Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Санитарные автомобили на базе ГАЗа И Форд, СССР
 
Вот очень классная статья с фотками.Сижу сейчас читаю. http://www.cartruckbus-ru.1gb.ru/articles/177-skorye-polutoratonnye-pomoschi.html
Изменено: Денис Боков - 05.07.2012 18:10:02
 
Отличная статья!
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
Прдублирую здесь, для удобства: "Скорые «полуторатонные» помощи. Михаил Соколов Иллюстрации из архивов Сергея Суворова, Ярослава Арбугина, Александра Кириндаса, Евгения Прочко, Александра Говорухи и автора Медицинские автомобили для перевозки больных в нашей стране в разные периоды времени создавались на базе почти всех серийно выпускавшихся моделей, включая грузовики и автобусы, но, пожалуй, самой знаменитой отечественной «санитаркой» первой половины и середины ХХ века стала незабвенная «полуторка». Причем под этой машиной подразумевается далеко не один, достаточно известный и вошедший в справочники автомобиль ГАЗ-55, а целая серия различных автомобилей на шасси Ford-AA, ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, являвшая собой чуть ли не направление медицинского автотранспорта. Вообще говоря, армейские санитарные автомобили получили неплохое распространение еще в дореволюционной России, в том числе и на шасси ФИАТ-15Тер. Однако попытки наладить производство санитарных вариантов АМО-Ф15, в частности и для гражданской «скорой помощи», особого успеха не имели. Очень уж некомфортными были в них условия транспортировки, главным образом – сильная тряска. Только к 1930 году, когда в страну стали поступать первые полуторатонные грузовики «Форд-АА» (еще до освоения их производства в Нижнем Новгороде), появилась возможность создать «медицинскую помощь» на автомобильном ходу, действительно отвечавшую предъявляемым к ней требованиям, основными из которых были плавность хода и удобство расположения пассажиров. Самым простым способом, позволявшим превратить полуторатонный «Форд» в санитарный автомобиль, явилась установка на стандартный грузовик кузова типа «фургон». Среди самых первых Ford-AA образца 1928 года, собранных, начиная с февраля 1930-го, на автосборочном заводе «Гудок Октября» (в последствии – филиал ГАЗа) были и вот такие санитарные, предназначенные в первую очередь для армии. Эти машины можно отличить по иным кабине, капоту и оперению, а также другим колесам (с шестью, а не пятью окнами), устанавливавшимися наоборот – бандажной частью диска внутрь. Позднее практически такие же кузова монтировали уже на шасси ГАЗ-АА. Эти машины применялись в частях РККА не только в качестве санитарных, но и передвижных рентгеновских кабинетов (с прицепом), мобильных лабораторий, обмывочно-дезинфекционных установок и т.д. Однако уже тогда было ясно, что лучшее расположение и большее удобство для больных или раненых дает все же специальная конструкция с однообъемным кузовом и измененной, более мягкой подвеской. Одной из первых в этом направлении стала разработка московской автобазы «скорой помощи» (МАСП, позднее – автобаза Мосгорздравотдела), созданная по инициативе директора автобазы П. Н. Родионова. Стандартный Ford-АА образца 1930 года силами мастерских был переоборудован по образцу санитарного «Mercedes-Benz» (15/70/100PS или Type 400). Для транспортировки семи человек в положении сидя был предназначен однообъемный кузов на деревянном каркасе (из отходов авиационного производства) обшитом стальными листами, выполненный заодно с кабиной водителя. Санитарный отсек квадратного сечения (1300х1300 мм) длиной 2210 мм был довольно тесноват, но благоустроен. Сзади располагалась двустворчатая дверь с автоматически опускавшейся ступенькой и одна боковая дверь с поднимавшимся стеклом с правой стороны. Изнутри кузов был окрашен белой краской, углы закруглены, пол застеклен линолеумом. Для притока свежего воздуха в потолке предусмотрели вентиляцию, освещение осуществлялось двумя плафонами в передних углах салона, кроме того кузов в холодное время обогревался отработанными газами. Для связи с шофером во внутренней перегородке, разделявшей кабину от салона, имелось открывавшееся окошко. Слева по ходу машины располагалась пара выдвигавшихся по рельсам деревянных носилок с амортизаторами у роликов. Для медиков оборудовали три откидывавшихся мягких кресла. Подвеска также изменилась коренным образом в лучшую сторону. Задние рессоры заменили 1180-мм удлиненными, изменив в них количество и набор листов, а их крепление к раме перенесли на 280 мм вперед. Передняя рессора тоже была удлинена до 780 мм. В дополнение, как спереди, так и сзади поставили гидравлические амортизаторы типа «Бьюик». Задние колеса оставались односкатными, ведь нагрузка на них была небольшой. Автомобиль получил брезентовую крышу и два сигнала: сирену (работавшую от выхлопных газов) и электрический сигнал. Над ветровым стеклом установили третью фару (большую матовую, с красным крестом). Во время испытаний этой машины ее скорость с полной нагрузкой достигала 72 км/ч. Была отмечена также похвальная плавность хода. Само же появление новинки в прессе было названо достижением, освобождающим от закупок импортных машин, и дающим основу для создания своего парка «санитарок». После успешного дебюта этого, как сказали бы сейчас, опытного образца, автобаза начала постройку небольших серий таких машин, причем не только для собственных нужд, но и для городов Урала, Сибири и Средней Азии. Спустя некоторое время санитарные автомобили подобного типа стали производить и другие «профильные» автопредприятия и мастерские по всей стране. Так, в 1934 году в Ленинграде, приняв за основу кузов московского образца, начали изготовление своих «санитарок» на шасси ГАЗ-АА с несколько измененными очертаниями и без боковой двери. К 1940 году санитарный автопарк города на Неве состоял из 130 единиц таких автомобилей. Днем на семи районных станциях работало порядка 58 санитарных «полуторок», а ночью – около 32-х. В Нижнем Новгороде санитарные варианты изготавливал уже упоминавшийся здесь завод «Гудок Октября», а в столице, кроме автомастерских МАСП, их сборку на шасси Ford-AA и ГАЗ-АА вел завод имени КИМ. В книгах Л. М. Шугурова все эти машины именуются просто СП-32 – «Скорая помощь» образца 1932 года», что, видимо, не вполне корректно, поскольку они представляли собой целый «букет» похожих, но все же различных конструкций, не имевших, к сожалению, никакого собственного обозначения. В 1934 году появился и армейский однообъемный вариант «полуторатонной санитарки», известный из литературы, как СП-34, предназначенный для медицинских частей РККА и производимый небольшими партиями на все том же «Гудке Октября». СП-34 мог вместить четырех человек на носилках, либо восемь – на мягких пружинных сидениях, не считая санитара и водителя. Объемы салона увеличились, особенно – в высоту (такую конструкцию горьковчане заимствовали у заокеанских почтово-пассажирских «Фордов»). Ввиду этого ветровое стекло сверху получило продолжение из двух (или одного) окон, плюс к тому такие же «верхние» окна появились над боковыми дверцами. Усовершенствовались приспособления для размещения носилок. Направляющие верхнего яруса имели наклон к корме машины, что облегчало погрузку и выгрузку лежачих раненых и больных. Чтобы улучшить плавность хода СП-34 с двухскатными задними колесами, решили использовать балласт: на полу у боковых стенок кузова устанавливались ящики со щебнем. Так снаряженная масса составляла уже около 2500 кг и рессоры работали значительно мягче. Салон имел вентиляцию и отапливался выхлопными газами. Скорость автомобиля составляла 55 км/ч. Интересно, что в «комплект» СП-34 входил еще и одноосный прицеп (наподобие полевой кухни) с четырьмя носилками, располагавшимися в шахматном порядке: одни находились в центре вверху, двое – по бокам в средней части, а еще одни – в центре внизу. Надо сказать, что все вышеупомянутые – это лишь наиболее известные модели описываемых автомобилей. На самом деле их разновидностей было гораздо больше, но далеко не обо всех, увы, сохранилась достоверная информация. Так, например, уже на сентябрь 1935 года в СССР официально эксплуатировалось семь(!) различных типов санитарных автомобилей на базе Ford-АА и ГАЗ-АА, ну а в действительности их было еще больше. Несколько позже, в 1938 - 1941 годах к изготовлению санитарных полуторок для военных подключился и Казанский автокузовной завод Наркомздрава, правда, качество его продукции оставляло желать много лучшего. В 1935 году на ГАЗе, в конструкторско-экспериментальном бюро под руководством Ю. Н. Сорочкина продолжились работы по улучшению гражданского варианта «санитарки». Радикально увеличивать или как-то менять кузов было уже в прямом смысле больше некуда, ведь конструкторы были ограничены в этом направлении базой ГАЗ-АА (3340 мм), его длиной и шириной. Уровень всей крыши на этот раз решили не поднимать, а соорудить надстройку в средней ее части – своеобразную вторую крышу с небольшими дополнительными окошечками. Запасные колеса переместили с подножек у капота машины на борта кузова ближе к задним колесам, которые все же оставили односкатными (для лучшей «развесовки» по мостам и мягкости хода), а саму заднюю часть салона удлинили и понизили в ней уровень пола. В таком виде горьковская «скорая помощь» образца 1935 года стала гораздо удобней, и только внешне на тот момент выглядела уже не вполне современно, однако пренебречь унификацией ради коренной модернизации машины ГАЗ в то время не мог себе позволить. Однако то, что не смогли в Горьком, с большим или меньшим успехом осуществляли в других местах. Например, в Москве к 1 Мая 1936 года те же самые мастерские МАСП выпустили экспериментальный экземпляр санитарного автомобиля с кузовом обтекаемой формы, весьма современным для тех лет. Кроме колес, ступицы которых даже снабдили декоративными колпаками, машина внешне уже ничем не напоминала «полуторку»: плавные, скругленные очертания кузова, подобные пропорциям представительского ЗИС-101, наклонные облицовка радиатора и ветровое стекло, хромированный бампер, закрытые обтекаемые крылья – все эти новшества не могли не восхищать всех тех, кто видел тогда эту «скорую». На этом образце, названном (опять же условно!) СП-36, была увеличена ширина салона и улучшено внутреннее оборудование: мягкие сидения, верхние носилки, поднимавшиеся до потолка, что давало возможность лучше расположить возможное меньшее количество больных. Сзади установили рессоры длиной 1900 мм, а поперечную рессору впереди заменили двумя продольными. И, конечно же, в дополнение к ним на обоих мостах применили амортизаторы. СП-36 оборудовалась также сиреной, пневматическим сигналом и прожектором (сбоку от ветрового стекла). 5,5-метровая 2,4-тонная машина с семью больными, санитаром и водителем развивала скорость порядка 70 км/ч. 3 июня 1936 года эту новаторскую «санитарку» передали на Центральную станцию «Скорой помощи» института имени Склифосовского, где она и эксплуатировалась в течение нескольких лет. Возможно, что таких машин было изготовлено несколько. Известны и другие попытки создания более обтекаемого санитарного кузова на шасси ГАЗ-АА. Однако производственных мощностей для полноценного серийного выпуска подобных машин в те годы в СССР не нашлось. А Горьковский автозавод между тем, обобщив всесоюзный опыт постройки и эксплуатации многочисленных разновидностей санитарных кузовов на шасси «АА», продолжал совершенствовать свой санитарный вариант, максимально унифицированный с базовой моделью, которой к 1938 году стал слегка модернизированный ГАЗ-ММ с более мощным 50-сильным двигателем. Возросшее значение работ по машине диктовалось острым их дефицитом. Так, на 1938 год медицинская служба РККА была укомплектована специальным автотранспортом всего лишь на 10% от потребности. В 1936 - 1937 годах на филиале ГАЗа в Канавино (тот самый бывший завод «Гудок Октября») было выпущено около 660 экземпляров более ранней версии «санитарки» (тип «194»), а с конца 1937 года там начали собирать санитарный автомобиль, известный под индексом ГАЗ-55 (иногда – ГАЗ-55-С или М-55), получивший самые стилистически законченные и в то же время строго функциональные очертания. Его опытный образец был собран в начале 1937 года, а в феврале был уже предъявлен в Москве заказчику. ГАЗ-55 имел длину 5425 мм, ширину 2040 мм, высоту 2340 мм и в снаряженном состоянии весил 2370 кг. Он был рассчитан на перевозку четырех лежачих и двух сидячих больных (раненых) или двух и пятерых соответственно, либо – десяти сидячих. Подвеска автомобиля также имела усовершенствованную переднюю и облегченные и удлиненные задние рессоры, и была укомплектована дополнительно шестью амортизаторами от ГАЗ-М1 (четыре на задней и два на передней оси). Мягкие сидения с пружинами были откидными и крепились к стенкам шарнирно. Два трехместных из них располагались по бокам кузова, а два одноместных разместили у передней перегородки. Полужесткие спинки боковых сидений служили одновременно и ограждением для окон. Носилки с ранеными загружались санитарами снаружи через заднюю двухстворчатую дверь. В салоне они укреплялись головными концами на каретки, а ножными – вверху подвешивались на ремнях к потолку, внизу же – ставились на пол. Имелись вентиляционные люки и отопительный калорифер (также от выхлопных газов). Машина комплектовалась буксирными крюками спереди и буксирным прибором сзади, двумя запасными колесами (по довоенной комплектации). Максимальная скорость ГАЗ-55 составляла 70 км/ч, расход топлива – 18,5 л на 100 км, а запас хода по шоссе с полной нагрузкой – 215 км. В отзывах военных отмечалось, что, благодаря малым габаритам кузова и хорошей проходимости, ГАЗ-55 с успехом может применяться на передовых участках автотранспортной эвакуации. И действительно, узкий компактный кузов ГАЗ-55 оказался весьма удобен для езды по глухим и извилистым лесным дорогам, а мягкая сбалансированная подвеска делала путь даже по откровенным