Регистрация Вход
Страницы: 1 2 След.
RSS
Истребители ИС, Складные самолёты Шевченко
 
Вот хочу купить амоделовский ИС и собрать его. А ещё хочу собрать И-190. Пока не сделал выбор, занимаюсь другими проектами. Хорошим источником информации ПО ИС является восьмой номер Моделиста-Конструктора за 1975-й год. ЕДИН В ДВУХ ЛИЦАХ И. АНДРЕЕВ ...Он и сейчас - летчик до мозга костей. Рассказывая, машинально жестикулирует : кисти рук выписывают виражи, «бочки», боевые развороты. Ему знакомы тончайшие летные повадки множества отечественных и иностранных самолетов - от английской "аврушки" до реактивного Ил-28. Но прежде всего он конструктор. И каждый эпизод его насыщенной летной биографии "работал" на становление будущего конструктора. Хотя преувеличение утверждать, что с первых шагов в авиации выпускник МВТУ летчик-спортсмен Осоавиахима Владимир Шевченко, как и его товарищ по аэроклубу и институту Сергей Королев, сразу осознал и сформулировал свое конструкторское кредо. Не подозревая истинной ценности своей первой работы в НИИ ВВС, молодой летчик Шевченко проводит исследования влияния бомбовой нагрузки на летные свойства истребителя. Самолет с подвешенной к фюзеляжу бомбой ведет себя совсем не так, как незагруженный «ястребок», И как разительно менялось поведение машины после сброса груза над целью. Казалось, будто в одном полете пилотируешь два разных самолета... Уже в зените славы одного из лучших летчиков страны он создает несколько оригинальных крылатых машин. И когда, наконец, проводит испытания И-4 со снятым нижним крылом, с непреложной ясностью осознает себя авиационным конструктором. Толчком к принятию решения о таком кардинальном переломе в судьбе послужило одно наблюдение: с тем же двигателем, без всяких изменений в конструкции, лишившись нижнего крыла, старина И-4 будто помолодел, стад резвее. Только вот разбегаться перед взлетом стал дольше. Увеличилась и посадочная скорость: плата за быстроходность в небе. Так нельзя ли совместить в одной машине лучшие свойства летучих, маневренных бипланов и скоростных монопланов? На этот вопрос и попытался ответить авиаконструктор Шевченко. Монобиплан - самолет с двумя крыльями при взлете и посадке, и с одним на основных режимах - вот что, по идее Шевченко, могло помочь авиации тех дней. Только как избавиться от этого мешающего, лишнего крыла - не навсегда, конечно, а до конца полета, когда машина начнет заходить на посадку и нужно будет восполнить недостаток подъемной силы за счет увеличения несущей площади? Убирающееся крыло? Этот вывод напрашивался сам собой. Но ведь крыло - весьма ответственный и сложный элемент конструкции, испытывающий огромные нагрузки! Лишь незадолго до полетов модернизированного И-4 на самолетах появилось убирающееся шасси - это заставило конструкторов решить массу сложных технических проблем. Не вызовет ли уборка крыла нежелательных изменений в аэродинамике машины, как поведут себя шарниры консолей, не станет ли крыло источником разрушительных колебаний? Ответить на эти вопросы могли расчеты, продувки в аэродинамической трубе, наконец, летные испытания экспериментального самолета. В ноябре 1938 года на ученом совете НИИ ВВС Шевченко докладывает об эскизном проекте такой машины. В начале 1939-го показывает авторитетной комиссии полноразмерный макет, а в конце принимает из сборочного цеха построенный образец. ИС-1 - так назывался самолет - продувался в гигантской аэродинамической трубе. М. В. Келдыш, будущий президент АН СССР, проверял его вибрации. В июне 1940 года монобиплан впервые поднимается в воздух, а через месяц летчик-испытатель НИИ ВВС, ныне заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Георгий Шилнов проводит первую уборку крыла в полете. Облетывали ИС-1 летчики-испытатели Степан Супрун и Алексей Гринчик, вошедший впоследствии в историю нашей авиации как испытатель первого реактивного МиГа. В январе 1940 года был готов второй монобиплан, ИС-2. Заканчивалась постройка и третьего боевого истребителя, ИС-4, с мощным 18-цилиидровым двигателем жидкостного охлаждения М-120. Уже облетанные монобипланы продемонстрировали отличные свойства. Появилась резвость, скорость возрастала, хотя обороты двигателя не менялись - сказывалось уменьшение воздушного сопротивления. При посадке быстроходные машины вновь выпускали убранные крылья и становились «летучими» тихоходными бипланами. Самолеты обходились взлетно-посадочной площадкой минимальных размеров. Перелистывая тома отчетов и проектов, поражаешься работоспособности самого Шевченко. Параллельно с двухбалочным истребителем проектируется монобиплан с трехколесным шасси. Максимальная скорость его 720 км/ч, а посадочная благодаря дополнительному крылу - всего 107 км/ч! Четыре «живых», летавших образца и восемнадцать проектов самолетов с убирающимся крылом - итог работы коллектива и его руководителя с 1938 по 1941 год. С началом Великой Отечественной войны проектирование, постройка и испытания монобипланов были приостановлены на неопределенный срок... ...