Регистрация Вход
Страницы: 1 2 След.
RSS
Инкерман - крымский Афон
 

Всем доброго дня. Решил сегодня рассказать о своем путешествии в Инкерман, имевшем место 14 августа сего года. Будет много букв, а также фото и кадров видео. До этого в Инкермане я побывал дважды – в 2007 и 2010 годах, оба раза это были организованные экскурсии, на которых все не посмотришь. Поэтому я решил в третий раз отправиться «своим ходом». Сначала автобусом «Гурзуф – Севастополь» доехал до Ялтинского кольца, что уже недалеко от Севастополя. По пути сделал несколько снимков.

Рисунок
03 Мыс Айя.jpg (155.07 КБ)
 

На Ялтинском кольце пересел на автобус №103.

На фото: Ялтинское кольцо и расположенный неподалеку от него памятник киевским гусарам – участникам Крымской войны.

 

103-й автобус довез меня до остановки «Втормет», оттуда до интересовавших меня объектов рукой подать.

На фото: указатель на монастырь св. Климента, туннель под железнодорожным полотном, источник св. Климента и монастырское кладбище.

Рисунок
08 Туннель.jpg (209.83 КБ)
Рисунок
07.jpg (276.91 КБ)
 

В первую очередь я поднялся на вершину Монастырской скалы по тропинке, некогда проезжей дороге, частично вырубленной в скале. Слева от тропинки находится грот естественного происхождения.

 

Вот, наконец, и крепость Каламита. Название это греческое, означает «камышовая». По берегам протекающей неподалеку реки Черной камыш и вправду произрастает. Крепость построена византийцами во второй половине VI века, при императоре Юстиниане I или его ближайших преемниках. Тогда крепость имела 4 башни, соединенных куртинами толщиной около 2,4 метра. Перед стенами был вырублен ров. Кладка первоначальных стен и башен состояла из двух параллельных рядов хорошо отесанных блоков, пространство между которыми было заполнено забутовкой из ломаного камня. Крепость входила в состав грандиозной оборонительной системы Херсона. Есть мнение, что в VIII веке, когда почти весь Крым был захвачен хазарами, крепость забросили, но оно не подтверждено и не опровергнуто. В 20-х годах ХV века крепость радикально перестроена феодоритским князем Алексеем. Начертание защитной линии осталось прежним, но старые стены и башни разобрали практически полностью и соорудили новые, на сей раз из бутового камня. Башен теперь стало пять. Крепость защищала порт, находившийся на берегу Ахтиарской бухты, в паре километров от самой крепости. В 1433 году генуэзцы сожгли крепость (о чем я уже раньше рассказывал: http://karopka.ru/forum/messages/forum168/topic16235/message594678/#message594678 ), но феодориты ее затем восстановили. Последнюю серьезную реконструкцию крепости произвели турки вскоре после завоевания Крыма (1475 год). Они утолстили стены и башни, соорудили одну новую башню. Крепость получила новое название – Инкерман, в переводе с турецкого «пещерная крепость». После присоединения Крыма к России в 1783 году крепость утратила военное значение.

На фото: башни №№1 и 2. В башне №1 находились крепостные ворота, перед которыми некогда имелось дополнительное укрепление – барбакан. На втором этаже располагался христианский храм, переделанный турками в пушечный каземат. Камень с изображением процветшего креста и надписью «Аз хощу Русь зде учинити» вмонтирован в башню в середине позапрошлого века.

 

Дальше я двинулся вдоль обрыва.

На фото: лестница к пещерным храмам, ныне закрытая железной дверью, осадный колодец и какое-то пещерное помещение.

Рисунок
17 Пещера.jpg (237.8 КБ)
 

Вид из крепости. Обломки на противоположном берегу реки Черной – это гора Уч-баш. Когда-то в этой горе имелись штольни, в которых в период севастопольской обороны 1941-42 годов располагался целый подземный город со складами, госпиталями, школами, детским садами и заводом по производству боеприпасов. Все это было взорвано 28 июня 1942 года, когда немцы находились в нескольких десятках метров от штолен. Внутрь взорванной горы время от времени пытается проникнуть всякий охочий люд, но дело это чрезвычайно опасное. Завалить может очень легко, да и боеприпасов там лежит немеряно, при взрыве сдетонировали далеко не все.

