Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1 2 3 След.
RSS
Ликбез по рангоуту и такелажу., Краткое описание отдельных узлов и деталей рангоута, такелажа и прочего на паруснике для начинающих моделистов.
Имея некоторый опыт в постройке "деревянных" моделей парусников , по просьбе участников форума "Корабли.Неоконченные сказки" я периодически консультирую начинающих моделистов по вопросам устройства парусного корабля, в особенности по рангоуту и такелажу.Материалы мои разбросаны по разным темам и моделисты просят собрать их воедино, что бы не выискивать и не скачивать в отдельные архивы.В этой теме попытаюсь это сделать.

Обращаю внимание читателя, что даю самые общие сведения об устройстве корабля, не привязываясь к конкретному времени и "месту действия".
Однако же, читателю следует учитывать, что и рангоут, и такелаж...впрочем, как и сама конструкция парусника подвергались достаточно серьезным изменениям .Исследователи особо выделяют периоды до 16 века, 16-17 века, 18 век, когда происходили кардинальные изменения в кораблестроении.Кроме того, исходя из конструктивных особенностей корабли делят на английской постройки и континентальной (где,в свою очередь акцентируют внимание на испано-португальской, голландской(немецкой), французской школах).Особняком стоит русская школа кораблестроения, основанная на лучших решениях, заимствованных из других школ.Американское кораблестроение изучено нашими моделистами недостаточно...большей частью по клиперам и шхунам...

РАНГОУТ И ТАКЕЛАЖ - ВСЕ НЕ ТАК СЛОЖНО...
На первый взгляд - почти невозможно разобраться в хитросплетениях тросов на мачтах парусника, что отпугивает начинающего моделиста.
Но стоит понять - что и для чего, и как это работает - все сразу становится понятным...знаю по себе - три года назад, начиная свою первю модель, я точно также сомневался в своих знаниях и возможностях, а теперь даю консультации по такелажу...
Итак.
Излишне пояснять, что суть парусника в наличии "парусного вооружения"(т.е.совокупности всех парусов корабля), являющегося движителем судна.

РАНГОУТ.

Для того, что бы "поставить" паруса(т.е развернуть полотнища и поймать в них ветер) используется совокупность брусов и реек,именуемая "рангоут".
Оговоренные "брусы и рейки", называют "деревьями рангоута".
Рангоут включает: горизонтальные деревья - реи, на которых растягивают и крепят полотнище паруса; вертикальные деревья - мачты, к которым крепят реи и относительно которых реи поворачиваются,поднимаются и опускаются.
Мачты, как правило (на кораблях позже 15 века)делали составными, т.е.состоящими из нескольких секций - стеньг, увеличивающих высоту мачты и позволяющих ставить дополнительные паруса(как правило, каждая секция несла по 1-2 рея с парусами).
Стеньги соединялись с мачтой посредством специальной "муфты" - эзельгофта - он надевался на вершину(топ) нижней секции и мел отверстие, через которе проходила следующая секция.Секции(стеньги) как правило ставили впереди предыдущей(нижней).Нижняя часть стеньги (пятка) опиралась поперечным бруском(шлагтовом) на
решетчатую площадку - салинг, который устанавливали чуть ниже топа предыдущего элемента.На салинг нижней секции мачты ставили площадку - марс.
Таким образом, мачта состояла из нескольких секций:
- нижняя секция - нижняя мачта или просто мачта (по месту расположения именовалась - передняя(первая) - фок-мачта; вторая(средняя)- грот-мачта, третья(задняя) - бизань-мачта.
Секция, которая ставилась на нижнюю мачту именовалась - стеньга.Стеньге присваивалось имя соответствующей мачты, например - грот(а)-стеньга.
Над стеньгой могли ставить следующую стеньгу - брам-стеньгу.
Стеньга, которую ставили над брам-стеньгой именовалась бом-брам-стеньга.
Иногда бом-брам-стеньгу заменял флагшток или удлиненная бом-брам-стеньга, совмещенная с флагштоком.
Салинги между секциями мачты образовывались двумя продольными брусами, параллельными палубе - лонга-салингами, которые опирались на наделки, крепившиеся к мачте сбоков - чиксы...и двумя поперечинами - краспицами.

В носовой части корабля располагается наклонная мачта - бушприт.Он, как и мачты, может состоять из одной секции - бушприта или иметь дополнительные(удлинняющие секции): утлегарь и бом-утлегарь.при постановке эти секции, как и стеньги мачт крепятся эзельгофтами.
От эзельгофта бушприта на более поздних, чем галеон, краблях вниз отходит брус- выстрел бушприта или мартин-гик.также на эзельгофте бушприта может крепиться флагшток.

До введения утлегаря бушприта,на конце бушприта ставили вертикальную стеньгу - блинда-стеньгу.Она ставилась на блинда-марсе и могла иметь эзельгофт и дополнительную брам-блинда-стеньгу.

Реи представляли собой веретенообразные деревья, которые центральной частью крепились к мачтам или стеньгам.Крепление осуществлялось через специальное приспособление - ракс-бугель, представлялвшее собой несколько рядов троса с нанизаными на него шариками - клотами, разделенными между собой пластинами - слизами.Ракс-бугель огибал мачту и подвязывался к рею, что позволяло рею свободно перемещаться вдоль мачты.
В зависимости от места подвеса рея их именовали:
например, реи подвешенные к нижней мачте - грота-рей,фока-рей...реи на стеньгах - грота-брам-рей,фока-бом-брам-рей...
Бизань мачта на галеонах несла косой "латинский" парус.Рей этого паруса называли рю или рю-рей.
Реи бушприта именовали блинда-реями: рей под бушпритом - блинда-рей, рей на блинда-стеньге - бовен-блинда-рей.
если на стеньгах стояло по два рея, то их дополнительно именовали - верхний и нижний (например, верхний грота-бом-брам-рей).

Рисунок

устройство салинга мачты

Рисунок
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 25.07.2014 16:26:14
ТАКЕЛАЖ.

Такелаж - совокупность тросовых снастей корабля, служащих для крепления элементов рангоута, постановки парусов и управления ими.В такелаже используются тросы( растительные или металлические, а также, иногда, цепи).

Под снастью, в свою очередь, следует понимать один или несколько тросов различной толщины (диаметра), объединенных определенным образом с помощью блоков, коушей (колец), юферсов и т.п.
Как правило, снасть состоит из "основного элемента", который непосредственно связан с парусом или элементом рангоута, и "вспомогательного элемента"(чаще всего талей), обеспечивающего облегчение воздействия на "основной элемент" при работе с ним.

По назначению (а скорее, по частоте использования) снасти парусного корабля делят на:

- снасти стоячего такелажа - служат в качестве растяжек для поддержания и крепления основных элементов рангоута.
Обтяжка(натяжение) снастей стоячего такелажа выполняется при проведении профилактик или ремонтных работ, а также по мере необходимости при их прослаблении под воздействием атмосферной влаги.Иными словами, со снастями стоячего такелажа работают не постоянно, а периодически.Отсюда и название - "стоячий"
К стоячему такелажу отнсятся тросы трех типов: ванты,фордуны и штаги, а также кливер-леера,ватер-штаги и ватер-бакштаги бушприта ,топенанты нижних реев и нижних марселей(в России топенанты относят к бегучему такелажу).

- снасти бегучего такелажа - служат для управления рангоутом и парусами.
С их помощью поднимают, поворачивают и опускают реи с парусами,управляют самими парусами, выполняют дополнительные работы: подъм якоря,спуск и подъм малых плавсредств,погрузочно-разгрузочные работы и т.п.
По-скольку эти снасти постоянно находятся в работе, т.е.их все время подтягивают либо послабляют, их и называют "бегучим такелажем"
К бегучему такелажу относятся:фалы,брасы, шкоты, галсы, булини, гитовы, брам и бом-брам-топенанты, эренс-бакштаги гафеля и гика-шкот-тали.
Рассмотрим теперь, вкратце, снасти такелажа в отдельности.