Осенью 1941 года майор В. Б. Шевченко, командир отдельной эскадрильи ночных истребителей особого назначения, совершает 122 боевых вылета, защищая Москву от вражеских бомбардировщиков. Прошли годы... Успешные полеты самолетов с изменяемой геометрией крыла в СССР, Франции и США спустя много лет после испытаний монобипланов Шевченко подтвердили: стоящие идеи не пропадают даром! А впервые эта идея была воплощена в тихоходном биплане, более тридцати лет назад стартовавшем с маленького аэродрома.
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
1 - ИС - 1 с мотором М-63, экспериментальный самолет с изменяемой в полете площадью крыла (1939 г.), 2 - ИС-2 с мотором М-88, одноместный истребитель с изменяемой в полете площадью крыла (1940 г.), 3 - ИС-4 с мотором АМ-37, скоростной маневреыыый истртребитель с изменяемой в полете площадью крыла (1940 г.), 4 - ИС-14 скоростной маневренный истребитель с изменяемой в полете площадью крыла (1941 г.), 5 - ИС с мотором М-71Ф, скоростной истребитель с изменяемой в полете площадью крыла (проект 1942 г.), 6 - истребитель-перехватчик с изменяемой стреловидностью крыла (проект 1947 г.).
Пользователь добавил изображение
is_4_2.gif (33.57 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
ИСТРЕБИТЕЛЬ ИС-4 Самолет ИС-4 - свободнонесущий полутораплан, верхнее крыло которого выполнено в форме «чайки» для улучшения обзора из пилотской кабины. Так же как и на предшествующих образцах самолетов ИС, предусмотрена уборка в попета нижнего крыла, превращающая машину из полутораплана в моноплан с высоко расположенным крылом. Нижнее крыло и шасси убираются с помощью подъемного механизма. Центроплан нижнего крыла состоит из двух центропланов и двух консолей. Консоль крыла «ломается» в шарнире, расположением в месте крепления стойки шасси. Одновременно убираются стойки шасси, которые входят в центроплан между лонжеронами и закрываются щитками. Шасси трехколесное, с носовой стойкой. Переднее колесо располагается под двигателем и убирается назад. Главные колеса тормозные. Фюзеляж ферменной конструкции. Хвостовая часть обшита выклейкой - шпоном, передняя - металлической обшивкой. Обшивка верхнего крыла дюралюминиевая, нижнего - фанерная. Консоли верхнего крыла металлические, нижнего - цельнодеревянные. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Габариты, м; длина - 8,35 размах крыла: верхнего - 8,600 нижнего - 7,10 Площадь крыла, м2 верхнего - 13,0 нижнего - 7,83 Полетный вес, кг - 2900 Скорость максимальная, км/ч: биплана - 436 моноплана - 720 посадочная (биплана) км/ч - 107 Практический потолок, м - 12300 Мощность двигателя M-120, л. с - 1650 Винт - металлический трехлопастный, изменяемого шага; серии ЗСМВ-1; диаметр 3.1 м Вооружение: пулемет ШКАС, шт - 2 пулемет Березина. шт - 2
Пользователь добавил изображение
is_4_1.gif (44.11 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Делай раз, делай два, делай три! Надеюсь, что картинки отобразились по порядку, а не как всегда.
Пользователь добавил изображение
3.jpg (60.89 КБ)
Пользователь добавил изображение
4.jpg (58.58 КБ)
Пользователь добавил изображение
5.jpg (58.5 КБ)
Пользователь добавил изображение
1.jpg (61.22 КБ)
Пользователь добавил изображение
2.jpg (60.54 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Статья Евгения Подольного "ИС убирает крылья". http://www.karopka.ru/community/warehouse/download.php?id=145745 7 листов, схемы, фотографии. 2Мб, JPEG
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Безусловно интересный аппарат. Первый в мире истребитель с крылом изменяемой геометрии. Лет 8 тому назад собирал его. Сборка как для шорт-рана весьма неплоха. Можно сделать и с убранным крылом. Красил кистью, звездовским акрилом. Вот декали расстроили: через желтый цвет просвечивает зеленый.
Пользователь добавил изображение
IS1.jpg (90.84 КБ)
 