ухабам не столь тряским и болезненным. Способствовало проходимости и неплохое распределение веса: с полной нагрузкой на задний ведущий мост приходилось 66% всей массы машины, а на переднюю ось – 34%. К 1942 году конструкцию ГАЗ-55, как и всех выпускавшихся в то время моделей, значительно упростили применительно к военным условиям. Внешне это выразилось в угловатых передних крыльях, которые не штамповали, а гнули; таких же упрощенных задних; отсутствии одной фары и многих других второстепенных деталей. Кстати, санитарные машины, в отличие от остальных, имели разрешение на движение с одной фарой без светомаскировки даже во время воздушной тревоги, так как полная светомаскировка делала их работу невозможной. Санитарные «полуторки» эксплуатировались либо с поднятыми светомаскировочными сетками, либо при включенной лобовой фаре с освещенным знаком красного креста на темном фоне. С середины же 1944 года светомаскировка с левой фары была упразднена совсем. ГАЗ-55 являлся самым распространенным санитарным автомобилем на фронтах Великой Отечественной, но далеко не единственным. Наряду с ним и всеми другими «СП», для перевозки больных применялись еще с довоенных времен и автобусы ГАЗ-03-30 на шасси той же «полуторки», и похожие, но несколько отличавшиеся кузовами, автобусы на шасси ГАЗ-АА производства Авторемзавода № 2 Автотранспортного управления Ленсовета (АТУЛ, Ленинград). Кроме них, а также наскоро переделанных грузовиков и пассажирских автобусов, трофейных и импортных «санитарок», попадались иной раз на фронтовых дорогах и трехосные «неотложки» на базе грузовиков Горьковского автозавода. Изначально именовавшиеся как штабные трехосные автобусы на базе ГАЗ-ААА с салоном, аналогичным ГАЗ-03-30, и выпускавшиеся с 1936 по 1944 годы под индексом ГАЗ-05-193, получили распространение и как санитарные. Вопреки распространенной цифре, их было построено вовсе не 237 штук (это данные всего лишь за 1 год), а 2528 или 2529 экземпляров, поэтому получить представление об этих автобусах в динамике можно и по кадрам военной кинохроники, и по кинофильму «Небесный тихоход», снятом в 1945 году. В начальных его кадрах появляется самый настоящий «санитарный» ГАЗ-05-193 весьма оригинального вида. Более того, на базе ГАЗ-ААА разрабатывался в свое время даже трехосный бронированный санитарный автомобиль БА-22! Но конечно, по сравнению с количеством ГАЗ-55, остальные типы медицинских машин были на фронтах значительно более редкими. Даже после разрушительной бомбежки Горьковского автозавода в 1943 году выпуск «55-х» был возобновлен и окончательно свернут только в 1950-м. Вопреки распространенной цифре в 9000 экземпляров, согласно заводским данным «санитарок» ГАЗ-55 с 1938-го по 1950-й годы было изготовлено в общей сложности 12369 штук (другие данные дают еще большую цифру), причем более 4500 из них были выпущены уже в послевоенное время. Но даже и после 1950 года кое-где на периферии некоторое количество «полуторок» все еще переоборудовали в некое подобие ГАЗ-55. Ну кто же не помнит знаменитую фразу шофера Эдика из «Кавказской пленницы»: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!..»? Так вот, «пылесос» этот тоже не являлся ГАЗ-55, а был самоделкой, построенной с использованием узлов от ГАЗ-51, ленд-лизовского Ford-G8T, и лишь кабины с капотом и оперением от довоенной «полуторки». Однако, для 1965 года, когда снимали «Кавказскую пленницу», и такой «самодел» с довоенными штампованными крыльями уже являлся значительным раритетом. В послевоенные годы немалое количество ГАЗ-55 продолжало нести свою службу. Часто, где-то в глубинке были в ходу даже довоенные экземпляры. Однако постепенно все они ветшали, приходили в негодность, заменяясь более новыми ПАЗ-653 или легковыми автомобилями с красным крестом. К 1970-м годам санитарных «полуторок» практически уже не осталось. Лишь на киностудиях, где имелись средства на приобретение старой техники (благо, тогда снималось множество фильмов о войне), коротали свой век последние из ГАЗ-55 и им подобных. Их можно видеть в кадрах фильмов «Повесть о настоящем человеке», «Мир входящему», «Дом в котором я живу», «Блокада» и других. Увы, со временем и эти последние уникальные экземпляры ГАЗ-55, к которым так и не проявили должного интереса (не смотря на призыв Е. И. Прочко со станиц популярного некогда журнала «Техника-Молодежи»), тоже канули в небытие. Поэтому в настоящее время все санитарные «полуторки» целиком и полностью стали очередной автомобильной легендой, доходящей до нас лишь в кадрах старой кинохроники, да на ветхих пожелтевших фотографиях"
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
и фото 1.