Прежде всего, следует заметить, что каждый из тросов, входящих в состав любой снасти имеет два конца.
Тот конец, которым трос крепится к управляемому элементу паруса или рангоута (или же к другому элементу самой снасти) называют глухим или "коренным".
Другой конец, на который осуществляется воздействие при работе со снастью (или К которому крепится другой элемент снасти) именуют рабочим или "ходовым".

Следует также, остановиться на так называемых "дельных вещах"такелажа.К ним относятся:

- блоки - механизм для подъема тяжестей или изменения направления тяги.Представляют собой (в общем случае) овальный корпус (обойму), в которой находиться один или несколько шкивов, вращающихся на оси.Шкивы имеют желобки (кипы), что бы трос с них не соскальзывал.В ряде случаев корпус блока охватывает петля из клетневаного троса - строп...такой блок называют остропленным...или железная оковка. Строп или оковка с одной или двух сторон имеет небольшое кольцо для крепления троса или гака (крюка).
По числу шкивов блоки называют одно-, двух-, трех-шкивными.

Кроме простых блоков, различают также

лонг-такель-блок - ссостоит из двух блоков, размещенных один над другим и объединенных в одно-целое (похож на "8").Причем верхний блок имеет шкив большего диаметра, чем нижний.такие блоки применяют на реях вместо двухшкивных блоков, так как снасти в них меньше путаются.Вариант лонг-такель-блока - комель-блок.

Канифас-блок - имеет прорезаную или откидную щеку, что позволяет заводить в него трос уже поставленной снасти для изменения направления тяги талей или лопаря.

Глухой (гитов-блок) - шкив этого блока полностью спрятан в корпус, трос заходит и выходит через два отверстия внизу блока.Такая конструкция препятствует попаданию предметов между тросом и шкивом и заклиниванию блока.

Рисунок
Рис. 1. Разновидности блоков:

1 — двухшкивный с двумя кипами; 2 — трехшкивный с одним кипом; 3 — лонг-такель-блок; 4 — глухой (гитов-блок); 5 — вертлюжный с выступом; 6 — комель-блок; 7 — канифас-блок; 8 — лонг-такель-блок с выступом

Рисунок
Рис. 2. Остропленные блоки:

1 — простой строп с одним и двумя очками; 2 — двойной строп; 3 — 4 — простой и двойной стропы с коушем; 5 — стропы с огоном; 6 — стропы с клевантом; 7 — строп со свитнем; 8 — строп с гаком


Также к дельным вещам такелажа относятся:

юферсы - боченкообразные бесшкивные блоки, имеющие три отверстия для проводки талрепа (троса) и канавку (кип)по окружности. Их применяют в талях вант и фордунов.

штаг-юферсы или штаг-блоки - шайбо-образные бесшкивные блоки, применяемые исключительно для обтяжки штагов.Имеют кип по окружности, большое внутреннее отверстие с тремя неглубокими кипами в нижней части.

вант-клотни - деревянные кружки с 1-3 отверстиями и кипом по наруже.Крепятся к нижним вантам и служат для проводки через них тросов бегучего такелажа.

Рисунок
Рис. 3. Юферсы (а), штаг-юферсы (штаг-блоки) (б) и вант-клотни (в)

коуши - металлические кольца с кипом по окружности.Их вставляют в кренгельсы (петли) тросов и стропы блоков, для уменьшения трения тросов об элементы, проходящие через них.

Рисунок
Рис.4. Разновидности коушей: 1 — овальный; 2 — круглый; 3 — треугольный

кофель-нагель или нагель (в переводе с немецкого - гвоздь) - деревянный или металлический стержень порядка 1 фута (30 см) длиной, который вставляют в отверстия кофель нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.Позволяет оперативно распускать закрепленную снасть - нагель просто выбивают из отверстия и укладка снасти распадается.

кофель-нагельные планки - специальные доски с отверстиями под нагели, закрепляемые на внутренней стороне фальшборта или вокруг пятнерса(места прохода мачты сквозь палубу) мачты.В последнем случае ставятся на специальные столбы - "нагельные битенги".В самих битенгах прорезаны проемы - шкив-гаты, в которых стоят шкивы для проводки снастей.

Рисунок
Рис. 5. Кофель-нагельные планки:

а — на фальшборте корабля; б — вокруг пятнерса мачты

утки - специальные деревянные или металлические бруски с двумя рогами.Устанавливаются на внутренней стороне фальшборта, палубе, планшире, иногда на мачте.Служат для для крепления тросов.

Рисунок
Рис. 6. Утки: а — на внутренней стороне борта; б — на ванте

Тали - грузоподъемное приспособление,входящее в состав любой снасти такелажа и состоящее из троса (талрепа) проходящего, как минимум через один-два блока, один из которых неподвижный (закреплен на элементе рангоута или такелажа), а другой - подвижный.
талреп коренным концом крепят к стропу одного из блоков или к элементу рангоута, проводят через блоки и воздействуя на ходовой (свободный) конец - лопарь, с помощью таля обтягивают снасть.
Тали различают в завичимости от количества блоков и проводки талрепа.

Рисунок
Рис. 7. Разновидности талей:

1 — хват-тали; 2 — гордень; 3 — гини; 4 — гинцы; 5 — мантыль-тали; 6 — бегун-тали; 7 — тали на штаг-блоках и юферсах; 8 — коренной конец; 9 — ходовой конец или лопарь


Снасти такелажа на корабле ставятся не хаотично, а в определенной последовательности, что обеспечивает удобство работе с ними и не позволяет снастям запутываться...
Сначала ставят снасти стоячего такелажа, обеспечивая крепеж элементов рангоута, а затем - снасти бегучего такелажа.
При постановке снастей придерживаются определенного порядка.
Первым оснащают бушприт, затем нижние мачты, начиная с фока, затем стеньги и т.д.При постановке парных снастей (ставящихся и на один и на другой борт)первой ставят снасть, проводимую к правому (по ходу корабля) борту.
Ходовые концы всех снастей крепят в изначально определенных местах корпуса корабля, что облегчает их отыскание.
на моделях, обычно, выполняются все перечисленные требования.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ.

Как уже отмечалось,назначение стоячего такелажа - удержание рангоута (прежде всего мачт) в определенном положении.

Ванты и бак-штаги удерживают мачты в плоскости перпендикулярной оси судна.

Штаги оттягивают мачты и стеньги к носу судна.

Фордуны оттягивают мачты и стеньги к корме, компенсируя тягу штагов.

Тросы стоячего такелажа (особенно у нижних мачт)-одни из самых мощных на корабле.
Достаточно сказать, что при рассчете диаметров тросов такелажа за основу - 1 принимают диаметр троса грота-штага - самого толстого троса такелажа(в свою очередь диаметр грота-штага рассчитывают как 0.166 максимального диаметра грот-мачты).Остальные диаметры рассчитываются через коэффициенты относительно этой единицы.

Рассмотрим состав стоячего такелажа в той последовательности, как его ставят на корабле и на модели.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ БУШПРИТА.

Установку, а тем более, обтяжку стоячего такелажа следует начинать с бушприта.
Все дело в том, что бушприт является своего рода "фундаментом",от которого тянется весь стоячий такелаж судна.Плохо укрепленный или необтянутый бушприт не позволит нормально обтянуть ванты, фордуны и штаги: тросы будут провисать, либо при их обтяжке мачты будут отклоняться от нормального положения.