Наверно сложно подобрать краску для капота под цвет детали?
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Цитата
Кристо пишет: Наверно сложно подобрать краску для капота под цвет детали?
Я не подбирал. Просто окрасил звездовским акрилом.
 
Выкачал свежий номер Крыльев. Статья Маслова про истребители ИС. Много новых фото: интересные нюансы окраски. http://www.karopka.ru/community/warehouse/download.php?id=151887 7 страниц; 3,5 МБ; JPEG
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Некоторые фотографии из содранной с Крыльев статьи. Извечный вопрос с окраской. На первом фото в "помещении" вроде всё нормально: белая (жёлтая) полоса вдоль фюзеляжа и красная звезда. Но на фото продувки в ЦАГИ полоса и звезда однотонные. А там, где ИС на снегу звезда намного светлее полосы => она серебристая!? Я думаю, что звезду перекрашивали. Но в таком случае когда? Или даты на фотографиях неправильные, или я запутался.
Рисунок
01.JPG (94.71 КБ)
Рисунок
02.JPG (168.02 КБ)
Пользователь добавил изображение
03.JPG (55.6 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
А может дело в освещенности и ракурсах? Снимок в аэродинамической трубе - с явной внешней подсветкой, причем мощной (сегодняшний аналог - вспышка, может и тогда она была использована). Снимок на снегу - тоже хорошая освещенность. А вот снимок в помещении - освещенность неважная, вспышка, похоже, не использовалась. И вдобавок совсем другой ракурс.
 
Я тоже об этом думал, но всё же как-то странно. Серебристые звёзды частенько попадались мне на И-16 на кинохронике. У меня ещё была мысль может действительно их красили в серебристый. Например для того, чтобы во время показа фильма было лучше видно. ИС всё-таки перекрашивали: на снегу спиннер винта тёмный, а на других фото светлый.
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Цитата
Кристо пишет: ИС всё-таки перекрашивали: на снегу спиннер винта тёмный, а на других фото светлый.
В смысле кок? Так он и разной формы. Его просто поменяли.
 
Вместе с винтом. В помещении он 2-х лопастный, на снегу - 3-х лопастный.
 
