Здравствуйте коллеги! В связи с предстоящим ГБ "Техника Победы", в котором у меня есть желание поучаствовать, и в котором (по собственной традиции которой буду в дальнейшем придерживаться ) опять-таки буду строить МиГ-3. И вот стало мне интересно (а живу на Волгоградской земле), участвовали-ли эти машины в боях над Сталинградом, или вообще имели место быть на этом участке боевых действий? На это меня подтолкнула фотография из книги Ника Корниша "Сталинград, победа на Волге".
В ней есть фотография (правда качество не очень), летящего МиГа. Стал Гуглить и Яндексить, про эти машины на Юго-Восточном фронте. Докопался до мемуаров http://militera.lib.ru/memo/russian/kozlov_na/05.html одного из известных Советских лётчиков, Семёнова Александра Фёдоровича http://soviet-aces-1936-53.ru/abc/s/semynov_af.htm , http://airaces.narod.ru/winter/semynov.htm. Получается так: относительно его мемуаров (думаю что он их писал, в трезвом уме и светлой памяти!), он делал вылеты именно на МиГе (и этих машин там было не мало!), пока не пересел на Як. Служил он в 180 ИАП http://ava.org.ru/iap/30g.htm, который входил в состав 8-й авиационной армии, которая была создана для Юго-Восточного фронта https://ru.wikipedia.org/wiki/8-%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B0... Из этого следует, что примерно летом 1942 года, имели место быть вылеты на этих машинах. Вот к таким пришёл я выводам (хотя как-всегда присутствуют некоторые не стыковки в разных источниках). Прошу коллеги, если не трудно, поправить-опровергнуть или подтвердить мои выводы. Возможно дополнить своими изысканиями (фотографии машин будет очень кстати)...
Мне кажется, можно пойти другим путем... Найти информацию о подразделениях, участвовавших в боях над Сталинградом, потом взять всем известный Справочник по истребительным полкам, и посмотреть, были ли в этих полках на этот период времени самолеты МиГ-3...
По 180-му ИАП (30-му ГвИАП) в Справочнике такая информация: ... - январь 1942 - в первой АЭ были МиГ-3, во второй - ЛаГГ-3 - 25.03.1942 - 10.06.1942 - переучивание на Харрикейны в 22-ом ЗАП - с 12.06.1942 - в составе 235-ой ИАД 8-ой ВА - на Харрикейнах ... - 20.07.1942 - 13.03.1943 - переучивание на Аэрокобру ...
К мемуарам, изданным в 1960-70-х, пожалуй следует относиться без особого пристрастия. Люди склонны описывать то и так, что им самим было интересно, своё виденье себя и событий, поэтому очень часто может быть расхождение с реальностью.
Сергей Бусаргин и Сергей Красильников, спасибо Вам за активное участие и помощь в этом вопросе (за более точные документальные факты)! Значит, насколько я правильно понял, строить Сталинградский МиГ можно! Получается, 439 ИАП, 102 ИАД ПВО, лето 1942. За прототип, можно взять собирательный образ (и того фото с книжки) в стандартном зелёно-чёрном камуфляже. Судя по фото, расположение звёзд было стандартным (без окантовок). Вот с б.н. машины нужно подумать???
Сергей Красильников написал: ...подойдет ли собирательный образ под условия конкурса "Техника Победы"?
Сергей, если от коллег не будет нареканий по этому поводу, то думаю данный собирательный образ машины на данном участке фронта не вызывает сомнений..?!
Сергей Красильников написал: ...подойдет ли собирательный образ под условия конкурса "Техника Победы"?
Сергей, если от коллег не будет нареканий по этому поводу, то думаю данный собирательный образ машины на данном участке фронта не вызывает сомнений..?!
я бы сказал - восстановленный образ конкретной машины.
BorisV написал: я бы сказал - восстановленный образ конкретной машины.
Борис, да, в данном случае образ машины с приведённого выше фото. Но вот, опять-же на счёт борт-номера??? Если машины были из 180 ИАП, то придётся искать фото машин этого полка..? Или строить просто без номера? Или с красным малым номером где-то за звездой на руле?
SAURON написал: А мне вот больше интересно, у Вас какой альфовский МиГ-3, старый или новый? Конечно, гораздо вероятнее, что новый, тн. "удлинённый".
