Регистрация Вход · Почистить куки
Страницы: 1
RSS
Чёртова лестница или Шайтан-Мердвен
Всем доброго времени суток. Рассказываю сегодня о путешествии, которое я совершил 11 августа этого года. Но сперва немного поэзии:
«Красные скалы и сизые горы
Дико и грозно нависли над нами.
Это злых духов пещеры, затворы
Высятся под облаками.
Скалы до моря сползают грядою.
Чёртовой лестницей их называют.
Демоны сходят по ним, а весною
Гулкие воды сбегают».
Та выразила свое впечатление от посещения объекта моей экскурсии Леся Украинка. Этот живописный перевал вообще посещало много известных людей: исследователи Крыма П. Паллас и П. Кеппен, герой войны 1812 года генерал Н. Раевский, поэты В. Жуковский, А. Пушкин, А. Грибоедов, В. Брюсов, писатель В. Гарин-Михайловский… А крымский писатель и путешественник XIX века Е. Марков писал: «…эта лестница, без сомнения, видела все периоды крымской истории и пропустила через себя по очереди все народы, обитавшие когда-либо на Южном берегу. О происхождении ее не сохранилось даже намека». Понятное дело, не сохранилось. Ведь Чёртова лестница естественного происхождения. Здесь проходил крупный разлом земной коры, ослабивший горный массив. В результате процессов выветривания возникла теснина. Людям она известна, по меньшей мере, с неолита, что подтверждается найденными здесь характерными каменными орудиями труда из кремня и полудрагоценного халцедона. Еще активнее использовался перевал в последующие века. Важной составляющей экономики Южного берега Крыма было отгонное скотоводство с пребыванием скотинки на сытных выпасах крымских яйл. Естественно, каждый пригодный выход к пастбищам был известен и по возможности обустроен. Не стала исключением и Чёртова лестница, тем более что отсюда имелись относительно удобные пути к поселениям Байдарской долины и далее в предгорья. Её со временем тоже обустроили: растащили мешавшие камни, соорудили подпорные стены, подсыпали путь щебнем, кое-где подрубили скалу. В средние века Чёртова лестница являла собой серпантин узкой дороги, пригодной для пешеходов, всадников, вьючных животных, возможно и для легких двуколок. На момент присоединения Крыма к России эта дорога находилась в полуразрушенном состоянии. Почему А.С. Пушкину, отдыхавшему в Гурзуфе вместе с семьёй генерала Раевского и пожелавшему посетить Бахчисарай, пришлось подниматься здесь пешком. Шоссе Ялта-Бахчисарай через Ай-Петри тогда ещё не было. Вот как поэт описал восхождение: «...По горной лестнице взобрались мы пешком, держа за хвост татарских лошадей наших. Это забавляло меня чрезвычайно и казалось каким-то таинственным восточным обрядом». Сейчас Чёртова лестница в таком состоянии, что здесь не только лошадь – ишак не пройдет. Поспособствовали этому землетрясение 1927 года и фашисты. В годы Великой Отечественной войны перевалом часто пользовались партизаны, потому фашисты минировали и взрывали его в нескольких местах.

Отправная точка моего путешествия – автобусная остановка «Олива» на нижней трассе Ялта-Севастополь. Вначале нужно было выбраться на верхнее, старое шоссе. Что я сделал по извилистой и весьма утомительной дороге, проходящей через поселок Олива, кстати, мимо дома-музея Юлиана Семёнова. По пути сделал пару фоток.
Старое севастопольское шоссе проложено прямо у величественной Байдаро-Кастропольской стены, а потому оно очень живописно. Автотранспорта здесь почти нет. Отсюда видны любопытные скальные образования – Чёртов палец и Каменный цветок (фото 04). Кое-где скала имеет отрицательный уклон и нависает над дорогой, что видно на фото 05.
А вот и сама Чёртова лестница. Утес слева называется Мердвен-кая, справа – Балчик-кая. Вход на лестницу оформлен неким подобием ворот. Неподалеку находится партизанская могила с памятником.
Фото, сделанные во время подъёма по лестнице. Сразу нужно сказать, что никаких ступеней здесь нет. Наклон каменного жёлоба около 40 градусов, подниматься по нему без помощи рук невозможно. Потому путь идет зигзагами, он состоит из маршей общим числом 23 и длиной от 5 до 23 метров, круто поворачивающих на 90-160 градусов по отношению к соседним. Зато угол подъёма при этом – всего 10-15 градусов. Общая длина всех маршей – около 250 метров, высота – в районе 100 метров. Высота же перевала над уровнем моря – 578 метров. Во время подъёма становится понятен смысл названия. Всякий, кто пользовался эти проходом, поминал нечистого. Я его помянул как минимум дважды. Под ногами попадается немало осколков древней керамики. Когда-то здесь было оживлённое движение, при котором немало горшков побили. На фото 17 заметны остатки подпорной стены.
Рисунок
17 Подъем.jpg (236.6 КБ)
Рисунок
19 Подъем.jpg (276.8 КБ)
Рисунок
18 Подъем.jpg (239.52 КБ)
Рисунок
16 Подъем.jpg (288.15 КБ)
Рисунок
15 Подъем.jpg (286.86 КБ)
Рисунок
13 Подъем.jpg (274.9 КБ)
Рисунок
12 Подъем.jpg (242.83 КБ)
Рисунок
11 Подъем.jpg (248.33 КБ)
Рисунок
10 Подъем.jpg (237.56 КБ)
Рисунок
14 Подъем.jpg (231.67 КБ)
Ещё одно фото.
Рисунок
20 Подъем.jpg (280.41 КБ)
На вершине имеется естественная видовая площадка, откуда открывается недурственный вид вниз.
Пользователь добавил изображение
21 Вершина.jpg (106.75 КБ)
Поднимался я вовсе не в одиночестве, Чёртова лестница популярна у туристов. А ещё здесь были альпинисты, штурмовавшие скалу Мердвен-кая.
В мои планы входило посещение развалин крепости в окрестностях перевала. Но я не нашел тропы в нужном мне направлении. Идти же напрямую через лес побоялся: здесь очень легко заблудиться. Потому сообщу о крепости, что прочел в литературе.
Крепость оказалась столь же чёртовой, как и лестница. В том смысле, что её долго не могли найти. Известный исследователь крымских древностей П.И. Кеппен не сомневался в её существовании, приводя в качестве аргумента название ближайшей к востоку скалы – Исар-кая (т.е. «Крепостная скала»), где ему побывать не довелось. Затем в течение более чем столетия одни авторы, ссылаясь на авторитет П.И. Кеппена, писали об укреплении при Чёртовой лестнице как о факте, другие полемизировали с ними. Ведь на ближайшей к востоку скале обнаружились лишь какие-то маловразумительные развалины, возможно храмика. Крепость нашли только в 1966 году. Оказалось, она находилась не на ближайшей к востоку скале, а на следующей за ней! Два скальных мыса к востоку от Чёртовой лестницы довольно похожи, видимо, информаторы П.И. Кеппена путали, какой из них Исар-кая.
Некогда это было вполне основательное укрепление. С юга и с запада крепостная площадка окружена обрывами метров в 30–40, подходы с севера и востока доступны, здесь были устроены крепостные стены, огораживавшие территорию примерно метров 70 на 50. Две куртины сходились почти под прямым углом. Восточная стена имеет некоторый изгиб наружу. В ней находился воротный проезд. На углу, в месте сопряжения стен, возвышалась небольшая прямоугольная башня монолитной конструкции без внутреннего помещения. До раскопок ее развал напоминал остатки мощного контрфорса, подпиравшего исходящий угол стены, так и изображенный на планах укрепления, попадающихся в литературе. Более солидная башня стояла на примыкающем к обрыву фланге северной куртины. В плане она также была прямоугольной, её реконструируемые размеры — 5 на 7 метров.
Укрепления были возведены из грубо околотых камней среднего размера, уложенных с соблюдением рядов кладки на крепком известковом растворе. Местами стены сохранились на высоту более двух метров, однако мощные раскаты камня ныне придают ей вид вала. Прежнюю высоту стен исследователи памятника оценивают в 6–8 метров, при толщине у основания до 2,5 метра. Вдоль стены шел боевой ход, вероятно прикрытый зубчатым парапетом. Внутри укрепления обнаружились руины помещений, примыкавших к стенам. В западной части крепости — пара построек, стоящих отдельно, и фундамент маленькой церкви. По своему назначению это сторожевой пост для контроля над популярным горным проходом. Просуществовало укрепление недолго. Возвели его в первой половине XIII века, вероятно вскоре после первого визита в Крым монголо-татар в 1223 году. В конце того же века укрепление погибло в пожаре. Очевидно, постарались все те же монголо-татары.
Ну и несколько картинок. Цветная из книги А.В. Иванова «Крепости и замки Южного берега Крыма», чёрно-белые из книги Л.В. Фирсова, руководившего раскопками крепости.