Да, действительно. Интересно, что западные авиаторы предпочитают название "спиннер" (spin-вращение). Белый очень похож на тот, что был установлен на И-16 поздних серий.
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Амодел стало быть даёт в наборе трёхлопастный, и жёлтую полосу-дудку... Жёлтая полоса, конечно тоже спорно. Вот интересно, можно-ли собрать из амоделовских деталей модель ИС, где крылья были в процессе складывания, и наполовину убранные шасси? Надо-бы дома глянуть на литники ИС-2.
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
А-модел позволяет собрать с выпущенным шасси и нижним крылом и с убранными. Можно попробовать и наполовину...
 
Снова увлёкся этой темой. Крылья снизу окрашены в зелёный. Глянул свежим вглядом на щитки шасси и догадался о назначении жёлтой полосы на них. После "складывания" истребителя щасси убираются в крыло, а оно задвигается к фюзеляжу. Так вот: жёлтая полоса на щитке после складывания должна совпадать с жёлтой полосой вдоль фюзеляжа, и образовывать единую линию. Исходя из этого следует, что крыло снизу зелёное, причём не просто. Там тоже проходит жёлтая полоса вдоль ниш шасси, чтобы после их складывания... Ну дальше всё понятно - крыло убирается, а жёлтая полоса не нарушена. Вот такой дизайн. Завтра надо будет разобраться с ИС-2.
Рисунок
0022.JPG (94.61 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Цитата
Кристо пишет: Исходя из этого следует, что крыло снизу зелёное, причём не просто. Там тоже проходит жёлтая полоса вдоль ниш шасси, чтобы после их складывания... Ну дальше всё понятно - крыло убирается, а жёлтая полоса не нарушена.
Именно так. А-модел дает такую схему окраски и моя модель так покрашена.
 
Но мне всё же показалось, что крылья зелёным покрашено целиком (и снизу тоже).
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Нереализованный проект ИС-4
Пользователь добавил изображение
1.jpg (24.34 КБ)
Пользователь добавил изображение
2.jpg (10.21 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Фото из темы про обсуждение модели ИС-2. Лопасти сзади окрашены в чёрный, а законцовки подозрительно светлые.
Пользователь добавил изображение
qq.jpg (70.51 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
...вот такие тени я усмотрел на фюзеляже. А может это красная полоса?
Пользователь добавил изображение
is1-3.jpg (76.48 КБ)
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Неправильно окрашенный профиль ИС-1 и выдуманная окраска ИС-4. Источник не определён - судя по цветам ещё советских времён. Может Техника Молодёжи? Я вот подумал, что по аналогии с САМ-23 фирма МикроМир могла-бы выпустить и ИС-4. Почему бы и нет?
Рисунок
ИС 1-4.jpg (163.83 КБ)
Изменено: Кристо - 25.07.2011 11:26:03
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Не, кажись в "Авиамузее ТМ" он был зеленый. А насчет футуристичных советских аппаратов - так их было много. Но делается далеко не все даже из реально существовавшего! Ну, например, в пластике никто до сих пор не сделал МиГ-8, Ш-тандем, ДБ-ЛК, К-12, Стрелу, самолеты Черановского, самолеты Бакшаева и еще многое другое..
 
Сейчас просматривал профили Як-3, и наткнулся на опытный полностью красный... Тут меня осенила интересная мысль: А ИС-1 тоже мог быть полностью красным! Вот чем объясняется тёмный цвет нижней плоскости крыла! А звёзды? А звёзды серебристые (по аналогии с И-180).
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
я тоже
 
Строю ИС-2. Очень огорчает отсутствие у модели движка. Придётся думать, чем его заменить. Самое сложное - сделать створки вокруг капота. Даже не знаю, из чего. Пробовал тонкий пластик и фольгу - всё не то.
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
 
Насколько я знаю, на ИС-2 двигатель виден плохо. Потому возьмите любой 14-цилиндровый подходящего диаметра. Если, конечно, не надумали сделать капот открытым.
 
Нашёл снимки ИС-2 http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=33808&highlight=
"Наши модели – специфичный побочный продукт совершенствования наших душ – материальный артефакт, нужный только нам самим и понятный только таким, как мы сами." В. Мучичко
Страницы: 1 2 След.
Читают тему