Валерий, не могу знать. Он мне без коробка достался.
Был такой наборчик у меня. Может и сейчас где-то валяется. Не начал, т.к. не было фонаря, а давить более 20 лет назад было не просто. Надо было еще и оргстекло найти подходящей толщины.
Удачи, Михаил, в стройке. Скоро тоже присоединюсь. С B-25J.
SAURON написал: Да, это он, новый. В свое время - лучший по геометрии, возможно, и сейчас такой. После Альфы производился Макетом.А я когда-то собирал и старый.
Очень интересный набор и много о нём положительных отзывов. Попилим посмотрим...
Цитата
Владислав Киселев написал: Удачи, Михаил, в стройке. Скоро тоже присоединюсь. С B-25J.
не было в 180-м МиГ-3 в интересующее время - http://ava.org.ru/iap/30g.htm под Сталинградом вообще воевали можно сказать только только ЛаГГи и Як-1, плюс Р-40 и Харрикейны эпизодически
Andrey Stan написал: не было в 180-м МиГ-3 в интересующее время - http://ava.org.ru/iap/30g.htm под Сталинградом вообще воевали можно сказать только только ЛаГГи и Як-1, плюс Р-40 эпизодически
Андрей, я смотрел эту страницу на этом сайте (тоже одолевали сомнения). Но ведь есть (выше опубликованные коллегами), да и мои копания, что всё-таки МиГи имели место быть в этом эпизоде боевых действий! Как тогда всё это понимать?
этот ресурс - весьма авторитетный, создан теми же авторитетными людьми) а вот скрины и информация откуда - я не понял, тем более противоречащая... в любом случае у меня другой вопрос - что это дает для модели, есть разве боковик и фото позволяющее восстановить облик такого МиГ-3?
Andrey Stan написал: этот ресурс - весьма авторитетный, создан теми же авторитетными людьми) а вот скрины с непонятно откуда информацией - это я не знаю
Ну, тогда я тоже не хрена не понимаю! А как-же фото из книги, те-же мемуары, та-же Вики, те-же (непонятные) скрины, те-же сопоствления? Получается можно доверят одному источнику, а пяти другим нет!? Или вообще ни кому верить нельзя, потому-что все пишут на свой лад..?!
я лично не вижу чем текст о Сталинграде привязан к фото МиГ-3. опять же - что видно на фото?? там даже ОЗ не разглядеть, я уж молчу о номере и ЭБО. как модель строить по нему?
ты вот привел ссылку на Семенова, и что там? - "Истребитель МиГ-3 из состава 180-го ИАП. Западный фронт, лето - осень 1941 года."... осень 41-го это разве Сталинград? там конкретно пишется, что летом 42-го освоили Як-7! откуда МиГ-3 над Сталинградом?? последняя победа на МиГ-3 - "13.10.1941". потом на Як-7 пошли
Andrey Stan написал: в любом случае у меня другой вопрос - что это дает для модели, есть разве боковик и фото позволяющее восстановить облик такого МиГ-3?
А что, обязательно модно строить известные вылизанные со всех сторон борта(?), а какой-нибудь невзрачный (возможно на единственной плохонькой фотографии, единственного запечатлённого МиГа над Сталинградом) не стоит ни-какого внимания, даже в собирательном образе?! Лично я, представляю его как-то так
Andrey Stan написал: без б/н? это вообще ни о чем! такой самолет может быть с завода, с ремонта и т.д., но не боевой.
А в ремонте он был наверное не после боевого применения?! И вот вычитка из тех самых мемуаров: С прибытием в Сталинград мы продолжали сколачивать боевой коллектив. Главным образом отрабатывали пилотаж в зоне, воздушные бои и стрельбы по воздушным и наземным целям.
На самолетах «Ути-4» производили полеты в облаках и ночью, а затем эти задачи выполняли на боевых самолетах «МиГ-3». С помощью соседей изучили район боевых действий, определили наиболее вероятные маршруты вражеских воздушных разведчиков.
В мае фашистские разведчики хотя и редко, но стали появляться в районе Сталинградского промышленного района.
с книгой мистера Корниша что - есть текст о МиГ-3 и фото какого-то летящего, так почему он приписывается к Сталинграду? я такое понимаю, когда подпись есть конкретная, авторитетного историка, типа такой - "самолет 180-го ИАП, Сталинград, лето 1942".