Начинаю свой новый отчет о стройке советского экспериментального тяжелого танка Объект 279.
Модель довольно популярная в силу очень притягательного и экстравагантного вида, напоминающего то ли летающую тарелку, то ли бронированный луноход) Но при этом развернутых, информативных строек я не нашел. По Таком тем более, видел только какую-никакую стройку по Панде. Поэтому опираться практически не на что, кроме собственной внимательности к матчасти и поиску информации. Зато надеюсь стройка в итоге станет полезной.
Что касается самой машины. Как я уже сказал очень интересный прототип, пожалуй ничего столь же необычного в принципе нет. Четыре гусеничных движителя, корпус словно камень "блинчик", выглядит как что-то не из нашего мира. В это сложно поверить, но был создан реально работающий прототип, чем уже оправдывает свое существование в виде модели куда больше, чем куча "бумажных" немцев) В конструкции было применено множество инновационных и не имеющих аналогов решений: гидропневматическая подвеска, четыре гусеницы внутри габаритов корпуса, защита от радиоактивного загрязнения, топливные баки в виде пустотелых опорных балок ходовки. Больше интересного можно прочитать в журнале "Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра" №6, 2015
Теперь почему я выбрал Таком. Эту модель в 1/35 выпускают аж три производителя: Amusing Hobby, Takom, Panda. Я был владельцем первых двух. Точнее история такая. Купил с начала Amusing, почему-то веря в этого производителя и думая что у них лучший вариант. Лежала коробка, никого не трогала. Настал момент когда я решил прояснить для себя на сколько Amusing хорош. Поискав информацию и в ру-сегменте и за рубежом я сильно засомневался в своем выборе. Окончательно меня убедил этот обзор сравнение всех трех. Могу со всей ответственность сказать что Amusing это не модель Объекта 279, это в лучшем случае вольная фантазия на основе, в чем вы сами убедитесь перейдя по ссылке. Корма и противокумулятивные экраны не выдерживают никакой критики. Единственный плюс - хорошо собираемые траки. Но какой же это плюс при таких ошибках копийности. Теперь по Takom vs Panda. В целом по мат.части оба не плохи. Но у Panda совершенно не адекватная имитация литья, а кое где это литье еще и в не положенном месте (крышка МТО). Поэтому владельцы Panda поголовно шпаклюют башню и делают текстуру литья заново. Опять же, убедиться в этом можно по ссылке ранее, а так же посмотрев как выглядит башня у реальной машины. И париться с исправлением этого дела придется слишком много и тяжело. У Такома таких проблем нет: литье похожее и на том месте, где должно быть. В укор Такома же ставят менее детальную по сравнению с Пандой ходовку и хрупкий "слоящийся" пластик. Я внимательно просмотрел все катки, ленивцы, ведущие звездочки, балансиры траки - нигде не увидел сколь либо существенной разницы с прототипом. Разве что балансиры у Панды имеют более жирный "гребень", но глядя на реальную машину я не уверен что они изобразили это точнее Такома, скорей наоборот. Хрупкость пластика так же не заметил. Может он и не столь податлив и гибок, как у эталонных наборов, но каких-то серьезных проблем не создает. Единственное что у Такома хуже, так это необходимость склеивать траки, каждый в отдельности, что может вызывать некоторые неприятности в естественности провисов когда мало опыта. Но так ведь и у Панды т же, тут как раз лучше только никуда не годный Амусинг. Если это сильно напрягает в любом случае покупать придется металлические траки. А вот передняя часть балок ходовки у Такома точно лучше уже тем, что нет шва в самом видном месте, как у Панды.
Итоговое мнение - Таком однозначно лучший набор Объекта 279 (можно поставить ему 5), Панда тоже не плоха (4-ка), ну а про Амусинг надо забыть (2). Хотя конечно владелец каждого набора будет уверен что именно его лучший) Это скорей информация для тех, кто собирается брать. Ну а я осознав какой Амусинг дно, продал его в не тронутом состоянии и купил Таком. И вот только спустя год до него дошли руки.
UPD: Еще не много на тему концептуальных отличий Такома и Панды. Если вы хотите изобразить модель с откинутыми боковыми экранами, вам стоит выбрать Панду, так как они у нее отлиты отдельными деталями. При этом в наборе Такома есть возможность сделать совсем мифический вариант со 152мм гаубицей, она идет как альтернатива стандартной пушке и в наборе есть две башни. Так же у Такома имеется фигурка бойца в костюме хим.защиты.
Вот что мы имеем в начале: Набор Takom 2001 Фототравление Voyager PE35640 к нему Точеный ствол RB 35B133, заявляется для Panda, но я уверен что смогу его без проблем вкорячить в Takom Точеный ствол пулемета КПВТ RB 35B21 Замечательную антенну для советской БТТ послевоенного периода Magic models MM3570 Набор фар Elf 3501, не факт что понадобятся, но могут
Металлические траки брать не стал. Традиционно их избегаю без острой необходимости. А там посмотрим.
До сих пор с ужасом вспоминаю кривые и плохо подгоняющиеся надмоторные кожухи на решетки... Хотя это может мне так повезло) неплохой наборчик так то, башня запасная до сих пор где то валяется наверное)
Лежит такой наборчик. Года 3. Но пока рано. Этот из трех лучший. Почему? Там еще мужик в пиджаке. Вернее, в ОЗК. И с калашом. Тоже брутально ии инопланетно. Посмотрю, как мастер работает. Может чо подгляжу, поучюсь, а там и созрею.
Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца; кто хочет воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы.
Поискал серьезные ошибки набора. Нашел пока два и оба связаны с геометрией.
Вот тут отлично видно как много на левой стороне башни не хватает "наплыва"
А здесь таких же "наплывов" не хватает в нижней части кормы. В наборе она куда резче в углах, в реальности форма сглажена.
В обоих случаях буду править двукомпоненткой и считаю это обязательным к правке.
Кроме того решил поменять крупные болты на корме, так как из набора они идут без шайбы. У меня есть пробник MasterClub, подходят MC435063. Более мелкие тоже без шайбы, но у них такой размер что шайбы уже по любому видно не будет, просто не рационально. Замену не считаю обязательной, для себя решил что хочу поменять.
Ну, по башне, кроме отмеченного, есть еще несколько вопросов... Дайте несколько фото Вашей башни с разных ракурсов - постараюсь показать. Я собирал модель Панды - башня там, насколько я вижу, не лучше, но и не хуже чем у Такома (примерно на одном уровне). Пришлось нарастить объем и исправить геометрию в нескольких местах - у Такома та же беда... Да, литье брони на башне у Такома показано лучше... но после доработок башни (долепливание недостающих объемов и выведение геометрии), фактуру брони придется переделывать по всей площади башни (чтобы она была однородной)... Так что, этот "плюс" Такома можно спокойно вычеркнуть...
За это время завершил все работы снизу, если не считать гусеница) Ну и катки не подчистил от срезов.
Итак, для начала швы в передней части балок ходовки. Они будут видны и по умолчанию там совсем что-то невразумительное:
Проложил двукомпоненткой так мелко, как смог) Место не простое, не сделать нормальное углубление чтоб закрепить. По бокам пришлось выровнять микро-трещины шпатлевокй. Из-за нее швы толком не видно, но после грунта поверьте, все будет.
Дальше - всякие разные недостающие швы по днищу. Из обязательных отмечу швы по кругу балок и на корме, отметил стрелками. Это будет видно и их реально недостает. Остальное в зависимости от вашей требовательности)
Сгладил кормовую геометрию, о которой упоминал ранее. А так же сделал имитацию следов газорезки на торцах балок, предварительное размягчив пластик клеем:
Собрал ведущие звездочки и привод к ним. Тут надо шпатлевать все стыки, так как место видное и они очень хорошо видны. Отдельно отмечу сборку звездочек, внимание! У меня в наборе все половинки при сочленении приводили к тому, что зубцы шли не параллельно друг другу. Я однажды столкнулся с этой подставой в другой модели, теперь проверяю. Так вот это ужасная подстава, ведь если склеить как из коробки идет, то у вас гусеницы просто не встанут. И придется звездочки разве что распиливать лобзиком заново. Поэтому проверяйте и если зубцы не параллельны, вырезайте кусочек паза и сопоставляйте на зубцы на глаз. Что я и сделал.
