Происхождение конструкции корпуса адмиралтейской модели
Хорошо известная и примечательная конструкция набора с одним футоксом, частично перекрывающим флор и топтимберс, является отличительной чертой модели построенной в Адмиралтейском стиле. Неизвестна точная дата появления моделей с наборным корпусом, но наверняка она приходиться на начало 17 века. Самое раннее письменное упоминание о такой модели, оставлено Мастером-корабелом Финеасом Петтом (Phineas Pett) в 1634 году. Эта модель должна была служить в качестве примера для постройки корабля 'Ройал Соверин' (Royal Sovereign) 1637. Современник так описывает эту модель: '...сделана так, что каждую деталь внутри ее можно было видеть, для чего оставлена не обшитой планками; очень точная и радует глаз...'. О схеме продольных и поперечных связей в модели Петта ничего неизвестно, но нет причин, по которым можно было бы считать, что она отличалась от таковой на более поздних моделях.
Благодаря тому, что сохранились самые ранние образцы моделей, можно сделать заключение, что к середине 17 века постройка наборных необшитых планками моделей вошла в традицию. Ставиться под сомнение тот факт, отображала ли схема набора Адмиралтейских моделей реально существовавшую в практике кораблестроения, иными словами 'стилизованную', либо же упрощенную, разработанную модельных дел мастерами для постройки моделей копий. Последнее в какой-то мере соответствует действительности, так как общие принципы кораблестроения второй половинный семнадцатого и восемнадцатого веков оставались неизменными.
Но, скорее всего, нам необходимо будет обратиться к еще более раннему периоду времени, тому времени, когда были построены первые модели. Очень подробное описание набора корпуса корабля того времени можно найти в работе под названием 'Трактат по кораблестроению', который, как считается, относится к 1625 году. В части, которой дается описание набора корпуса, есть три очень интересных абзаца, первый из которых относиться к флорам:
Флортимберсы составляют определенное количество ребер по обе стороны от миделя, плоских по всей ширине днища, скругленных к верней кромке, которые доходят до высоты первого пролета.
Флоры располагались в соответствии с принципом 'тимберс + интервал', со шпациями между ними (следует оговорится, что согласно книги 'Краткое изложение о практическом судостроении' английского корабельного мастера Финчама в переводе капитан-инженера Михельсона (1841г.) термин 'шпация' используется для обозначения промежутков между штуками дерева набора корпуса судна, поэтому здесь и далее термин использован только в таком контексте - Прим.ред.), которые заполнялись нижними частями футоксов, образуя от носа до кормы сплошной пояс тимберсов, ограниченный пятками футоксов и оголовками флоров, как показано на Рис. 1A. Второй абзац из трактата описывает футоксы:
Футоксы или ребра корабля представляют собой скругленные части изогнутого бруса обработанного по шаблону соответствующего сечения корпуса и соединенные вполунахлест своей нижней частью с оголовком соседнего флора, а в верхней с наваль тимберсом. На больших кораблях футоксы разделены на части, которые соответственно называются верхним и нижним футоксами.
Здесь следует отметить что термин 'вполунахлест' (или косой замок) при наборе корпуса означал, что тимберсы соединялись друг с другом боковыми поверхностями, а не торцами как, к примеру, в соединениях при укладке киля. Когда говорится что косой замок футокса и флора или топтимберса равняется 7 футам, это означает, что концы тимберсов перекрывают друг друга на эту величину. Упоминание 'наваль тимберсов' предполагает то, что пятки топтимберсов соединялись с оголовками футоксов встык, а полунахлест обеспечивался именно наваль тимберсами, как показано на Рис 1В.
В Трактате далее говорится:
Наваль тимберсами называются те части набора, которые относятся к верхнему пролету и представляют собой вставки между верхней частью футокса и нижней частью топтимберса, и которые, часто бывало, изготавливались отдельно от шпангоутов и устанавливались в набор после шпангоутов.