- ВУЛИНГИ БУШПРИТА - тросы, которыми бушприт найтуется ( фактически привязывается) к княвдигеду (выступающей вперед части форштевеня).
Толщина троса вулинга составляла примерно 0,4 диаметра грота-штага.
Вяжется вулинг следующим образом.
Коренной конец троса привязываем к бушприту, затем проводим его вниз к специальной прорези в княвдигеде и возвращаем к бушприту, ПЕРЕКРЕЩИВАЯ с предыдущим шлагом троса.Тросы в месте пересечения фиксируем нитью или капелькой клея.Повторяем 9-11 раз (т.е. делаем 9-11 шлагов).Проводя трос обеспечиваем постоянную его натяжку (задача вулинга - притянуть бушприт к опорному выступу на передней части форштевеня).Выполнив вертикальные шлаги делаем свободным (ходовым) концом троса вокруг шлагов такое же количество горизонтальных шлагов, фиксируя каждый шлаг.Там же фиксируем и конец троса.

Рисунок
Рис.1.Вулинг бушприта.

- ВАТЕР-ШТАГИ БУШПРИТА.

Назначение ватер-штага - оттягивание бушприта снизу, для противодействия натяжению фока-штага.
Диаметр троса ватер-штагов равен диаметру вулингов.
Ватер-штаг состоит из самого ватер-штага, ватер-краг-штага и талрепа.

Рисунок
Рисунок
Рис.2,3.Ватер-штаги бушприта.




- ВАТЕР-БАКШТАГИ БУШПРИТА.

Служат для оттягивания бушприта в плоскости перпендикулярной оси судна.
По конструкции напоминают ватер-штаги, но не двойные, а одинарные.

Рисунок
Рис.4.Ватер-бакштаги бушприта.

Ватер-штаги и ватер-бакштаги бушприта стали употреблять в 18 веке с развитием бушприта.
На "Золотой лани" не было еще ни утлегаря, ни штагов и бакштагов бушприта.Что бы не загромождать тему,ограничимся приведенной информацией.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ МАЧТ.

Стоячий такелаж мачт ставится по единой схеме. Вначале ставят такелаж нижних мачт. Затем устанавливают стеньги и обтягивают их такелаж.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ НИЖНИХ МАЧТ.

Перед началом установки ст.такелажа на настоящем корабле калвы - бруски в четверть-круглого сечения, которые устанавливают на лонга-салингах и через них накладывают ванты, обертывают несколькими слоями парусины и пропитывают древесной смолой - тиром.
При моделировании салингов не следует пренебрегать калвами...в достаточно больших масштабах разница между вантами, лежащими на калвах и вантами лежащими прямо на лонга-салинге достаточно заметна

Рисунок
Рис.5.Шкентели мачт-талей.

- ШКЕНТЕЛИ МАЧТ-ТАЛЕЙ (сей-талей).
Первыми на топ нижней мачты устанавливают шкентели мачт-талей (иногда мачт-тали называют сей-талями, хотя это не совсем верно - сей тали формируют на грота-штаге).Hа базе этих шкентелей впоследствии формируются грузоподъемные тали, которые используются, в том числе, для обтяжки талей вант.
Шкентели мачт-талей представляют собой (по-скольку являются парными) отрезок троса на концах которого сформированы огоны с коушами или блоками мантыля, а посередине пряди разделены и сформован огон, который накладывают на топ мачты.Трос клетневали по всей длине.
На каждой нижней мачте ставится по две пары шкентелей: пара впереди мачты и пара сзади.На стеньгах ставилось по одной паре шкетелей - спереди мачты.

Толщина тросов шкентелей мачт-талей - примерно 0,5 диаметра вант соответствующей мачты.
Длина шкентелей:
-для фок-мачты 1/5 длины мачты;
-для грот-мачты 1/16 длины мачты;
-для бизань-мачты около 48 футов.

В коуш шкентеля ввязывали блок, через который проводили мантыль (трос диаметром 2/3 толщины шкетеля), который на одном конце имел коуш или гак,крепившийся на 2-м обухе русленя, а на другом конце - двухшкивный блок, меньший чем блок шкентеля.Второй одношкивный блок с коушем и гаком, объединенный с двухшкивным блоком талрепом , и образовывали мачт-таль.Коренной конец талрепа крепили на нижнем одношкивном блоке, который гаком закладывали за 1-й обух русленя.Толщина талрепа 1/2 толщины мантыля.

Рисунок
Рис.6.Мачт-таль сформированный на шкентеле
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 25.07.2014 16:35:21
ВАНТЫ.

Ванты - тросы, удерживающие мачты с боков.Тросы вант - одни из самых мощных на судне.Их диаметр для фока и грота равен примерно 0,8 диаметра грота-штага, а для бизани 0.5 диаметра грота-штага.
Число вант зависит от размеров корабля, высоты мачт и площади парусов.

Ванты имеют в верхней части огон для накладывания на топ мачты, а в нижней части - ввязанный вант-блок, называемый вант-юферсом (верхним).Вант-юферс талрепом связан с нижним юферсом- путенс-юферсом, который ставят в металический огон на руслене.Фиксируют путенс-юферс - специальными металлическими планками - путенс-планками под русленем.

Ванты могут быть одинарными и парными.
Парные ванты представляют собой кусок троса равный по длине примерно двум длинам мачты, в середине которого распущены пряди и из них сформирован огон.


Постановку вант обычно начинают с правого (по ходу движения судна) борта.
Первыми на мачты ставят парные ванты, а уже потом одинарные.

Рисунок
Рис.1.Постановка первой парной ванты на топ мачты

Первые ванты идут вниз и вперед.Каждая следующая пара не должна в корне накладываться на предыдущую, смещаясь к корме.
Это связано с тем, что ванты и еще ряд тросов бегучего такелажа проходят между краспицами салинга.
После установки площадки марса между краспицами мачтой и марсом образуется проем, в который и уходят тросы.Но этот же проем служит для подъема матросов по вантам на марс.
Следует заметить, что у команды считалось шиком - подниматься на марс путенс-вантам с внешней стороны марса, а указанный проем оставлять для "слабаков".Его и прозвали потому "собачий лаз".
Тем не менее, следует соблюсти порядок и оставить в проеме место, достаточное для прохода человека.


Юферсы при установке в огоны располагают так, что бы вершина треугольника, образуемого отверстиями была направлена к ванте...а у нижнего юферса - к русленю.
Трос ванты, огибает юферс ПО ЧАСОВОЙ стрелке (если смотреть снаружи борта).после этого, свободный конец троса проходит ЗА вантой (при взгляде с наружной стороны).
таким образом при взгляде на борт с внешней стороны свободные (короткие) концы всех вант находятся:
- по правому борту - впереди вантов;
- по левому борту - позади вантов.

Рисунок

Свободные концы на всех вантах должны иметь примерно одинаковую длину.

Еще одной важной особенностью вант является то, что расстояние между верхним и нижним юферсами на каждой ванте одинаковое.

- ВОРСТ.

В верхней части нижних вант более поздних, чем Лань кораблей можно увидеть поперечную рейку, от которой отходят к марсу
путенс-ванты (отрезки тросов, идущие от вант к краю площадки марса.Это рейка, а точнее - лата именуется
"ворст" (от немецкого - колбаса).
Ворсты появляются в такелаже во второй половине 18 века.

Рисунок

Различают нижний ворст, который ставили
над обвязкой юферсов для препятствования поворачиванию вант и верхний.

Ворст представляет собой отрезок мощного троса - вытянутый, тированый и оклетневаный.

Верхний ворст ставится поверх вант и принайтовывается(привязывается) крестообразно к каждой ванте.

Кроме обеспечения заданого расстояния между вантами, ворст служит также для крепления швиц-сарвеней и путенс-вант стеньги.

Расстояние от площадки марса до ворста примерно равно высоте топа мачты над марсом.



- ПУТЕНС-ВАНТЫ

От верхней выбленки (ступеньки на вантах), а позднее - от ворста к наружным боковым краям площадки марса шли путенс-ванты.Они обеспечивали натяжку стень вант (которые ставили выше, на марсе) и являлись дополнительным "путем" на площадку марса.
Путенс-ванты представляют собой отрезки троса в нижней части имеющие огон, который накладывался на ворст (до появления ворстов нижний конец путенс-вант увязывали в месте соединения выбленок с вантами), а в верхней части ввязанный гак, которым путенс-ванта цеплялась за планку огона путенс-юферса стень-вант, вставленного в отверстие в площадке марса.Путенс-ванта клетневалась по всей длине.

Рисунок


-ОПЛЕТКА ВАНТ (ШВИЦ-САРВЕНИ).

Ванты правого и левого бортов увязывали и стягивали между собой под площадками грот и фок марсов при помощи шхер-тросов (позднее швиц-сарвеней).Это не давало верхним частям вант расходиться от мачты при обтяжке стень-вант облегчало проводку бегучего такелажа стеньг (к шхер-тросам вязали коуши, через которые пропускали тросы бегучего такелажа, идущие сверху к палубе.

Рисунок

Рисунок


-СТЕНЬ-ВАНТЫ.

Ванты стеньг ставили аналогично вантам нижних мачт.Огонами их накладывали на топ-стеньги над ее салингом, проводя тросы вант между краспицами салинга.
рос стень ванты примерно вполовину тоньше троса вант нижней мачты.Соответственно меньше по диаметру и юферсы.

Ванты более высоких стеньг - брам и бом-брам-стеньг (на Лани таковые отсутствуют) существенно отличались только способом постановки,диаметром и еще тем, что не несли выбленок.
Особенностью постановки этих вант было то, что их не обтягивали талрепами на юферсах.Ванты, после наложения на топ, вели к салингу стеньги и проводили через специальные желобки или блоки (отверстия) в концах краспиц салинга.После этого концы брам-стень-вант обтягивали и вязали к вантам стеньги ниже салинга.

- ВЫБЛЕНКИ.

Что бы закончить разговор о вантах, надо остановиться на их непременном атрибуте - выбленках (тросовых ступеньках) по которым матросы лихо взбираются на мачты.
Появляются выбленки в 15-м веке.До этого на мачты поднимались по специальным веревочным трапам с деревяными ступенями, висевшим вдоль мачт.

Трос для выбленок достаточно тонкий.В натуре он имеет диаметр порядка 15-20 мм.
Ставить выбленки начинали сверху: отступали от ворста 13 дюймов (33 см) и ставили первую линию выбленок.Вязали их слева-направо, т.е. от последней ванты к первой(по правому борту) и от первой ванты к последней - по левому.На крайних вантах (вначале и в конце выбленки) ставили узел "штык" либо делали огон с бензелями. на далее вантах вязали специальным "выбленочным" узлом.

Рисунок

Иногда на крайних вантах ставили не "полу-штык", а огон - ванту огибали тросом выбленки и фиксировали бензелями

Рисунок

Расстояние между линиями выбленок примерно 13 дюймов (33 см).

Следует отметить, что первые 6 линий выбленок и нижние 6 линий начинались от предпоследней ванты и заканчивались на 2й ванте. Иными словами по крайним вантам выбленки начинали с 7-й линии и заканчивали на 7й от низу линии.
Нижняя линия выбленок захватывала и обвязку юферсов.Она проводилась на высоте, достаточной для подъема на выбленку с планширя фальшборта.

По таким же правилам накладывали выбленки и на путенс-ванты и на стень-ванты.

Брам-стень-ванты выбленок не имели.
В 16-17 веках юферсы вант имели несколько отличную (близкую к трехугольной или овальной) форму с двумя ил тремя отверстиями.Вант-путенсы изготавливали из одного-двух металлических стержней или цепей.

Рисунок
Рис.1.Старинные вант-путенсы.
a,b,c,d - 1500-1650 года; e,f - 1700 г.

К 18 веку сложилась более-менее стандартная форма вант-путенсов.

Рисунок
Рис.2.Вант-путенсы 18 века.

Говоря о вантах следует упомянуть немаловажный элемент "вантового хозяйства", относящийся (по местоположению) к корпусу - руслень.
Руслени - горизонтальные балки, с помощью которых верхние концы ван-путенсов относят от борта и тем самым обеспечивают больший разнос вант, что способствует большей эффективности обтяжки мачт.
Руслени соединяют с фальшбортом при помощи деревянных книц и металлических подпорок.На торце русленя проделывают вырезы для прохода вант-путенсов.осле постановки вант-путенсов вырезы прикрывают деревянной планкой - регелем (реельсом).
Кром того на верхней поверхности русленя могут быть вбиты рымы для крепления гаков снастей бегучего такелажа.

На малых и средних судах руслени могли отсутствовать и вант-путенсы крепились непосредственно к борту.
Спасибо Вам огромное Константин, за этот огромный труд.
Заканчивая разговор о вантах, стоит упомянуть такой любопытный элемент, как "боевая оплетка".
Она аналогична описанной выше, только шхер-тросы оплетали два деревянных штока, установленных на высоте 2/3 длины нижних вант.К этой оплетке крепили шканечную сетку, чтобы поврежденные в бою части рангута и такелажа не падали на людей на палубе.
В 18 веке "боевую оплетку заменили специальными тросами, закрепленными на рангоуте, которые поддерживали тали и тросы от падения (по типу монтажных поясов).

Рассказывая о вантах, я несколько нарушил последовательность постановки такелажа - стень-ванты ставили только после установки стеньг, а стеньги ставили только по завершении постановки всего стоячего такелажа нижних мачт.

Однако, я еще раз допущу отступление от правил, чтобы рассказать о бакштагах и фордунах.

БАКШТАГИ И ФОРДУНЫ.

Дело в том, что эти снасти ставятся после вант перед штагами.Но нижние мачты бакштагов и фордунов не имеют - их заменяют ванты.
Стеньги, брам-стеньги и т.д. обтягиваются стень-вантами относительно марса нижней мачты (салинга стеньги).Чтобы обеспечить их устойчивое положение относительно всего корабля,стеньги(брам-стеньги) обтягивают(набивают) тросами, идущими от топов к бортам.

Рисунок

Бакштаги обтягивают стеньги с боков.Их применяли не всегда, чаще на больших кораблях.Они накладывались огоном на топ стеньги выше огонов стень вант, велись к середине русленя соответствующей мачты и там обтягивались.
На континентальных судах бакштаги обтягивали на юферсах меньшего диаметра, чем юферсы вант нижней мачты (примерно равные по размеру стень-юферсам), а в английском флоте бакштаги обтягивали талями на блоках,талрепы которых после обтяжки обматывали вокруг таля и там же крепили.На малых судах вместо юферсов могли применяться коуши.Большие корабли могли иметь два стень-баштага - второй набивали на руслене позади задней ванты нижней мачты.
На брам-стеньгах бакштаги не ставили.

Фордуны оттягивали стеньгу назад к корме, противодействуя тяге штага.Их огоном ставили на стеньгу (брам-стеньгу) выше бакштагов и вели к задним частям русленей соответствующих мачт, где обтягивали (набивали) на малых юферсах или талях из блоков.
Большие корабли, как правило имели по два фордуна (стеньги и брам-стеньги) на фок и грот-мачтах и по одному - на бизани.
Фордуны могли быть несъемными и съемными.До середины 17 века континентальные и английские корабли имели съемные фордуны, а позднее, французы и голландцы стали набивать фордуны на юферсах.