Несколько фоток руин крепости, нарытых в сети, не помню где именно.
В этом году я посетил историко-литературный музей в Ялте. Там экспонируются предметы, найденные археологами при раскопках крепости у Чёртовой лестницы.
Однако возвращаемся к путешествию. От видовой площадки я двинулся по проходящей там даже не тропе, а целой дороге. Она привела меня к памятнику партизанам. Неподалеку находится озерцо, более похожее на лужу. Раньше в таких водоёмах поили скот.
Рисунок
37 Озерцо.jpg (262.89 КБ)
У памятника я повернул налево и пошел по проходящей здесь проезжей дороге, носящей название Мордвиновской (в честь адмирала Мордвинова). Раньше по ней возили лес для российского флота. В некоторых местах дорога имеет любопытное покрытие. Которое стало причиной возникновения гипотезы о проходившей здесь когда-то via militaris, т.е. римской военной дороги. Якобы эта дорога соединяла римскую крепость Харакс на мысе Ай-Тодор с Херсонесом. Она вроде бы шла через Чёртову лестницу, затем на запад в Байдарскую долину, потом в Варнутскую долину, далее по высотам в Балаклаву и, наконец, в Херсонес. Хотя имеются и другие варианты. Сразу скажу, что никаких доказательств существования такой дороги к настоящему времени не найдено. Да и вообще она римлянам была ни к чему: между Херсонесом и Хараксом имелось отличное сообщение по морю. Соответственно, горбатиться на тяжелом дорожном строительстве в горах было незачем.
Вот такие виды встречаются по пути. Кстати, на фото заметна характерная особенность Крымских гор. В одну сторону почти вертикальный обрыв, в другую – пологий спуск. Геологи называют такое строение испанским словом «куэста». По пути удалось подхарчиться кизилом, ещё здесь растут тёрн и шиповник.
Пользователь добавил изображение
40.jpg (144.17 КБ)
Рисунок
41.jpg (146.92 КБ)
Пользователь добавил изображение
42.jpg (134.04 КБ)
Пользователь добавил изображение
43.jpg (106.76 КБ)
Рисунок
44.jpg (166.1 КБ)
Рисунок
45.jpg (193.65 КБ)
Пользователь добавил изображение
46.jpg (141.5 КБ)
Рисунок
47.jpg (216.25 КБ)
По пути встретились охотники. Охотились они на перепелов.
Потом я свернул с дороги налево и по тропе дошел до развалин часовни, но не средневековой, а позапрошлого века. Похоже, храм не выдержал землетрясения 1927 года.
Вскоре открылся замечательный вид на Форос, Форосскую церковь и Байдарские ворота. Мордвиновская дорога идёт как раз к этим воротам.
Спустившись к шоссе, дошёл по нему до церкви. День был воскресный, в церкви крестили детей.
От церкви я двинулся по шоссе вниз, по пути сделав несколько фоток.
Но вот, наконец, и нижняя трасса. Здесь моё путешествие закончилось.
Пользователь добавил изображение
61 Шоссе.jpg (58.55 КБ)
Рисунок
62 Шоссе.jpg (177.27 КБ)
Пользователь добавил изображение
63 Шоссе.jpg (111.69 КБ)
Ну и в дополнение – карта путешествия.
Пользователь добавил изображение
64 Карта.jpg (93.32 КБ)
..спасибо, Валер! Всей семьей прошли..
Кстати, там, около развалин часовни, я встретил любопытную группу туристов. Ну, дети лет двенадцати - понятно. Но бабулька, никак не моложе шестидесяти удивила.
..может быть, она - местная?
В смысле, крепостная?!
красивые фотки, да и маршрут интересный. 8D
..горбачевская дача где то там неподалеку? Чья она сейчас?
Наверное, уже похожа на просмотренную крепость?
Цитата
Сергей  Финченко пишет:
..горбачевская дача где то там неподалеку? Чья она сейчас?
Наверное, уже похожа на просмотренную крепость?
Разумеется, с горбачевской дачей ничего плохого не случилось. Официально числится президентской. Но ни один президент там ни разу не ночевал. Отдыхают, большей частью, разные толстосумы. Кстати, сверху (ну, скажем, с площадки Форосской церкви) она не видна. Увидеть можно с моря, как-то в 90-е довелось проплывать мимо на катере.
Очень интересный репортаж, весьма профессионально. Завидую Твоей "трудоспособности"!
Страницы: 1


«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат