Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Великий Медведь, он же Верблюд
 
Всем доброго дня. Решил рассказать об одном небезынтересном крымском объекте. Путешествий я туда совершил несколько, был там в 2006-м и 2007-м. Речь идет об Аю-Даге, Медведь-горе. Само название «Аю-Даг» – турецкое, однако оно являет собой искаженное греческое «Айя-Даг», т.е. «Святая гора». Генуэзцы называли гору «Камелло», в переводе – верблюд.
С геологической точки зрения Аю-Даг являет собой несостоявшийся вулкан. Магма попыталась выйти на поверхность, да так и не смогла. На глубине нескольких километров в среднеюрскую эпоху (160-165 млн. лет назад) образовался массив габбродиабазов. Затем со временем покрывавшие его глины и песчаники разрушились. Длина горы составляет 3,5 километра, высота 570 метров. Гора выдвинута в море почти на 2 километра. Ни с запада, ни с востока нет бухт как таковых (на Южном берегу их вообще нет), однако возлежащий медведь несколько прикрывает здешние берега от особо неблагоприятных ветров. Потому с запада от медведя находится древний населенный пункт Гурзуф, с востока – столь же древний Партенит. Первое упоминание Гурзуфа в письменных источниках относится к VI веку, Партенита – к VIII-му. Гора тоже была населена в средние века. Здесь имелось около десятка деревень, пара-тройка небольших монастырей и не менее семи церквей. Понятно, народ селился здесь не от хорошей жизни. Северная часть полуострова являлась частью Великой Степи, шлявшиеся там кочевники постоянно угрожали набегами. Гора же являлась почти готовой крепостью. С юга, запада и востока склоны обрывисты и почти неприступны. Более-менее доступны северный и северо-восточный склоны. С севера на гору ведет узкая, извилистая и весьма утомительная тропа. По ней сейчас водят пионеров. Однако для войска этот путь совершенно непригоден. Потому здесь никаких оборонительных сооружений не имелось, разве что невысокий парапет, из-за которого на врагов можно было скатить камни или пустить стрелы. С северо-востока имеется дорога, некогда проезжая. Вот здесь супостата ждали, здесь соорудили (в VIII веке) целых три оборонительные стены. В результате гора превратилась в огромную крепость. К оборонительным сооружениям Аю-Дага мы еще вернемся, а сейчас добавлю, что под обрывами юго-западного склона горы, на медвежьей лапе, имелось еще одно село, не входившее в систему «коллективной обороны». Для защиты имелась собственная оборонительная стена. И возвели ее не зря – здесь нашли вонзившиеся в кладку наконечники стрел. Кто победил – осталось неизвестным, но просуществовало это село гораздо дольше поселений на самой горе – до ХV века. В урочище Осман, что под западными обрывами горы археологи нашли поселение античных времен, возможно, греческую факторию. Поселения на горе прекратили свое существование в Х веке. Случилось сильное землетрясение, в результате которого на горе пропала вода, нет ее там и сейчас. Народ переселился в Партенит. А в ХIV-начале ХV века гору застроили храмами. Кроме пары монастырских, их возвели не менее семи. Некоторые - на местах прежних сельских церквей. Это немалое церковное хозяйство пережило османское завоевание, храмы продолжали действовать и при турках. Но у них становилось все меньше верующих. Население массово обращалось в ислам. И храмы угасали один за другим. Последний закрылся в начале XVIII века.

Теперь пойдут картинки. Цветные фото мои, остальное взято из разных источников. Некоторые из фото сделаны пленочными аппаратами. Сначала парочка планов Аю-Дага с указанием наиболее известных достопримечательностей.
Рисунок
00000.jpg (202.02 КБ)
Рисунок
00000_1.jpg (197.28 КБ)
 
Путешествие начинается в парке санатория «Крым». Здесь находится мемориал Иоанна Готского. О нем я уже рассказывал (http://karopka.ru/forum/messages/forum168/topic8247/message197915/#message197915), потому ограничусь одним фото.
 
Дорога на гору, некогда проезжая. И вид вниз.
 
Поляна Ай-Констант. Это татарское название означает «Святой Константин». Здесь находятся руины храма. Судя по названию поляны, храм носил имя святых Константина и Елены. Он являлся центром небольшого монастыря. Сохранился развал камней, оставшийся от монастырской ограды. Предполагается, что отсюда в имение графа Воронцова в Алупке были вывезены две мраморные колонны.
 
Поляну Ай-Констант еще называют «Энергетической». Сюда наведываются сторонники всяческих потусторонних учений. Они строят из здешних камней разнообразные фигуры типа изображенных на фото.
 
А вот и оборонительная стена. Она сложена из глыб местного габбродиабаза насухо, без применения связующего раствора. Ученых долгое время удивляла столь примитивная техника кладки, сооружение оборонительных сооружений Аю-Дага приписывалось древним таврам. Но, как уже сказано выше, все сооружено в VIII веке. Причины же такого примитивизма просты: на горе нет известняка, из которого можно выжечь известь, необходимую для приготовления строительного раствора. Да и доставка с побережья столь же необходимого песка тоже крайне сложна. Ведь общая длина всех оборонительных сооружений несколько километров, песка требовалось несколько тонн. Пришлось обходиться имеющимся. При этом само расположение оборонительных сооружений – весьма грамотное.
 
Поляна Клисуры. Это греческое слово означает укрепления. Здесь имеются развалины еще одного храма. Как он назывался – неизвестно. По размерам и планировке аналогичен храму Константина и Елены. На поляне имеется видовая площадка, откуда открывается красивый вид.
 
Дальше путь лежит на вершину. Поляна вблизи вершины и сама вершина, обозначенная пирамидой из камней.
 
На вершине, т.е. на медвежьей попе имеется кольцеобразное укрепление. В плане оно являет собой неправильную полуокружность. Площадь укрепления – 3 га. Стены сложены в той же манере, что и остальные здесь – без использования строительного раствора. Округлая форма укрепления требовала устройства башен для ведения флангового обстрела. И здесь действительно имеются многочисленные башнеподобные выступы (по оценкам разных авторов – от десяти до восемнадцати). Изнутри к стенам пристроено с десяток хибар. И больше на территории укрепления ничего нет! Ни следов построек, ни культурного слоя, ни даже единичных фрагментов керамики. Возникает вполне естественный вопрос: зачем построено укрепление? Существует предположение, что кольцеобразное укрепление – средневековый аналог оборонительного сооружения, называемого в более поздние времена французским словом «редюит». Такое укрепление сооружалось в тылу основного с целью помешать противнику захватить крепость сразу целиком. Защитники в этом случае могли отступить в редюит, откуда можно было попытаться вышвырнуть врага из крепости. Не получится – тогда добиться более приемлемых условий сдачи.
 
Следующее путешествие – на мыс Монастырский. Т.е. на медвежий нос. По пути находятся остатки казармы таможенников. Аю-Даг в позапрошлом веке, да и в начале прошлого тоже, был чрезвычайно популярен у контрабандистов, возивших табак из Турции. Гора изобилует укромными бухточками, в которых можно было ночью перегрузить контрафактный товар с лодки на ишаков и вывезти. Вот почему здесь находился таможенный пост. Наблюдательный пункт размещался на медвежьей голове.
 
Вот она и голова медведя. На фото 36 внизу виден медвежий нос. Отсюда открываются красивые виды. На фото 43 – остатки наблюдательного пункта таможенников. Внизу, где-то в районе медвежьего носа, под водой лежит каменный крест пятиметровой длины, вероятно, средневековый. Его много раз видели аквалангисты. Обычно крест засыпан песком, но после шторма его можно увидеть. Крест несколько раз пытались поднять, да все неудачно.
 
Еще я попытался спуститься в бухту Панаир. Там некогда находился монастырь. По пути мне повстречался развал камней. Не знаю, естественного он происхождения или искусственного. До бухты я не смог добраться. Понял, что сейчас заблужусь, и вернулся назад. На горе вообще заблудиться очень легко. Тут полно всяких тропинок и многие из них ведут в никуда.
 
Цитата
SAURON пишет:
Само название «Аю-Даг» – турецкое, однако оно являет собой искаженное греческое «Айя-Даг», т.е. «Святая гора».
Как бы кроме турок в мире есть еще тюркоязычные народы. И крымские татары - один из них. Причем, в отличи от турок, кр.татары не только тюркоязычны, но и тюрко-этничны.
Аю- медведь, даг (таг, тау) - гора на всех тюркских языках. Думаю, глядя на "профиль" горы ни у кого не возникнет идей о каких-то священных греках. Медведь-гора, она  и есть Медведь-гора.
 
Потому в бухту Панаир я отправился вплавь с пляжа санатория «Крым». Взял с собой пленочный аппарат в герметичном боксе. Плыть, наверное, с полкилометра. Или больше. Доплыл я только до Малого пляжа. На большее меня уже не хватило.
 
Следующие фото сделаны с катера.
 
И в завершение несколько видов Аю-Дага с разных точек.
 
Цитата
Рустам Азербаев пишет:
Как бы кроме турок в мире есть еще тюркоязычные народы. И крымские татары - один из них. Причем, в отличи от турок, кр.татары не только тюркоязычны, но и тюрко-этничны. Аю- медведь, даг (таг, тау) - гора на всех тюркских языках. Думаю, глядя на "профиль" горы ни у кого не возникнет идей о каких-то священных греках. Медведь-гора, она и есть Медведь-гора.
Однако же генуэзцы увидели здесь верблюда. А гора считалась святой еще до татар. И даже до возникновения христианства. Есть сведения, что на горе находился храм Асклепия, греческого бога врачевания. Археологически он не выявлен. Но археологам вообще здесь работать и работать.
Вообще же названия - это такая вещь... Вот характерный пример - гора Кошка. Она и впрямь похожа на кошку. И все же это название - искаженное татарское "Кош-Кая", т.е. "пастушеская гора". Здесь действительно пасли скотину.
Изменено: SAURON - 05.09.2015 15:42:24
 
Пожалуй, в продолжение темы расскажу о древностях находящегося рядом с Аю-Дагом Партенита. В море, рядом с набережной находится скала Кучук-Аю или Медвежонок – эдакий Аю-Даг в миниатюре. Как и большой медведь, этот состоит из магматических пород. В Средние Века на вершине скалы стояла некая постройка, к которой вела высеченная в скале узенькая дорожка. Сейчас от постройки не осталось практически ничего – разве что следы строительного раствора да фрагменты керамики в расселинах. Высказывалось предположение, что здесь стояла оборонительная башня генуэзского времени. Но скорее всего, это была церковь, аналогичная по размерам и планировке храмам Аю-Дага.
На фото – сама скала и открывающиеся с нее виды.
 
Парочка ночных снимков. На фото 47 хорошо заметна высеченная в скале дорожка.
 
Напротив Кучук-Аю находится скала Кале-Поти, что в переводе с татарского означает «место для крепости». Название не врет – на вершине скалы действительно находилась крепость. Сам я там не был, расскажу, что читал в литературе. Осталось от укрепления очень мало что – еще в турецкие времена жители Партенита растащили здешние постройки на камень. Исследования О.И. Домбровского реконструируют крепость как вполне европейский замок с двумя башнями. Площадь укрепления – как у стандартного советского огорода, шесть соток. Высказывалось предположение, что это консульский замок. Вполне правдоподобно: при генуэзцах здесь консул имелся. Однако новые раскопки, проведенные лет десять назад, показали, что укрепление построено задолго до генуэзцев, хотя когда именно пока не ясно. Так что вопрос о назначении и дате постройки крепости пока открыт.
 
В самом Партените древних построек уже не встретишь. От исторической застройки остались разве что минарет, построенный в позапрошлом веке, да усадьба муллы тех же лет. Сейчас в ней находится православный храм.
Страницы: 1
Читают тему