Изображение
1.jpg (76.99 КБ)
Изображение
2.jpg (99.73 КБ)
Изображение
3.jpg (90.28 КБ)
Изображение
8d8957f066d3.jpg (80.83 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
2.
Изображение
1000516358.jpg (19.1 КБ)
Изображение
1296456466_18.jpg (21.61 КБ)
Изображение
1296456472_06.jpg (29.7 КБ)
Изображение
1296456474_02.jpg (31.94 КБ)
Изображение
1296456474_21.jpg (30.67 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
3.
Изображение
1296456485_23.jpg (24.67 КБ)
Изображение
1296456487_33a.jpg (32.57 КБ)
Изображение
1296456477_42.jpg (26.5 КБ)
Изображение
1296456501_34.jpg (28.64 КБ)
Изображение
1296456502_35.jpg (20.95 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
4.
Изображение
1296456509_16.jpg (36.09 КБ)
Изображение
1296456510_22.jpg (40.91 КБ)
Изображение
1296456510_26.jpg (30.73 КБ)
Изображение
1296456515_44.jpg (35.03 КБ)
Изображение
1296456503_30.jpg (26.38 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
5.
Изображение
1296456516_20.jpg (36.91 КБ)
Изображение
1296456520_46.jpg (22.6 КБ)
Изображение
1296456525_01.jpg (31.64 КБ)
Изображение
1296456525_41.jpg (32.54 КБ)
Изображение
1296456526_05.jpg (25.31 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
6.
Изображение
1296456527_04.jpg (35.43 КБ)
Изображение
1296456532_32.jpg (21.8 КБ)
Изображение
1296456533_28.jpg (23.8 КБ)
Изображение
1296456534_47.jpg (27.01 КБ)
Изображение
1296456539_55.jpg (34.7 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
7.
Изображение
1296456541_03.jpg (21.45 КБ)
Изображение
1296456546_11.jpg (37.97 КБ)
Изображение
1296456553_07.jpg (28.21 КБ)
Изображение
1296456540_38.jpg (32.29 КБ)
Изображение
1296456540_52.jpg (24.76 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
8.
Изображение
1296456563_24.jpg (23.15 КБ)
Изображение
a64836754374.jpg (30.81 КБ)
Изображение
afb8773e4502.jpg (37.51 КБ)
Изображение
e958b821aa64.jpg (59.42 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
9.
Изображение
Ford-AA_1931.jpg (15.98 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
10.
Изображение
Noginsk_skoraya.jpg (16.79 КБ)
Изображение
NVE00514.png (95.46 КБ)
Изображение
img13_196.jpg (12.93 КБ)
Изображение
MV 90-84.jpg (14.65 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
11.
Изображение
oborona.jpg (16.39 КБ)
Изображение
p1010044_210.jpg (8.43 КБ)
Изображение
sanit2.jpeg (16.25 КБ)
Изображение
sanit3.jpg (11.27 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
12.
Изображение
zis_rentgen.jpg (15.63 КБ)
лень моделиста - двигатель модельных производителей!!!
 
опытный санитарный автомобиль на базе ГАЗ-А 1934г.
 
Pandora Charms Sale Clearance Air Force 1 Shoes Louboutin Shoes Air Max 90 Pas Cher Polo Ralph Lauren Louboutin Heels Timberlad Boots Red Bottoms Shoes Pandora Jewelry Yeezy Beluga 2.0 Yeezy Shoes Louboutin Shoes Nike Outlet Jordan Retro Pandora Charms Sale Clearance Lebrons Shoes Pandoras KD Shoes Puma Shoes For Women Pandora Canada Jordan 11 Adidas Outlet Pandora Bracelet Air Max Pandora Adidas Shoes For Women Louboutin Shoes Nike Shoes For Men Longchamp Le Pliage Moncler UK Nike Shoes For Women Red Jordan 11 Moncler Outlet
Страницы: 1
Читают тему