечении конструкция несколько больше, и вытянутей, но в принципе деталь на себя похожа,
на мой взгляд, хотя конечно далеко не идеальна.
Мне больше комплектные машины нравятся, попробую на следующей доработать.
39 лет
На сайте с 21.02.2013
65 лет
На сайте с 14.11.2012
Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий