Регистрация Вход
Страницы: 1
RSS
Детская железная дорога в Киеве
 
Всем доброго дня и с Новым Годом! Расскажу сегодня об одном небезынтересном киевском объекте – детской железной дороге. Долго думал, в каком разделе разместить сей материал – «путешествиях» или «истории». В итоге, остановился на первом, поскольку описываемый объект существует и сейчас. Хотя все «путешествие» от моего дома занимает всего 20 минут пешком.

Самая первая детская железная дорога в СССР появилась в Тбилиси. После чего проекты подобных дорог появлялись по всей стране как грибы после дождя. Не стал исключением и Киев. Первый проект появился здесь в 1937 году. Проект был чрезвычайно амбициозный. Дорога должна была пройти берегом Днепра от Аскольдовой могилы до Петровской аллеи. Проект предусматривал строительство трёхкилометрового пути, двух станций с поворотными кругами, депо, водонапорной башни, двух мостов и тоннеля. Парк подвижного состава должен был состоять из паровоза, тепловоза, электровоза и девяти вагонов различных типов. Помимо детской железной дороги планировалось построить детские шоссейные дороги и даже небольшой детский речной порт! Строительство должно было начаться 1 июля 1938 года, но так и не состоялось.
Второй раз идея строительства детской железной дороги всплыла летом 1950 года. Дорогу предлагалось построить на окраине города, на пустыре в районе печально известного Бабьего Яра. А непосредственно на месте предполагавшейся железной дороги находился нацистский концлагерь. Не в последнюю очередь именно такое мрачное соседство привело к тому, что споры о месте строительства ДЖД продолжались в течение двух лет. Только в 1952 году было принято окончательное решение о начале строительства ДЖД. Дорога сооружалась методом народной стройки. В ней принимали участие железнодорожники Киевского узла, рабочие и служащие промышленных предприятий города, студенты институтов, школьники, курсанты Киевской технической школы, Святошинской школы паровозных машинистов, учащиеся строительного техникума МПС и других техникумов. При постройке использовались рельсы разобранной узкоколейки в Беличах. Подготовкой шести деревянных пассажирских вагонов занялся коллектив Киевского вагоноремонтного завода, а рабочие паровозного депо Киев-Пассажирский переоборудовали для детской дороги паровоз Гр-336 (немецкой постройки). По краю ходового мостика были установлены перила, а на крыше паровозной будки – световой фонарь, как на магистральных ширококолейных паровозах. Поменялось и обозначение паровоза: из Гр-336 он был сначала переименован в ЮЗ-336 (Юный Зализничник – Юный Железнодорожник), а впоследствии в ЮП-336 (Юный Пионер). К открытию дороги была построена петля длиной 1,9 км. В том месте, где сходились обе её ветви, была сооружена станция Техническая. Помимо одного главного пути на ней имелся обгонный путь и один тупик со смотровой канавой. На самой же петле имелось две платформы без какого-либо путевого развития, но, тем не менее, гордо именовавшиеся станциями – Спортивная (в начале 1960-х годов переименована в Яблоньку) и Пионерская. Последняя из них считалась главной станцией ДЖД. Дорога получила название «Малая Юго-Западная».

2 августа 1953 года, в День железнодорожника, по Малой Юго-Западной прошёл первый поезд. Провел его легендарный машинист-стахановец, Герой Социалистического труда Пётр Фёдорович Кривонос, в то время начальник Юго-Западной железной дороги. И только потом управление паровозом было передано юным машинистам Валерию Арятинскому, Анатолию Стеценко и Вадиму Сухонину – они, один за другим, выполнили три рейса. Но это было лишь открытие первой очереди Киевской ДЖД. В день первой годовщины Малой Юго-Западной, протяжённость детской железной дороги увеличилась более чем в полтора раза и достигла трёх с небольшим километров. Силами треста «Мосторемтоннель» был сооружён виадук для пропуска линии второй очереди через овраг. Это сооружение вовсе не хилое даже для обычной железной дороги. Его длина - около 100 метров, а высота 19,5 метров – почти с пятиэтажный дом! С открытием нового участка увеличилось и количество станций. К имевшимся станциям добавилась новая – Комсомольская. На ней не было разворотного треугольника, из-за чего паровоз так и продолжал ходить через рейс тендером вперёд. В остальном же путевое хозяйство Киевской ДЖД являлось образцовым. На пути имелась разметка, выполненная в соответствии со всеми требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог и Инструкции по сигнализации. Кроме пикетных и километровых столбов были установлены даже указатели уклонов и радиусов кривых, знаки начала и конца торможения. Движение по дороге осуществлялось по электрожезловой системе. На станции Пионерская был установлен семафор с компенсатором и тросовым дистанционным приводом из помещения дежурного по станции.
В конце 1950-х годов дорога получила в своё распоряжение ТУ1-001 – один из двух опытных экземпляров, не выдержавших испытаний, а потому не пошедших в серию. А несколькими годами позже ещё один тепловоз – ТУ2-021. Примерно тогда же старые деревянные вагоны были заменены цельнометаллическими вагонами PAFAWAG (польской постройки). В 1960-е годы ходило два состава из четырех вагонов. Составы отправлялись одновременно с Комсомольской и Пионерской и разъезжались на станции Техническая. Стоянка поезда на станциях Пионерская и Комсомольская составляла 20 минут, на Яблоньке–5 минут, Техническую поезд проходил без остановки.
В конце 1960-х годов началась интенсивная застройка окружающей местности. В связи с этим встал вопрос о необходимости переноса детской железной дороги. Проект новой линии в районе ВДНХ не нашёл поддержки у местных властей, поскольку для его реализации потребовалась бы вырубка 1400 деревьев, что для города, признанного самым зелёным в Европе, выглядело недопустимым (к счастью, в тогдашнем горсовете не нашлось никого, подобного Сан Санычу Омельченко). И тогда было принято решение о сохранении ДЖД на прежнем месте, но со значительным укорачиванием. Не позднее 1972 года участок линии от виадука до станции Комсомольская и сама Комсомольская были разобраны, а на их месте построена больница. Оставшийся участок пути сразу за мостом замкнули в кольцо. Протяжённость линии сократилась до 2,8 км. При этом движение поездов осуществлялось как по большому, так и по малому кольцу. В 1986 году движение поездов по малому кольцу прекратилось, а путь использовался только для отстоя подвижного состава.

В середине 1980-х годов дорога получила четыре пассажирских вагона ПВ51. Но из-за слишком низкого уровня комфорта в сравнении с вагонами PAFAWAG они прослужили недолго. Всё же такое пополнение позволило увеличить число составов до трёх по четыре вагона в каждом. Один назывался «Орлёнок», он был окрашен в темно-красный, почти коричневый, цвет. Второй, «Чебурашка» (позже «Малыш»), был светло-зеленого цвета. Третий состав голубого цвета назывался «Пионер». В 1991 году дорога получила два тепловоза ТУ7А (номера 3192 и 3197). Но в этом же году распался Союз и для Малой Юго-Западной начались тяжелые времена. Из-за недостаточного финансирования дорога оказалась на грани закрытия. Штатное расписание сократилось до трёх человек, двое из которых были пенсионерами. Только благодаря усилиям начальника дороги Анатолия Яковлевича Мищенко и энтузиазму оставшихся инструкторов её удалось спасти от закрытия. Но дорога всё же понесла ощутимые потери. Работавший со дня открытия дороги паровоз Гр-336 был куплен частной фирмой для катания иностранных туристов где-то в западных областях. Порезали на металл уникальный ТУ1-001. Позже та же судьба постигла и ТУ2-021. В новогоднюю ночь 31 декабря 1998 года сгорела станция Пионерская. Вандалы разрушили Яблоньку. Но в 2001 году дорога была реконструирована: отстроили Яблоньку, станция Техническая была переименована в Вишенку и теперь стала главной станцией. Пионерскую так и не восстановили, от неё к настоящему времени осталась лишь платформа, поезд здесь не останавливается. Оба тепловоза ТУ7 были приведены в порядок, также были отремонтированы три вагона PAFAWAG, на четвёртый не хватило средств, и впоследствии он был вывезен. Дорога получила тепловоз ТУ2-165, однако в 2006-м его вывезли. На станции Вишенка был построен учебный корпус с 2 классами и компьютерным кабинетом. Тогда же началось и строительство депо, завершенное в 2005 году. Отныне весь подвижной состав отстаивается на ограждённой площадке. В том же году на дорогу вернулся паровоз Гр-336, который теперь водит поезда на открытии дороги и по праздникам. Паровоз прошёл серьёзный ремонт в локомотивном депо Щорс. Особого доверия к «старичку» не было, на первых порах к составу на всякий случай цепляли еще тепловоз. Но старый конь борозды не портит! Паровоз ни разу не подвёл. А сама дорога оснащена полуавтоматической блокировкой, имеется поездная, станционная и локомотивная радиосвязь.

Теперь пойдут фото. Архивные нарыты в сети, современные мои. Вначале фото, сделанные в день открытия дороги на станции Пионерская.
Пользователь добавил изображение
01.jpg (33.54 КБ)
Пользователь добавил изображение
02.jpg (65.16 КБ)
Пользователь добавил изображение
03.jpg (38.7 КБ)
 
Фото разных лет. На фото 10 – к Гр-336 прицеплен вагон ПВ51, входивший в состав поезда «Чебурашка» («Малыш»).
Пользователь добавил изображение
04.jpg (43.7 КБ)
Рисунок
05.jpg (197.04 КБ)
Пользователь добавил изображение
06.jpg (47.2 КБ)
Пользователь добавил изображение
07.jpg (139.61 КБ)
Пользователь добавил изображение
08.jpg (69.13 КБ)
Пользователь добавил изображение
09.jpg (105.38 КБ)
Пользователь добавил изображение
10.jpg (44.92 КБ)
 
Еще парочка цветных фото.
Рисунок
11.jpg (147.56 КБ)
Пользователь добавил изображение
12.jpg (86.04 КБ)
 
Тяжелые времена для дороги.
Пользователь добавил изображение
13.jpg (79.94 КБ)
 
А такая дорога сейчас. Станция Вишенка.
Рисунок
15 Вишенка.jpg (198.13 КБ)
Рисунок
16 Вишенка.jpg (152.92 КБ)
Рисунок
17 Вишенка.jpg (148.74 КБ)
Рисунок
18 Вишенка.jpg (179.28 КБ)
Рисунок
14 Вишенка.jpg (151.83 КБ)
 
Интерьер вагона.
Пользователь добавил изображение
19 Вагон.jpg (105.97 КБ)
 
Станция Яблонька.
 
Виадук.
Рисунок
21 Виадук.jpg (218.63 КБ)
Рисунок
22 Виадук.jpg (195.51 КБ)
Рисунок
23 Виадук.jpg (207.54 КБ)
 
Развилка. Направо уходит малое кольцо.
 
Малое кольцо. Поезда по нему не ходят, но путь поддерживается в исправности.
 
Участок, построенный при укорачивании дороги.
Рисунок
26.jpg (206.6 КБ)
 
Обкатка локомотива.
Рисунок
27.jpg (181.95 КБ)
 
с новым годом!
очень интересная тема, жду продолжение.
отрадно, что нашлись люди восстановившие это чудо.
мы трудностей не боимся, сами их создаем, а, затем, мужественно преодолеваем
 
Бывшая станция Пионерская.
 
Бывшая железнодорожная насыпь ветки, ведущей на станцию Комсомольская. Ныне больничная аллея.
Рисунок
29.jpg (194.94 КБ)
 
Памятник узникам концлагеря, в нескольких десятках метров от железнодорожного полотна. Где-то здесь находилась станция Комсомольская. Её фото разыскать не удалось.
 
Схема дороги. На этом всё.
 
Думаю, автор темы забыл сослаться на источник многих размещённых материалов. Восполню этот пробел: http://www.dzd-ussr.ru/towns/kiev/index.html
И спасибо автору сайта "Детские железные дороги" Дмитрию Сутягину.
 
Кирилл, действительно это один из источников. Всего я их использовал как минимум три.
 
Саурон - Ты прям кудесник на ностальгичесские темы :)
К стати, такого плана дорога есть и Ростове на Дону.
http://www.dzd-ussr.ru/towns/rostov/
Катался там. когда малым приезжали с Отцом в гости к Бабушке-Дедушке :)
Еще раз спассибо за приятные воспоминания :)
Злой Админ!
Снимаю, порчу, ..., с шести часов...
как классно некурить!\0/ )^(
 
Цитата
Phantom1976 пишет:
Саурон - Ты прям кудесник на ностальгичесские темы...  
Там, в Сырецком парке можно много поностальгировать. Сейчас парк похож на лес. А когда-то он был куда более цивилизованный. Там даже танцплощадка была, остатки которой сохранились до сих пор. А еще там бассейн был, в детстве туда плавать ходил. Сейчас в бывшем бассейне живут бомжи.
 
Интересная тема.
Сколько жил и учился в Киеве , ни разу к сожалению там не был..
 
Собственно ДЖД в моём родном Нижнем Новгороде: http://www.dzd-ussr.ru/towns/gorky/index.html
http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=2525 вот тут есть немножко моих фотографий.
Каждый год на 1 июня, день открытия сезона, растапливают паровоз и он водит поезда. Наш Кп4 восстановлен получше Переяславского, и ходит на твёрдом топливе (обычно на дровах), Переяславский - на жидком. Вот только покрашен он не совсем правильно.
 
Могу еще добавить, что в Киеве по кольцу вокруг города ездит ретро-поезд. Фото вот здесь: http://karopka.ru/forum/messages/forum167/topic10017/message478096/#message478096.
Страницы: 1
Читают тему