Собрал какие-то тросы на откидные экраны. Кстати не смотря на ровный ряд катков нужно быть очень внимательным с балансирами. При сборке они совсем не обещают вам ровную линию. А учитывая что их 24 (6*4) вероятность их кривой позиции очень высока. И это косяк Такома я считаю. Мой совет - клейте все балансиры максимально быстро, ставьте на плоскость и правьте, пока клей не засох намертво.
Вклеил 6-ть П-образных скоб непонятного назначения, срезав предварительно то, что было отлито на их месте. Кстати обращу внимание. В наборе травления предлагается клеить их наоборот и вставлять туда 0.5мм пруток. На фото отчетливо видно что там не цилиндрическая форма и не такой толщины, как предлагаемый пруток. Поэтому я развернул скобы, подточил концы и вклеил их без прутка наоборот:
Ну и последнее - буксировочные крюки и защелки к ним:
Дмитрий Шаврин пишет: Ну, по башне, кроме отмеченного, есть еще несколько вопросов...
Дайте несколько фото Вашей башни с разных ракурсов - постараюсь показать.
Я собирал модель Панды - башня там, насколько я вижу, не лучше, но и не хуже чем у Такома (примерно на одном уровне). Пришлось нарастить объем и исправить геометрию в нескольких местах - у Такома та же беда...
Да, литье брони на башне у Такома показано лучше... но после доработок башни (долепливание недостающих объемов и выведение геометрии), фактуру брони придется переделывать по всей площади башни (чтобы она была однородной)... Так что, этот "плюс" Такома можно спокойно вычеркнуть...
Отличное предложение и я не буду от него отказываться. Завтра сделаю фото по кругу и выложу. Но что касается фактуры. Если переделывать только то, что я указал, то заливать всю площадь точно не надо. Я знаю как имитировать такую фактуру в рамках ровной двукомпонентки бормашинкой. Вот если уже больше половины башни, тогда да. Просто предлагаю не быть столь категоричным заранее) А по факту - увидим что будет.
В качестве примера доработок могу показать свою стройку. Она не идеальна, но я и не стремился в данной модели добиться идеального копирования... стройка из категории "быстрая"....)))) В интернете есть немало отличных строек этой модели - нужно просто поискать... Имитацию фактуры брони я делал с помощью тамиевской нитрошпаклевки.
Дмитрий Шаврин пишет: В качестве примера доработок могу показать свою стройку. Она не идеальна, но я и не стремился в данной модели добиться идеального копирования... стройка из категории "быстрая"....)))) http://panzer35.ru/forum/47-16033-1
Да, именно эту стройку я и упомянул еще в первом сообщении. Наиболее интересное там про лишние детали если хочется строить гипотетически строевую машину. А я так и хочу. В остальном хотелось бы богаче описание и больше ссылок на доказательства)
- Ребро на такомовской модели идет параллельно основе.
На реальной машине ребро имеет более сложную форму - сначала оно идет горизонтально, потом немного спускается от кормы к носу. На фото, кстати, это не так заметно, как на реальной машине.
- На крыше башне абсолютно нет сварных швов, которых на реальной машине предостаточно.
Вот эта деталь у Таком выполнена неправильно. Наплыв более сглаженый, практически не выделяющийся из борта башни. Нет внутренних углов, показанных стрелками. Нужно добавлять объема на борт, выводя общую с наплывом поверхность.
Вы правильно отметили недостаточный объем в районе прицела. Но выводить и добавлять объема нужно на значительно большей поверхности.
Обратите внимание на то, что вырез под зрачек дальномера у Такома неправильный.
Это, как раз, следствие недостаточного объема и неправильной геометрии в этом месте.
Нижняя грань башни доходит на реальной машине практически до самой маски. У Такома она размазывается, не доходя до нужной точки.
Боолее того, как и у Панды, эти места у Такома заужены. Переход от маски к борту башни должен быть более резкий, без зауженности. Ну, схематично и грубо это можно показать так (вид сверху)))))
Интересная стройка намечается. Ствол от РБ модел кстати 1 в 1 совпадает с родным стволом Панды, мне кажется это тупо переточенный в металл пластик... ну хотя хоть шов делать не придется.
Дмитрий Шаврин пишет: О каких доказательствах идет речь? Доказательствах чего?
Я считаю в стройках нужно прилагать фото историческое или волкэраунд, которое подтверждает каждый особый нюанс, не очевидный и упущенный производителем. Либо в некоторых случаях цитаты из материалов, книг. Это я называю опорой на фото или письменные доказательства.
Это вообще не стройка. Это фотосессия модели на пяти этапах: итог сборки, итог грунтования, итог прешейдинга, итог базы, финальное фото. Без единого слова и промежуточных нюансов. Автор имеет полное право на такое, но мне такая информация практически никак не помогает. Поэтому я и сказал что информативных строек по Такому, да и по Объекту 279 в целом не нашел.
Цитата
Дмитрий Шаврин пишет:
Цитата
Вячеслав пишет: видел только какую-никакую стройку по Панде
значит, это про мою модель... спасибо...)))))
Дмитрий, считаю важным пояснить, не беря свои слова назад. Я ничего не планировал говорить про вашу модель, это характеристика исключительно стройки, то есть информативной части. Мне там не хватает описаний нюансов, ссылок на фото или исторические документы, какие-то еще интересные вещи на каждом этапе. Не хватает сопровождающей информации. А так как это для меня является стандартом оформления стройки, поэтому я ее охарактеризовал как "какая-никакая". Повторюсь, ее никто не обязан так для меня оформлять, но и я даю ей оценку такую, какую вижу. Надеюсь мы поняли друг друга)
Про остальные комментарии по башне. Большое спасибо! Много полезной информации, это именно то, что я от строек и ожидаю: взаимный обмен информацией с сообществом. Башней займусь следующим этапом, сейчас занимаюсь верхней частью корпуса)
Вячеслав пишет: Я считаю в стройках нужно прилагать фото историческое или волкэраунд, которое подтверждает каждый особый нюанс, не очевидный и упущенный производителем. Либо в некоторых случаях цитаты из материалов, книг. Это я называю опорой на фото или письменные доказательства.
То есть, если моделист что-то исправляет в своей модели, то он обязан мотивировать свои действия фотографиями? А если он этого не делает - значит он просто все выдумывает? Я обычно мотивирую те или иные действия с моделью текстом. Считаю, что если моя стройка кому-то интересна, то он задаст мне вопросы, на которые я с удовольствием отвечу и приведу нужную мотивировку. А если не интересна - к чему загромождать стройку кучей фотографий?
Цитата
Вячеслав пишет: Это вообще не стройка. Это фотосессия модели на пяти этапах: итог сборки, итог грунтования, итог прешейдинга, итог базы, финальное фото.
Роман, к сожалению, удалил процесс создания модели с сайта Панцер35. Но и здесь вполне видны доработки и справления модели. Нужно просто внимательно изучать материал.
Цитата
Вячеслав пишет: Я ничего не планировал говорить про вашу модель, это характеристика исключительно стройки, то есть информативной части.
Да ради Бога... Но, если Вы считаете мою стройку "никакой", то, наверное, нужно начинать фразу со слов: "на мой взгляд...", "по-моему мнению...." или "я лично считаю..." Это, вообще-то общепринятые нормы...
Цитата
Вячеслав пишет: Поэтому опираться практически не на что, кроме собственной внимательности к матчасти и поиску информации.
А на что еще нужно опираться в постройке модели? Тем более, что у Вас, как я вижу, свой собственный подход к строительству модели в плане изображения мелочей...
Еще раз, суммирую: 1) Полезным, на пятерку, описанием стройки я называю ту, в которой есть описание процесса, его нюансов, а не только итоговые результаты. При этом описывается мотивация изменения и переделок, по возможности подтверждается ссылками на фото, документы или аргументированной логикой. 2) Соответственно там, где этого не достаточно, я считаю стройку средненькой. Потому что если я вижу какие-то правки модели на фото, но не вижу пояснения, то мне приходится проверять всю информацию самостоятельно. Я не могу просто взять и воспользоваться, как гайдом, мануалом. 3) Если в посте только итоговые фотосессии промежуточных этапов вообще без текста - это не стройка в принципе. Это галерея. Даже если кто-то удаляет текст, для меня это ничего не меняет, так как я вижу пост с уже удаленным текстом. 4) При этом любые материалы на тему могут быть полезны в разной степени и просто галереи и не слишком информативные стройки. Но они не дают полной и достаточной информации здесь и сейчас, надо копать самостоятельно. 5) Никто никому ничем не обязан и я никогда такого не заявлял. Каждый волен писать любые посты, хоть с двумя фото и одним словом, хоть с 50-ю страницами переписки не по теме. А я в свою очередь волен оценивать строку по полезности в соответствии с вышеописанными взглядами.
И на этом обсуждение этой темы в стройке заканчиваю, я очень подробно сказал все что думаю. Если есть еще вопросы, уместно обсуждать это в личке.
Хотел выложить завершенную область МТО, но что-то объем работ слишком большой, а без новостей стройку оставлять не правильно. Выкладываю что есть. Это примерно 2\3 общего объема. В целом все видно и ясно, но отмечу некоторые нюансы. Начал с замены крупных болтов на болты с кольцами. Приклеил круглые бронеколпаки, видимо вентиляции. Фототравление предлагает под них круглые сетки. Я сделал, но на самом деле не ясно зачем, так как их все равно не видно, щель меньше миллиметра. Кольца крышки МТО сделал из проволоки 0.4, внутренний диаметр 1.4мм (обернул вокруг сверла). Отвратительно отлита в наборе нижняя часть эжекторов. Она тупо не входит в паз в корпусе, значительно больше. Пришлось основание стачивать. Отмечу отдельно сетки вентиляции двигателя, их очень легко оторвать от рамки, так как сетка невероятно тонкая. Мне пару надрывов избежать не удалось. Малейшее нажатие и все. Так что не повторяйте моих ошибок, работайте максимально аккуратно.
Доделал кормовую часть. Из особенностей. С удивлением обнаружил что в наборе фототравления не предлагаются металлические секции банника. И это позор. А делать изкоробочные не вариант вообще. Наверное самое худшее что можно использовать отлитым в пластике, это секции банника(целиком отлитые) и тросы. Поэтому пришлось купить латунную трубку 1мм диаметр внешний, 0.72 внутренний:
Нарезал секций банника и вставил туда проволоку для имитации резьбового соединения. Собрал все остальное. Проволока поручней - 0.8мм.
У выделенной зеленым детали следует высверлить два отверстия:
Далее предстоит фронтовую часть верхней детали собирать ну и бока.
Закончил сборку всего обвеса верхней половины корпуса. Есть нюансы которыми хотел бы поделиться. Начну с триплексов. В травлении они предлагаются в виде прямоугольных "коробок" с пустой прорезью. Решил вклеить туда прозрачный пластик, не самая простая задача учитывая размер и особенно площадь клеевой поверхности {1}. Чтобы триплексы не светились потом золотистым светом изнутри сразу прокрасил внутреннюю часть черным {2}. В собранном виде получилось вот так {3}. Ну а в окончательной сборке на корпусе вот так {4}. Не знаю как потом буду маски на стекла одевать, ни скотч ни блютак лепить не хочу, чтобы не оставлять клеевые следы, которые потом никак не подлезть и не убрать.
Далее, свет. Рамы вокруг сделал из проволоки 0.8мм. Оба корпуса фары - ELf, так как у них внутренняя зеркальная поверхность и лампочка, в отличии от корпуса из набора. Но в случае с правой фарой (левой на фото) это целиком собраная ELF, а в случае с правой - линзовая часть взята из набора, так как она со светомаскировкой. Обратите внимание на разницу в прозрачности, все таки не зря Elf свои деньги берет, хотя кажется чего там, все могут лить прозрачный пластик)
Но замутненность линзы из набора не большая беда, так как элементы светомаскировки все равно прокрашивать в черный цвет и только в нижней половине останется часть прозрачной линзы. Так же 3 провода проводки из 4-х, использовал 0,2мм проволоку. На фару пока не стал, так как фара временно прикреплена и при покраске будет снята.
Трос. В начале про крепления. В фототравлении предлагаются какие-то плоские крюки, по фото видно что это совсем не так. А для зацепа коуша вообще по инструкции не предлагается делать крюк. В общем сделал сам из проволоки во всех нужных местах.
Что касается самого троса и коушей. И в наборе и в фототравлении предлагается какая-то совершенно позорная плетеная проволока никаким образом не похожая на реальный трос. Жил там почти не видно. Даже из веревки будет выглядеть лучше. Поэтому в качестве троса взял оставшийся обрезок Eureka. Тоже понял что не зря они свой хлеб едят, казалось бы проволоку сплести не сложно, но почему-то только они плетут натурально и копийно. Про коуши. В травлении предлагаются смоляные коуши непонятно от чего вообще. Они просто "детские" по размеру, я даже приложил на фото рядом с коушами из набора. Видно что они вообще не соответствуют оригиналу по размеру. Кроме того у них нет внутренней перекладины, которую очень хорошо видно на фото оригинала и которая есть на коушах из набора. Поэтому однозначно надо использовать те, что идут из коробки.
И последний момент, в качестве рассуждения. Меня удивляет насколько короткий и один трос подразумевается для такого тяжелого танка. Ранее я если встречал, то они были куда длинней, шли через весь корпус и часто их было два. Я сделал максимально длинным пока что, но второй коуш не закреплен и всегда могу укоротить. На исторических фото нигде не нашел трос, видимо в тот момент его не ставили. Кто что думает, почему так и нормальна ли такая длина?
Отдельно отмечу боковые что-то вроде поручней, хотя для поручней это непонятное место и форма. В наборе травления предлагается срезать гребни и приклеить их из железа. Рассмотрев фото реальной машины и детали из набора я понял что это не целесообразно, более того с фототравлением выйдет скорей всего менее аккуратно, точно и копийно. Поэтому советую ставить то, что дают в коробке. В местах крепления сделал легкую имитацию сварки разведенной шпатлевкой.
Все вместе выглядит так
Далее склеиваю две половинки корпуса и ставлю кормовые топливные баки со всей их обвязкой.
Воспользовался выходными чтобы закончить наконец-то корпус окончательно) Собрал две половины. Неровности стыка зашпатлевал и зачистил потом. Собрал внешние топливные баки, закрепил хомутами и добавил отсутствующие трубки, но об этом позже. Баки собираются в целом нормально, но боковины сделаны отвратительно в плане стыкуемости. Они вообще не вставали нормально, пришлось срезать лишнее изнутри бормашиной. Напомнил залет с основаниями эжекторов. Вот вроде хороший набор, но иногда удивляет откровенными косяками. Получилось вот так:
Подробней про недостающие трубки. Их не дают ни в наборе, по причине излишней их тонкости, ни в фототравлении, видимо не травление тут не поможет. Но это одна из ошибок набора в плане матчасти. Эти трубки отчетливо видны на фото реального танка. Видно так же что они очень тонкие, обтянутые внешним кожухом и в целом меньше, чем внешние. Сымитировать их не просто. Нужно либо искать проводок, чтобы внешний диаметр изоляции был в районе 0.4-0.5мм, а сама жила 0.2-0.3. Такие проводки можно найти в магазинах радиохобби, но в наличии редко бывают. Я воспользовался ненужным IDE шлейфом с тонкими жилами, там как раз такой диаметр. Надо аккуратно раскроить шлейф, зачистить срез, но сделать это совсем не сложно. Самое сложное это потом правильно приклеить такую мелочь. На фото то, как трубка выглядит в реальности, пример не правильного диаметра (внутренняя трубка аж больше внешней вышла) и то, как сделал я:
Еще часто встречал жалобы о странно сделанном упоре ствола для походного режима, в том числе что он мешает повороту башни, ствол в среднем положении цепляется. Я не понимаю почему его все оставляют в той позиции, что нарисовано в инструкции. Ведь для него специально есть замок (выделил стрелкой) и даже если вы не делаете рабочим этот упор, вы можете его правильно вклеить с этим замком-стойкой. Это к тому же и верно для боевого режима будет.
Все, дальше перехожу к башне) Там много работы, благодаря разъяснениям Дмитрия Шаврина на первой странице я теперь это знаю.