 

Впрочем, возвращаемся к главной теме экскурсии, т.е. к древностям. Полуразрушенный пещерный храм, в который можно спуститься по скальной лестнице. Датируется ХIV веком. Помимо храма здесь еще имелись усыпальница и крещальня.

 

Вид на турецкую башню. При турках там находилась тюрьма. Камни на переднем плане – все, что осталось от построек начала прошлого века – храма Николая Чудотворца и других монастырских помещений. Они не пережили войну. Картинка 26 – старая открытка, показывающая, какие они были.

 

Могильные плиты – вовсе не остатки кладбища, а остатки монастырской мастерской по изготовлению надгробий. Здесь же имеются и два захоронения советских военных – бортмеханика Медведева, погибшего в 1938 году и участника обороны Севастополя пулеметчика Дмитриченко, погибшего в 1942 году.

Рисунок
28 Могилы.jpg (225.3 КБ)
 

В районе турецкой башни в крепостном рву имеется пещерный комплекс, включающий в себя также один храм. Пещеры, как предполагается, высечены в ХV веке при феодоритской реконструкции крепости.

 

Еще парочка видов крепости.

 

По соседству с крепостью имеется старый выработанный карьер. Здесь добывали знаменитый инкерманский камень, из которого построена вся старая часть Севастополя. На дне карьера – озеро. Вода в нем из того самого источника св. Климента. Я не отказал себе в удовольствии искупаться в озере. Вода теплая, градусов так 28 (а воздуха – 36). На кадре видео 41 – какой-то местный обитатель, кажется, утка.

Изображение
41 Карьер.jpg (121.42 КБ)
Рисунок
37 Карьер.jpg (182.26 КБ)
Рисунок
40 Карьер.jpg (204.92 КБ)
Рисунок
38 Карьер.jpg (190.03 КБ)
Рисунок
36 Карьер.jpg (171.54 КБ)
Рисунок
39 Карьер.jpg (221.37 КБ)
 

Потом я отправился в монастырь св. Климента. Церковное предание связывает его основание с учеником св. Петра и третьим папой Римским Климентом, сосланным в Инкерман за проповедь христианства и здесь же впоследствии казненным. Однако по мнению ученых монастырь возник не ранее XII века, а скорее всего – в ХV-м, в период реконструкции крепости Каламита. Княжество Феодоро тогда стало богатым и процветающим, да к тому же обзавелось собственным портом, что требовало создания памятника всем этим приятным событиям. В те годы таковым памятником мог стать только храм или монастырь, каковой и был основан. В средние века он носил имя св. Георгия. После турецкого завоевания обитель пришла в упадок, хотя не совсем ясно закрылась ли она совсем или какая-то жизнь здесь теплилась. На момент присоединения Крыма к России монастырь не действовал, его заново открыли только в 1850 году. Поначалу монастырь влачил жалкое существование. В главном храме стоял корабельный парусиновый иконостас, пожертвованный Черноморским флотом, а монахов насчитывалось всего четверо. Но спустя десятилетие нашлись богатые спонсоры, благодаря которым монастырь стал богатым и процветающим. В 1926 году его закрыли, правда, храмы еще несколько лет продолжали действовать как приходские, но к началу 30-х годов их все закрыли. Вновь обитель восстановлена в начале 90-х годов прошлого века.

На фото: монастырская гостиница – единственная наземная постройка, сохранившаяся с дореволюционных времен. Она сильно пострадала в войну, долгое время пребывала в руинах и восстановлена несколько лет назад. Фото 43 сделано мной в 2007 году. Остальные монастырские постройки – это новоделы.

 

Первым по пути встречается храм Троицы.

 

Затем мы видим вход в монастырский дворик, тихий и уютный. Здесь имеется памятник бойцам 25-й Чапаевской дивизии, оборонявшим Севастополь. Плиты, ныне находящиеся на памятнике, первоначально крепились прямо к скале. Здесь же находится и вход в пещерные храмы.

 

Пещерный храмовый комплекс в скале – наиболее древняя часть монастыря. От входа наверх ведет скальная лестница, которая заканчивается прямоугольным помещением, возможно, бывшей трапезной. Если идти назад, то все три находящихся здесь храма расположены справа по ходу движения. Первым идет самый известный храм – базилика св. Климента. За ним – храм Андрея Первозванного. После него – храм св. Мартина, папы Римского. На фото 57 – костница с надписью «Мы были как вы, вы будете как мы». В общем, memento mori! На фото 58 с правой стороны заметно начало лестницы, ведущей к пещерной колокольне.

Рисунок
60 Выход.jpg (167.81 КБ)
 

Выйдя из монастырского дворика и повернув налево, приходим к храму Пантелеймона Целителя. Он был построен в 1888 году в честь «железнодорожного чуда». Если кто не знает – это когда при крушении царского поезда царь Александр III и его семья умудрились уцелеть, хотя в катастрофе погибло более 20 человек. Храм не пережил войны и восстановлен по прежнему проекту уже в этом веке. Алтарная часть храма вырублена в скале. По бокам храма находятся пещерная колокольня и упомянутая выше базилика св. Климента.

 

Рядом с храмом Пантелеймона находится еще один пещерный храм, который в настоящее время восстанавливается.

 

За пределами монастыря в скале имеется немалое количество искусственных пещер. В основном это монашеские кельи. В нишах некогда находились иконы.

 

Вот здесь когда-то находился скит св. Евграфия. Ныне он полностью засыпан землей.

 

Еще более поразительно выглядит расположенная по соседству с Монастырской скалой и отделенная от нее Гайтанской балкой Загайтанская скала. Она вся буквально источена пещерами. Здесь различается 2 пещерных комплекса - один в юго-западной части скалы (25 помещений, в т.ч. 2 церкви), другой в восточной части (96 помещений, в т.ч. 10 церквей). Он является наиболее древним в здешних местах, датируется Х веком. Фото 71-78 – это кадры видео. В принципе, подобраться к скале можно и поближе, но подъем там довольно-таки крутой, а я отправился на экскурсию в пляжных шлепанцах, о чем изрядно пожалел. Тут повсюду растет какая-то колючка, постоянно протыкавшая подошвы шлепанцев насквозь. Только близость святого места удерживала меня от поминания хвостатого. Фото 79 взято из книги Ю. Могаричева «Крым – пещерные города», на нем показано расположение некоторых храмов в восточной части скалы.

 

Пещеры Загайтанской скалы труднодоступны, а потому малоизученны и полны сюрпризов. Достаточно сказать, что церковь №12 выявили только в 2005-м году. В помещение можно попасть лишь при помощи альпинистского снаряжения. Благодаря чему здесь сохранились остатки средневековой фресковой росписи, что для Крыма большая редкость. Привожу описание, сделанное открывателями храма Т. А. Бобровским и Е. А. Чуевой, оно взято из упомянутой выше книги Могаричева, картинка 80 оттуда же:

«В алтарной части фресковые композиции расположены в 3 яруса. В своде апсиды, вероятно, располагалось изображение Вознесения Христова, в котором ныне отчетливо прослеживается фигура ангела, удерживающего круглый медальон мандорлы, а также изображение неизвестного святого, молитвенно обращенного вверх. В конхе апсиды расположена композиция Деисуса с предстоящими Пресв. Богородицей и св. Иоанном Крестителем. В ней необычен лик Христа, изображенного в юношеском возрасте (Христос-Эммануил), погрудно, в сиянии и обрамлении разломанных врат ада...

Нижний регистр алтарной стены занимает изображение святительского чина, представленного образами семи святителей, среди которых св.св. архидиакон Лаврентий, Григорий Богослов, Иоанн Богослов и Василий Великий. Интересно, что последние два изображены с чашами для причастия.

Сохранность фресок наоса хуже, однако и здесь прослеживаются целые композиции. В восточной части свода, в круглом медальоне — изображение Пантократора с седыми волосами и бородой («Христос - Ветхий Деньми»). В простенках восточной стены наоса — фигуры двух неизвестных святых в полный рост.

В надалтарной арке располагается композиция Благовещенья, о чем свидетельствуют характерные изображения св. архангела Гавриила, сходящего с небес Св. Духа в образе голубя, а также сопроводительная надпись: «...Е? ХАРI(ТО)...». Интересной особенностью фрески является изображение в нижнем углу композиции неизвестного святого в царских одеяниях, стоящего на коленях и молитвенно простирающего руки.

В арке западной стены наоса крайне фрагментированная композиция, состоящая из расположенных полукругом фигур святых. Поскольку из нимбов имеет крестчатую прорисовку, полагаем, что здесь изображена Тайная вечеря.

Поверхность свода над боковыми стенами наоса размечена несколькими прямоугольными медальонами с отдельными сюжетными изображениями христологического характера в них. Ныне просматриваются композиции Рождества и Крещения, Воскрешения Лазаря, Преображения, Распятия и Сошествия в ад. Последняя композиция необычна изображениями св. Иоанна Крестителя и св.св. пророков Давида и Соломона, выполненными в отдельных прямоугольных медальонах, расположенных друг над другом».

 

Неподалеку от монастыря св. Климента находится пещерный храм, ныне освященный во имя Димитрия Солунского, а в средние века принадлежавший армянской общине. Он закрыт, и я ни разу не видел его открытым.

 

На левом берегу реки Черной находится пещерный монастырь, датируемый разными учеными ХIII-м, ХIV-м или даже ХV-м веком. В средние века он носил имя св. Софии. В монастыре 22 помещения, в т.ч. 4 церкви. Причем главная из них– это самый большой в Крыму пещерный храм. Его алтарная часть обрушилась в турецкое время. В середине позапрошлого века монастырь возобновили, освятив во имя иконы «Всех скорбящих радость». В начале 20-х годов монастырь закрыли. Война не пощадила отремонтированный главный храм. В последние годы в монастыре проводились какие-то ремонтные работы, однако на входе сейчас стоит решетка, а на решетке висит амбарный замок. Так что снимать пришлось только снаружи.

 

Фото 91 сделано мной в 2007-м году с Монастырской скалы на пленочный «Зенит» объективом «Индустар-51Д». Картинка 92 – старая открытка, показывающая, каким был храм когда-то. Скала рядом – это и есть гора Уч-баш, взорванная в 1942-м.

 

Неподалеку от монастыря св. Софии находится железнодорожная станция «Инкерман I». Напротив станции, в десятке метров от железнодорожного полотна находится небольшой пещерный скит, очевидно, основанный монахами Софийского монастыря. Когда-то здесь имелся десяток помещений, которые в настоящее время засыпаны или разрушены. Уцелел только пещерный храм. Вход в него скрыт густой растительностью, продираться через которую у меня не было никакого желания. Потому фото храма взято из сети.

 

В Георгиевской и Троицкой балках (это далее по ходу железной дороги в сторону Севастополя) тоже некогда имелись пещерные скиты, уничтоженные при строительстве железной дороги. Туда я уже не пошел, да и смотреть там особо и не на что. Фото остатков скита в Георгиевской балке взято из сети.

 

Еще один скит находился в Мартыновской балке. Это уже Северная сторона, довольно далеко от Инкермана. Туда я тоже не пошел. Ибо там тоже смотреть особо не на что – скит располагался в естественном гроте и от него остались только подрубки в скале. В сети я нашел только одно фото грота в Мартыновской балке, возможно, того самого.

 
Интересно и познавательно! Завидую вам белой завистью, тоже захотелось побывать в этих местах.
Страницы: 1 2 След.
Читают тему