Если мне когда-нибудь доведется делать модель "Крокодила", то моторы я тоже окрашу в черный. Я просмотрел ещё раз фотки. Прямых фотографических доказательств тому не увидел, всё сливается. Но скорее всего буду полагаться на ту же картину, что здесь уже обсуждалась и модель из ЦДАиК. И ещё вот что. Другим очень известным самолетом из состава Особой агит-эскадрильи был, конечно, АНТ-20. Как выглядел "МГ"? Красный верх, серо-серебристые борта и низ, чёрные капоты моторов. Наверняка при оформлении "Крокодила" учитывался этот "фирменный" цветовой дизайн агит-эскадры. "Я так думаю!"
Прошел год как я поднял эту тему. Захотелось бы продолжить. И связано это с тем, что только что на просторах инета обнаружил довольно хорошее фото "Крокодила", которое ранее как-то не встречалось. Тем более оно как бы подтверждает мои прошлые наблюдения. Нашел вот здесь: http://forums-su.com/viewtopic.php?f=55&t=76146
Итак, первое, довольно четко видно черное брюхо, про которое я говорил ранее. Сейчас в этом уже вряд ли кто будет сомневаться. Ну и кроме того, отчетливо заметна разница в оттенках белых "зубов, когтей, глаз" и более серыми бортами, закабинным пространством и низом крыла. Наверняка, последние окрашены не белой краской, а серо-серебристой. Также, если повнимательнее посмотреть на лобовые стороны капотов, то на фоне обшивки носовой части, также заметна разница в оттенках. Скорее всего капоты всё таки черные. Низ крыла в районе моторов тоже видимо черный.
И ещё вот что. Как известно все гражданские воздушные суда в нашей стране имели регистрационные номера. И даже в двадцатые годы, тем более в 30-е. Аэрофлот, ОсоАвиаХим, самолеты различных ведомств, наркоматов. Будь то какой-то заурядный У-2 из провинциального аэроклуба, или супер-гигант "Максим Горький". Уж вроде последний, вряд ли можно было не узнать или с кем то спутать. Но тем не менее и на его крыльях был номер. Что называется, перед законом все равны, не взирая на чины и ранги.
"Крокодил" был, как известно, переделан из ПС-9 "Крестьянская газета", входившего в агит-эскадрилью им.М.Горького. Этот самолет имел регистрационный номер СССР-N181. Так что "Крокодил", наверняка его унаследовал. Поэтому, наверно он должен бы присутствовать на верхней части крыльев. Здесь, наверно, можно было бы поставить "жирную точку" в реконструкции истинного облика "Крокодила". Я пожалуй опоздал с этим. Кажется было где-то сообщение, что автор-производитель смоляной модели ПС-9, Александр Козырев, уже не делает эти модели в связи с износом оснастки. Жаль, что уже нет возможности воплотить это реально!
Да, и вот ещё какая мысль. Когда я смотрел на уже готовые-покрашенные модели "Крокодилов" меня как-то озадачивало вот это место за кабиной, которое по инструкции предлагается белым. В данном случае я хочу обратить внимание не на цвет, а на форму этого элемента. Какая то она несуразная. Выпадает из общего дизайна. И при этом киль того же цвета?
Логика подсказывает вот такое решение. В таком варианте всё как-то более гармонично, для окраски пассажирских самолетов характерны какие-то длинные продольные элементы вдоль всего фюзеляжа. Но в данном случае это только мои предположения, так как фотографий, где бы было видно "Крокодил" сверху увы, нет.
Белую полосу подобно той о которой я говорил, обнаружил на немецком "Крокодиле" . Не думаю, что кто-то у кого-то её позаимствовал, просто совпадение, одинаковое дизайнерское решение.
В прошлом году вышла книга-фотоальбом "Поколение Чкалова". Мне не довелось её приобрести, но коллега Кристо прислал мне фотку из этой книги. С "Крокодилом". Фото довольно скверное, нечеткое, самолет где-то вдали. Но что видно довольно ясно, что капоты моторов темные (черные). Кстати, довольно интересно, что пасть на "Крокодиле" выглядит, несколько иначе. По-видимому, самолет прошел ремонт и перекрашен. Основной цвет - красный - как бы другого оттенка, да ещё над кабиной появилась стойка радиоантенны (на фото с пионерами).
Пока понемногу ковыряюсь с моделью, просматриваю разные материалы по "Крокодилу" и вот, наткнулся на отрывок из книги Пола Даффи и Андрея Кандалова "А.Н.Туполев и его самолеты": "Два ПС-9 в 1933 году были приписаны к т.н. «Агитэскадрилье Максима Горького», сформированной для агитационно-пропагандистской работы на территории всей страны. Перелеты эскадрильи из города в город сопровождались демонстрацией кинофильмов и разбрасыванием листовок, а передовики производства получали возможность подняться на самолете в воздух. В те времена самолетам нередко давали имена по названиям советских газет и журналов. Агитационные ПС-9 назвали «Крокодилами» по наименованию популярного сатирического журнала. Чтобы придать самолетам схожесть с настоящими крокодилами, Вадим Шавров несколько изменил носовую часть фюзеляжа и сделал ее похожей на крокодилью морду. На носу одного самолета нарисовали улыбающегося зубастого крокодила, у другого пасть была закрыта. В 30-е годы эти две машины были в числе самых популярных в Советском Союзе самолетов."
Я, конечно, видел вот эту таблицу в "Википедии" с двумя "Крокодилами", но честно говоря, думал, что это ошибка (т.к. в этой таблице есть ещё некоторые неточности)https://ru.wikipedia.org/wiki/Особая_сводная_агитэскадрилья_им._Максима_Горького Ведь во всех источниках и даже у самого В.Б.Шаврова, в его знаменитом двухтомнике, о "Крокодиле" говорится в единственном экземпляре. Так сказать был в этом уверен. И вот оказывается их было два!!! Я тут присмотрелся, кстати, к тому "Крокодилу", что красуется на многих фото и на "Крестьянскую газету". Первоначально думал, что один и тот же самолет. Но у них совершенно разное остекление передней части пилотской кабины. Действительно, видимо разные машины.
Нашлась, кстати, ещё одна фотка "улыбающегося "Крокодила". Кроме всего прочего она опять красноречиво говорит, о том, что капоты моторов и нижняя поверхность центроплана были всё-таки видимо чёрного цвета.
И вот также нашлась отличная фотка с испанскими пионерами и ... с другим "Крокодилом". Первоначально я думал, что это один и тот же, но после ремонта/модернизации. Но как видно это просто второй "Крокодил".
Странно, что было 2 "Крокодила". Обычно одно издание - один самолет. И тогда выходит, что в агитэскадрилье было 3 ПС-9! Может, эти 2 "Крокодила" существовали не одновременно?
Цитата
Сергей Бусаргин пишет: Я тут присмотрелся, кстати, к тому "Крокодилу", что красуется на многих фото и на "Крестьянскую газету". Первоначально думал, что один и тот же самолет. Но у них совершенно разное остекление передней части пилотской кабины.
Ну, остекление в процессе переделки могли изменить...
Жаль, что у самолета фонарь закрыт брезентом (можно было бы узнать, имеет ли этот "Крокодил" отношение к "Крестьянской газете" или нет?). Но хорошо видно, что кроме различий в окраске, у этого совершенно иной киль и колеса без обтекателей. И ещё несколько фоток с пионерами:
Сергей Бусаргин пишет: Но хорошо видно, что кроме различий в окраске, у этого совершенно иной киль и колеса без обтекателей. И ещё несколько фоток с пионерами:
Это тоже все могли поменять в процессе ремонта или модернизации. Приведу в пример "Либерейтор" Черчилля. Его так основательно модернизировали, что легко принять за два разных самолета.
Я все переживал, вроде немало фоток Крокодила есть. Но нет фото с видом сверху. Поэтому немного "фантазировал" как там всё могло выглядеть. . . Сейчас "ковырялся" в инете, пытаясь что-то найти интересное по самолетам Степана Васильевича Гризодубова (тоже немало вопросов). И наткнулся на документальный фильм про Валентину Степановну Гризодубову. Называется "Крылья", ТО "Экран", 1978 год. Стал бегло просматривать, увидел хронику с агитэскадрильей. Оказывается Крокодил пилотировала и Валентина Степановна в том числе. И к испанским пионерам, оказывается, она прилетала (см. фото выше). Так вот наконец увидел кадры где Крокодил видно "со спины". Никакой полосы там нет, номеров на крыльях тоже. Но в тоже время появились некоторые "подробности". Не умею делать копии с видео, поэтому снимал изображение с экрана ноутбука на фотоаппарат.
Судя по кадрам кинохроники, это место на самом деле выглядело как-то так (извиняюсь за корявую графику). Вот теперь с действительным обликом одного из Крокодилов (улыбающегося), можно "поставить точку"
Чтоб не плодить лишних "сказок о стройке" буду вкратце освещать события. Недавно сделал внутренне убранство. Боковые окошечки клеил цианокриловым "Моментом", кое-где клей всё-таки предательски вылез.
Сегодня приклеивал фонарь. Поторопился и забыл наклеить скотч, чтоб не возникло "запотеваний" от цианокрила на прозрачном пластике. Естественно, после их появления расстроился. Но попробовал их убрать ваточкой смоченной жидким глянцевым лаком. И эти пятна абсолютно исчезли!
Корытце фюзеляжа оказалось немножечко деформировано, вогнуто внутрь с левой стороны. Вставил небольшие распорки между стенкой и шпангоутом. Кривизна исправилась.
Ну и в довершение сегодняшнего воскресного вечера приклеил "крокодилий" нос и верх фюзеляжа. Кое где подмазал щели шпаклевкой. Кстати, у меня по-видимому на смолу аллергия, и довольно сильная Как дальше дело пойдет, даже не представляю.