Почти до 40х годов 17 века английские суда имели съемные фордуны на одном блоке (гордене): шкентель фордуна налагался на топ стеньги поверх вант и опускался до уровня марса мачты 9фордуны ставились на фок и грот мачтах).В нижнюю часть шкентеля был вплеснен одношкивный блок.Коренной конец тарепа (лопаря) фордуна крепили на планшире или топтимберсе несколько позади последней ванты.Ходовой конец проводили через блок в шкентеле и после обтяжки крепили рядом с коренным концом.

Тали съемных фордунов имели на нижнем блоке (обычно тали фордунов оснащались лонг-такель-блоками) гак, которым они цеплялись за рым в задней части русленя.Ходовой конец талей после набивки крепили на нагельной планке у борта напротив русленя, или на самом тале под нижним блоком (делали несколько шлагов вокруг гака).Оставшийся свободный трос собирали в бухту и подвешивали тут же у талей.

Рисунок

Следует заметить, что и юферсы и рымы для гаков фордунов имели под русленем небольшие вант-путенсы.

В конце 17 века англичане для фордунов начинают применять специальные маленькие руслени, стоявшие сзади основного русленя и несколько выше его.Эти мини-руслени назывались "фордунными скамейками" и просуществовали примерно до 1800 года, посл чего были заменены удлиненными основными
русленями.

Рисунок
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 05.10.2014 17:34:45
Константин, приветствую! Нужная и полезная тема.
Гравировать имена чемпионов на наградах...работа требующая самоотречения
Толковый совет опытного товарища гораздо ценнее обычного поиска в интернете...
Уффф...сколько всего. Спасибо Константин!
Интересно было почитать.

Спасибо за  материал.
Изменено: Фидель - 29.07.2014 21:59:35
Рисунок
ШТАГИ.

Я уже неоднократно упоминал эти, самые мощные снасти стоячего такелажа.
Если судить с позиции функциональности, то главными на корабле следует признать фордуны и ванты, по-скольку именно они противостоят напору ветра в парусах, препятствуя наклону (и даже, падению) мачты вперед.
Однако,штаг перевешивает их всех вместе взятых, в-одиночку противостоя тяге двух десятков тросов.А более одного-двух тросов впереди мачты и не поставить - будут мешать парусу.
От того штаги и делают из наиболее толстых такелажных канатов и обтягивают (набивают) последними из стоячего такелажа, уравновешивая натяжением штагов натяжение вант и фордунов.

Ранее я уже указывал, что самым главным тросом такелажа корабля принято считать штаг нижней грот-мачты - грота-штаг.
Его толщину рассчитывали как 0,166 диаметра нижней грот-мачты в пятнерсе (месте входа в палубу).Полученный результат принмали за 1 (100%) при расчете толщин остальных снастей такелажа.

Штаги ставили на каждое вертикальное дерево рангоута - мачты, стеньги, брам-стеньги и именовали соответственно: Грота-штаг, фока-стень-штаг и т.д.
Штаги ставили поверх всех, уже стоящих на топах огонов снастей.
В отличие от остальных снастей стоячего такелажа штаги ставят на топ не огоном, а большой петлей, которую образовывал трос штага пропущенный через огон на его конце.
От затягивания петлю предохраняла специальная наделка на штаге - мусинг, представлявший собой ряд продольных и поперечных оплеток, образовывавших "бульбу".
В нижний конец штага ввязывали специальный штаг-юферс, который мог быть коушеобразным, либо обычной формы, но с 5 отверстиями.Применяли также штаг-блоки с тремя шкивами.
О мощности штагов можно судить хотя бы по тому, что юферс фока-штага имел диаметр примерно 0,7 диаметра мачты,а длина блока - 0,8 диаметра грот-мачты.Размеры блоков грота-штага равнялись диаметру грот-мачты.
До 17 века на грот и фок мачтах применялись как штаг-блоки, так и штаг-юферсы.Позже на континентальных судах стали применять только блоки.Англичане до 1690 года пользовались обычными или коушеобразными юферсами.

ШТАГИ НИЖНИХ МАЧТ.

Фока-штаг вели от топа фок-мачты к средней(а с введением утлегаря - ближе к передней) части бушприта, где на краге (тросовых кольцах с вплесненными(ввязаными) блоками(юферсами) стоял нижний блок(коушеобразный юферс) талей фока-штага.
Краг фока-штаг-блока стоял на бушприте рядом с крагами штаг-блоков талей ватер-штагов и ватер-бакштагов бушприта.
После набивки (обтяжки)талей фока-штага, талреп увязывали прямо на талях.
После введения утлегаря на фока-краг-штаге ставили подковообразный штаг-блок, способствовавший нормальному огибанию крагом бушприта и утлегаря.

Рисунок

Рисунок

Фока-штаги
Рисунок


Набивка фока штага и фока-лось-штага на бушприте.

Рисунок

Грота-штаг имел несколько иную конструкцию штаг-крага.Нижний блок грота-штага был ввязан в длинный строп, который проходил справа от фок-мачты до форштевеня.В форштевене имелось специальное отверстие, через которое проводился строп крага, после чего возвращался на бак(носовую часть корабля) проходил слева от фок мачты и увязывался, образуя петлю.
Талреп таля грота-штага имел достаточно длинный лопарь(ходовой конец), по-скольку набивка грота-штага выполнялась с помощью шпиля.После набивки лопарь несколькими шлагами оборачивали вокруг талрепа и вязали узлом.оставшийся конец укладывали в бухту и подвешивали поднижним блоком.
Если для грота-штага использовали коушеобразные юферсы, то краг был короче: верхний юферс располагался чуть впереди фок-мачты, а нижний - ближе к нижней части носового фальшборта (если носовой фальшборт выполнялся в виде релинга на стойках - балясинах, то строп крага проходил под релингом, между балясинами, а сам грота-штаг проходил сбоку (как правило - с правого) от фок-мачты.

Рисунок

Проводка грота-штагов справа от фок-мачты
Рисунок

Рисунок

Бизань-штаг шел от топа бизань-мачты к нижнему юферсу (блоку) укрепленному на краге на грот-мачте в 4-5 футах (1,2-1,5 м) над палубой.Краг фиксировали на мачте деревянными наделками - апанками.Талреп таля бизань-штага увязывали на самом тале, как и талреп фока-штага.
На английских судах в 18 веке несколько изменили проводку бизань-штага.Краг с коушем, через который проходил штаг, располагался на высоте порядка 12 футов(2,6 м) над верхней палубой.Нижний блок(юферс) крепили на рыме, вделанном в палубу рядом с грот-мачтой.Талреп после обтяжки увязывали в бухту и подвешивали к талю.

Рисунок

При постановке штагов нижних мачт придерживались правила - после набивки штага мусинг должен находится под передней кромкой марсовой площадки.

Лось-штаги.
Фока и грот штаги обычно заводили двойными (парными).Второй штаг, именуемый  - лось-штаг был на 1/3 тоньше основного и служил "дублером" на случай обрыва основного штага.Лось-штаги ввели в последние десятилетия 17 века.
Иногда лось-штаг заводили так, чтобы его петля на топе мачты располагалась ниже петли основного штага, что позволяло использовать его в качестве леера для стакселя.

Рисунок


Набивали лось-штаги, там же где и основные, но впереди основного штага.
В ряде случаев, грота-лось-штаг имел короткий краг, установленный на фок-мачте (по типу набивки бизань-штага).
Лось-штаг обычно располагали выше основного, но бывало и наоборот.
Часто лось-штаг связывали с основным зигзагообразной оплеткой из тонкого троса.В этом случае штаги не использовали в качестве лееров для стакселя.
Информация лишней не бывает.
Сделал закладочку, буду обязательно следить. Спасибо константин вам огромное.
May year sails stay full and year powder dry! Полных парусов и сухого пороха!
ШТАГИ СТЕНЬГ.

После постановки штагов нижних мачт и их набивки (обтяжки) на салинг нижней мачты крепили марсовую площадку и поднимали стеньгу, оборудуя ее соответствующим стоячим такелажем.

Следует заметить, что штаги нижних мачт ставили таким образом, что бы петля, огибая том мачты,проходила между краспицами салинга.

Напомню, что стоячий такелаж стеньг по составу не отличался от такелажа нижних вант.Он включал шкентели стень-талей, стень-ванты,бакштаги, фодуны и штаги.
Отличия заключались в толщине используемых тросов (они были тоньше) и в способах проводки,особенно штагов.

В верхней части (на топе стеньги) стень-штаги, как и штаги нижних мачт накладывались петлей, которая от затягивания фиксировалась мусингом.После набивки стень-штага его мусинг должен располагаться под передним концом лонга-салингов салинга стеньги.
Проводили стень-штаги:
-фор(фока)-стень-штаг вели к передней части бушприта;
-горт-стень-штаг шел к фор(фока) -марсу;
-бизань(крюйс)-стень-штаг вели к грота-марсу или, разделив на два конца,к кормовым вантам грот-мачты.

Рисунок

Следует отметить, что при проводке штагов старались придерживаться правила - штаги располагать примерно параллельно друг-другу, при этом стень-штаги задних мачт должны являться как бы продолжением штагов передних, т.е. например,грот-стень-штаг визуально должен  как бы продолжать фор-штаг.

Наиболее сложной (особенно до 18 века) выглядит проводка фока-стень-штага.Наложив штаг петлей на топ стеньги, его вели к передней части бушприта,где обтягивали сложными талями, имевшими много разновоидностей.Причем, даже на однотипных судах ставились различные фор-стень-штаг-тали.Лопарь талей крепили на утке в нижнем конце бушприта или, реже на кофель-нагельной планке фальшборта бака
В конце 17 века тали стали проще, а в 18 веке, с развитием бушприта и введением утлегаря, фор-стень-штаг стали проводить через специальную наделку на бушприте позади бушпритного эзельгофта - "виолину".Она представляла собой доски, закрепленные по обеим сторонам бушприта, которые по внешнему краю были оформлены в виде двойной буквы В и сверху напоминали скрипку (отсюда и название от немецкого violine - скрипка).Эти верхние фигурные доски стоявшие со скосом вверх по отношению к бушприту (т.е. в сечении напоминали V) имели отверстия в каждом полукружии, через которые проводили строп направляющего блока, стоявшего наверху утлегаря.Через направляющий блок проводили штаг, который  набивался талем,на лонг-такель блоках,который крепили гаком за рым в носовой части корабля (например на недгедсах).Позднее под верхними досками появились "щеки" - накладки со шкивами, именовавшиеся "ванген-блоками", заменившие направляющий блок.
Фор-стень-штаг проводили через правую часть виолины, по-скольку через левую часть проводили фор-стень-лось-штаг ( в случае, если он вообще ставился на корабле).

Рисунок

Грот  и бизань стень-штаги проводили примерно одинаково - через направляющий блок на впереди стоящей мачте, затем вдоль мачты к палубе, где и обтягивали талями.
Направляющий блок грот-стень штага был принайтован к петле фока-штага позади топа фок мачты.В 18 веке на английских судах направляющий блок крепили к задней части топа фок-мачты над ее такелажем.На континентальных судах направляющий блок стали крепить на длинном стропе под задней частью фор-марса.Тали грота-стень-штага крепили гаком за рым позади фок-мачты.Иногда, грот-стень-штаг не вели к палубе, а обтягивали при помощи блоков или юферсов, закрепленных непосредственно на фор-марсе.
Грота-стень-лось-штаг проводили ниже грота-стень-штага через направляющий блок (коуш) принайтовленный под чиксами фок-мачты и вели к палубе.В некоторых вариантах после прохождения направляющего коуша грот-стень-лось-штаг вели вверх на марс и обтягивали на коушах на топе мачты.

Рисунок

Рисунок
Вариант обтяжки грот-стень-штагов

Рисунок
Вариант обтяжки грот-стень-штагов

Бизань-стень-штаг во второй половине 17 века проводили аналогично грот-стень-штагу.Чаще его обтягивали на юферсах или блоках, укрепленных на грот-марсе(в заднюю часть грот-марса9в краспицу) вбивали обух, к оторому крепили коуш) или, реже, с помощью талей на палубе.

Рисунок

На судах более ранней постройки ставили "разбивной" бизань-стень-штаг (по типу парных вант) каждый из концов которого вели к задним вантам грот-мачты и обтягивали на блоках, примерно таким же способом, как и фор-стень-штаг.Чем более ранней постройки было судно, тем сложнее была разбивка крюйс-стень-штага.

Рисунок
Варианты обтяжки крюйс-стень-штага на задней ванте грот-мачты

ШТАГИ БРАМ-СТЕНЬГ.

Штаги брам-стеньг не имели петли , ни огона,ни мусинга.Их сплетали непосредственно на топах брам-стеньг (огибали концом троса огоны вант на топе и сплеснивали (сплетали конец с основным тросом), а затем клетневали - обплетали место сплеснивания более тонким тросом.
До 18 века фор-брам-стень-штаг вели через направляющий блок на салинге блинда стеньги и обтягивали талями на марсе блинда-стеньги.
В 18 веке, после введения утлегаря, на его ноке (переднем конце) ставили краг с коушами или блоками и через средний коуш или средний шкив трех-шкивного блока проводили конец фор-брам-стень-штага, который затем вели вдоль бушприта к носовой части, где и ботягивали на юферсах, блоках или коушах, закрепляя конец талей на вулинге бушприта или на обухе, вбитом в носовую перегородку.
Грот-брам-стень-штаг вели через блок на длинном стропе под салингом фор-стеньги и обтягивали талями на фор-марсе.
Крюйс-брам-стень-штаг появился только после 1760 года.Его вели через блок или коуш на задней части грот-стень-эзельгофта (а после 1780 - на топе стеньги)и обтягивали на грот-марсе.

ФЛАГШТОК-ШТАГ.

До 19 века флагшток-штаги( бом-брам-штаги) ставили только на фок и грот мачтах.
Их огон ставили под самым клотиком (шайбой на верхнем конце бом-брам стеньги (флагштока).От сползания по стеньге, флагшток-штаг предохраняли специальные деревянные наделки на стеньге - клампы, или стоп-клампы.
Фор-флагшток-штаг до введения утлегаря проводили, как и фор-брам-стень-штаг, но его направляющий блок на топе блинда-стеньги располагался чть выше блока фор-брам-стень-штага.После введения утлегаря направляющий блок(коуш) фор-флагшток-штага ставили на краге впереди крага с направляющим блоком  фор-брам-стень-штага.
Грот-флагшток-штаг вели через блок поверх брам-такелажа фок-мачты и найтовали на краспице фор-салинга.

СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ БЛИНДА-СТЕНЬГИ.

Как уже отмечалось, до введения утлегаря бушприт нес на своем конце маленькую вертикальную мачту - блинда-стеньгу.
Блинда стеньга стояла на площадке - блинда-марсе и могла состоять из одной или двух секций.
Стоячий такелаж блинда-стеньги состоял из вант и бакштага, имевших толщину, соответственно - 0,16 и 0,20 диаметра грота-штага.
Вант было две или три 9на больших судах).Ванты обтягивались на юферсах, соответствующих по размеру брам-юферсам.вант-путенсы юферсов под площадкой блинда-марса крепились к бушприту.
Бакштаг блинда-рея накладывался огоном на топ блинда-стеньги, велся к фока-штагу, а иногда к фор-стень-штагу или обеим вместе , где обтягивался сложной системой блоков.

Рисунок

АНАПУТИ.

Для предохранения марселя (паруса стеньги) от зацепления за марс (марсовую площадку), а также для предотвращения падения марса рея при обрыве, ставили анапуть (или "паук").
В переднем крае марсовой площадки сверлили ряд отверстий, в которых крепили несколько тросов, проходивших через деревянный брусок с отверстиями - анапуть-блок, закрепленный на штаге.

Рисунок


Рисунок

На этом постановка основных снастей стоячего такелажа оканчивается.О топенантах нижних реев и марселей мы поговорим в разделе о бегучем такелаже.
Изменено: Константин (Fortres) Кравченко - 05.10.2014 17:33:22
Сделаю небольшое отступление и поясню некоторые нюансы терминологии.
При разговоре о рангоуте и такелаже, зачастую можно столкнуться с различными наименованиями основных узлов.В особенности это касается фок или фор мачты и бизани (крюйс- мачты).

такое положение связано с тем, что русская морская терминология формировалась под влиянием нескольких национальных школ (прежде всего голландской(немецкой) и английской).Соответственно, термины и названия отдельных узлов заимствовались...какие-то продолжали использовать в "родном" звучании(транскрипции), а какие-то проходил "об-русение",подгонялись под особенности нашего языка или, вообще,заменялись чисто русскими, чаще всего,функциональными понятиями.
На сегодня,имея доступ к большому количеству справочной литературы, мы используем для обозначения той или иной снасти сразу несколько разноязычных терминов, что не является нарушением.
При этом происходят забавные казусы.
К примеру, обозначая мачты, иногда  пишут и говорят - фор-стень-штаг.
Если уж быть предельно корректным, то тогда следовало бы говорить "фор-топмаст-стэй" (англ.) или "фок-стенг-штаг"(немецк.), по-скольку СТЕНЬГА - от немецкого stenge...А вот по английски,  topmast, т.е. верхушка мачты.

ФОК - происходит от немецкого fock ... по английски это выглядит так -  fore....по французски - misaine.

ГРОТ-  происходит также от немецкого, ибо по английски эта мачта именуется "мэйн", а по французски "гранд".

БИЗАНЬ (КРЮЙС) - По-немецки эта мачта называется Kreuzmast — крюйс-мачтой, если она имеет полное реевое вооружение, и Besanmast — бизань-мачтой, если — неполное.У нас такого разделения нет - мы говорим и бизань и крюйс, не делая различий.

Под полным реевым вооружением понимали наличие нижнего рея (бизань-рея или бегин-рея).При латинском парусном вооружении парус на нижнем бизань-рее мешал бы работе с рю-реем.После замены рю-рея на гафель и гик, считалось что гафельный драйвер препятствовал наполнению прямого паруса на нижнем рее и делал его бесполезным.
По-этому, если нижний рей и присутствовал на крюйс-мачте, то парус на него , зачастую, не ставили, а использовали как опору для бегучего такелажа марса-рея.
Занимательное чтиво...
В дополнение к статье о стоячем такелаже

Рисунок

напоминаю - за 1 (100%) принимают толщину грота-штага, которую, в свою очередь, рассчитывают как 0,166 диаметра грот-мачты в пятнерсе (месте входа в верхнюю палубу)

Рисунок
Константин, а не будете ли Вы так любезны выложить данную информацию  в каком - нибудь отдельном месте,дабы можно было скачать все сразу и где-либо распечатать? С уважением.
Серж, во-первых, я компоную материал, что называется - на ходу...так что об выкладке для печати - говорить пока рано....Да я в общем-то и не слишком представляю себе - как это сделать...это надо отдельно формировать вордовский (к примеру) документ... а это временные затраты...Может кто из коллег подскажет - как это лучше сделать.
Тем более, что мои "записки" - это в большой мере "компиляция и сублимация" наиболее общих сведений из трех (как минимум) источников, которые доступны моделисту даже для бесплатного скачивания в сети.

Р.Хоккель "Постройка моделей судов 16-17 века"
О.Курти " Постройка моделей судов"
К.Марквардт "Рангоут, такелаж и паруса судов 18 века"

Я задекларировал цель моего материала - дать начинающему моделисту направление и толчек к поиску необходимой информации, по-скольку гораздо легче искать информацию по конкретному вопросу (скажем, проводке грота-штага английского корабля 17 века), чем по типу - "куда привязывать ту веревочку, которая идет от нижней части средней палки (мачты) куда-то на нос" ?
Спасибо за ответ. Мое мнение, что у Вас достаточно полное описание для начинающего моделиста и для любителя. Если человека заинтересует - он всегда сможет углубить свои знания. А опыт создания данных у наших коллег на сайте есть. Обращаюсь к тем, кто это делал: подскажите коллеге. Заранее большое спасибо! С уважением
Константин, информация безусловна полезна. Сам в настоящее время собираю галеон в 150 масштабе. Посмотрев описанный вами материал у меня все таки возник один вопрос.
 ПОДОБРАНЫЙ ПАРУС!!! Или как там у моряков: Паруса на гитовы! Как правильно сделать такой парус и какими снастями он должен крепится? Если у вас есть что-нибудь поделитесь пожалуйста! Заранее спасибо!
Алексей, в сети можно найти массу материалов по моделированию парусов...
Вот тут http://serikoffshipmodels.com/forum/3-142-1 в свое время в ходе дискуссии я компилировал информацию из разных источников...в частности, на второй странице даны фотоотчеты об укладке прямого паруса и кливера (не мои).

Конкретно, по Вашей модели давайте поговорим в личке или в Вашей теме, если таковая существует...помогу разобраться...

Но Вам изначально следует учитывать, что масштаб вашей модели значительно уменьшает возможности деталировки и налагает определенные условия на моделирование паруса...для начала можно, к примеру, отметить, что при формировании свернутого к рею паруса на модели, как правило парус изготавливают не полноразмерный, а в-половину (как минимум)меньшей высоты...по-скольку с учетом НЕмасштабности используемого тканевого материала (он толще, чем парусина в реале) полный парус на модели будет невозможно правильно уложить...
Продолжим ознакомление с такелажем парусного корабля.
Напоминаю, что даю лишь общие сведения о составе, назначении и

устройстве снастей, с тем, что бы начинающий моделист верно

ориентировался в устройстве корабля и мог целенаправлено вести

поиск сведений о конкретной снасти в справочных источниках.

Прежде чем перейти к знакомству с бегучим такелажем, следует рассказать еще об одной важной снасти, относящейся к стоячему такелажу.

КЛИВЕР-ЛЕЕРА.

Леера — это  тросы , по которым ходят кливер и бом-кливер( в дальнейшем мы увидим, что ряд парусов, размещаемых вдоль оси корабля,в так называемой "диаметральной плоскости", "скользяще" крепятся к специальным тросам вдоль которых свободно перемещаются при подъеме/опускании).

Следует заметить, что кливер-леера появились примерно в 1720 году, после того, как в самом начале 18-го века в употребление ввели кливера (косые паруса, устанавливавшиеся между фок-мачтой и бушпритом), пришедшие на смену блинда-стеньге с блиндом и бом-блиндом.Во время между появлением кливера и введением кливер-леера, кливера были так называемыми "летучими", т.е. ставившимися без леера.

Было несколько вариантов проводки кливер-лееров.
Можно выделить, прежде всего "верхний" и нижний" варианты проводки.
При "верхнем" способе кливер-леер крепился к утлегарю бушприта, велся к топу стеньги или брам-стеньги, где проводился через блок, укрепленный на эзельгофте (несколько позднее - через шкив специального ванген-блокаЮ крепившегося к боковой стороне топа).На верхнем конце леера был вплеснен блок, который вместе с блоком, укрепленным на марсе, составлял тали, которыми кливер-леер и набивали.На малых судах могли вообще обходиться без талей, закрепляя ходовой конец леера непосредственно на саллинге стеньги.

При "нижнем" способе проводки кливер-леер шел от топа фор-стеньги через гат со шкивом на топе утлегаря, затем через бугель мартин-гика, а если мартин гик имел усы, то через небольшой шкив, поставленный в них, и под форкастелем набивался  талями на юферсах.

Бом-кливер-леер проходил от топа брам-стеньги через гат или гат со шкивом на утлегаре и крепился гаком на мартин-гике. Иногда его проводили через бугель последнего и набивали талрепом под форкастелем.

Во второй половине 18-го века воли в употребление "кливер-ринги" - специальные металлические кольца(ринги) имевшие диаметр несколько больший, чем стеньги бушприта(утлегарь или бом-утлегарь) на которые кольцо это надевалось.
Так, Д. Стил говорит о кольце с гаком и скобой, а Д. Девер — о кольце, которое имело ролик и скобу. В первом случае фор-стень-штаг крепили на скобе кольца и его верхний конец до 1745 г. шел через блок на эзельгофте с правой стороны, а в последующие годы через верхний шкив фор-стень-ванген-блока. Поэтому для удержания «кливер-ринга» требовался гордень (фал), крепившийся за гак кольца. Для второго типа «кливер-ринга» гордень не требовался. В этом случае фор-стень-штаг крепили на топе фор-стеньги, проводили через ролик скобы кольца, через шкив-гат со шкивом в ноке утлегаря и заканчивали талями, укрепленными на бушпритном эзельгофте. Лопарь этих талей вели на бак. Такую проводку начали при менять только с начала XIX в. Оба «кливер-ринга» по обеим сторонам имели по очку, к которым присоединяли «кливер-ринг-бакштаги».

Рисунок

Рисунок
Мы уже рассмотрели состав и устройство снастей стоячего такелажа, служащего для удержания элементов рангоута парусника  в фиксированном рабочем положении.

Обратимся теперь к снастям, с помощью которых управляют реями и парусами, т.е. фактически, управляют парусным кораблем.

БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ.

Бегучий такелаж - совокупность снастей  служащих для подъёма тяжестей и различных сигналов, подъёма, опускания и изменения направления отдельных частей рангоута относительно диаметральной плоскости судна, уборки и постановки парусов. Снасти бегучего такелажа закрепляют только одним концом (коренным). Второй свободный конец — ходовой, или лопарь, обычно проводят через один или несколько блоков, клотов, коушей или юферсов, образуя тали, а затем крепят в соответствующем месте.

Бегучим такелажем производятся работы, связанные с тягой, выбиранием и травлением.Работы эти, естественно, производятся практически постоянно (в отличие от работ со снастями стоячего такелажа, которые обтягивают на стоянках и при ремонтах),потому и такелаж назван "бегучим", т.е. постоянно действующим.
В свою очередь, бегучий такелаж разделяется на бегучий такелаж рангоута и бегучий такелаж парусов.

Бегучий такелаж рангоута служит для перемещения подвижных частей рангоута(стеньг, реев) из нерабочего положения в рабочее. К нему относятся вынтрепы, фалы рангоута, брасы, шкоты рангоута, топенанты, эрнс-бакштаги.

Бегучий такелаж парусов предназначен для работы непосредственно с парусами и управления ими.  К бегучему такелажу парусов относятся: фалы парусов, ниралы, шкоты и контра-шкоты парусов, галсы, гордени и гитовы.

ВЫНТРЕП.

Вынтреп - специальная снасть для подъема (выдвижения) стеньг и утлегаря бушприта (бушприт, фактически, представляет собой ту же мачту, только сильно наклоненную к горизонту).
Стеньга, как известно, поднимается вдоль мачты, проходя через специальное отверстие в эзельгофте и при достижении определенной высоты (когда отверстие для шлагтова оказывается выше салинга) фиксируется шлагтовом (специальным металлическим или деревянным бруском, вставляемым в отверстие в шпоре стеньги и опирающимся на лонга-салинги.

Вынтреп (стень-вынтреп) представляет собой трос, проходящий через шкив-гат со шкивом в шпоре стеньги, несколько выше отверстия под шлагтов.
Коренной конец вынтрепа гаком зацепляется за рым на нижней части эзельгофта.Ходовой конец после проводки через шкив в стеньге поднимается опять к эзельгофту, где проводится через блок, подвешиваемй к рыму на другой стороне эзельгофта, и опускается на палубу.
Матросы тянут ходовой конец и поднимают стеньгу.
После фиксации поднятой стеньги вынтреп, чаще всего убирают.По-этому его очень редко можно увидеть на моделях.

В ряде случаев, когда стеньга имеет значительный вес, используют вынтреп с двумя блоками.Оба блока подвешивают к эзельгофту, вынтреп проводят через шкив стеньги, через оба блока и оба конца опускают на палубу.

Брам-стеньги и утлегарь "ставят" аналогичным способом, крепя вынтреп к соответствующим эзельгофтам.

На схемах показаны различные варианты стень-вынтрепа

Рисунок

Рисунок

Рисунок
Константин, спасибо! Отличная краткая энциклопедия получается!
Cada palabra De Dios es la Verdad.
Мы истину забудем  слов своих, сменив на дымное звучание иных.Рисунок
Цитата
deLoro пишет:
Константин, спасибо! Отличная краткая энциклопедия получается!
Полностью согласен!
Спасибо Константин, очень полезное дело делаете!  8D
Назначение некоторых талей (уверен, что не только я один так) наконец-то стал понимать благодаря Вашему ликбезу..... и вообще, плюс в том, что Вы понятными, простыми фразами всё объясняете, и без "воды". Думаю именно такой стартовый "стержень" или базис и нужен нам, начинающим, чтобы понимать назначение основных частей рангоута и такелажа, и уже отталкиваясь от этого стержня, этих знаний, каждому удобно будет изучать свою ветку (учитывая особенности именно своего корабля).
Например, на моей американской клипер-шхуне есть некоторые отличия от того, что здесь показано, но понимать эти отличия я начинаю, только внимательно почитав данный материал, и поняв вообще смысл и принцип действия многих не понятных мне до этого моментов.....
Ещё раз СПАСИБО Константин!
Очень интересно, ждём продолжения!
Константин, доброго времени суток!
Подскажите пожалуйста, какой примерно толщины (относительно вант, или штагов) должен быть трос стень-вынтрепа?
Думал сделать у себя его такой же толщины, как и стень-ванты, стоящие на этой же стеньге....
будет ли это похоже на правду, или надо делать его тоньше?
И тали для его обтяжки правильнее брать примерно в половину его толщины?
Константин приветствую,не подскажите,как должны складываться паруса на модели если их делать в убранном или  состоянии.
Конкретно интересует вот этот кораблик,но думаю,что они все убирались одинаково.


Пользователь добавил изображение
Пользователь добавил изображение
Изменено: Jokker Vladimir - 02.04.2015 11:42:58
ИНОГДА ЧТО БЫ ПРОСЛАВИТЬ СВОЕ ИМЯ В ВЕКАХ,
ДОСТАТОЧНО ПРОСТО УМЕРЕТЬ ЗА СВОЮ СТРАНУ.

Володь, привет!
Вот тут Константин показывал, как складывать паруса.... наверное ты об этом спрашиваешь?
http://karopka.ru/forum/forum190/topic17841/?PAGEN_1=11
Цитата
Сергей Верзилин пишет:
Володь, привет!

Вот тут Константин показывал, как складывать паруса.... наверное ты об этом спрашиваешь?

http://karopka.ru/forum/forum190/topi...PAGEN_1=11
Сергей привет,спасибо огромное,то,что надо.
ИНОГДА ЧТО БЫ ПРОСЛАВИТЬ СВОЕ ИМЯ В ВЕКАХ,
ДОСТАТОЧНО ПРОСТО УМЕРЕТЬ ЗА СВОЮ СТРАНУ.

Страницы: 1 2 3 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат