Регистрация Вход

Линейный корабль "Императрица Мария".

Производитель:
Самодел
Дата размещения:
12 мая 2016 года, 11:00
Раздел галереи:
Корабли
Тип техники:
Военные
Тип двигателя:
Уголь-паровые
Страна-производитель:
СССР–Россия
Масштаб модели:
1:350

Авторизуйтесь, чтобы выставить свои оценки этой модели

Этим полукреслом мастерЪ ГамбсЪ начинаетЪ новую партию мебели. 1865.
 
 Приветствую уважаемых Коллег!
 
Разрешите пригласить Вас на торжественное мероприятие, посвящённое выходу в свет первой модели из Черноморской серии линкоров - модели линейного корабля «Императрица Мария».
 
Краткая историческая справка.
Решение об усилении Черноморского флота но­выми линейными кораблями было вызвано наме­рением Турции приобрести за границей три совре­менных линейных корабля-дредноута, что сразу обеспечило бы ей подавляющее превосходство на Черном море.
Для сохранения баланса сил российское Морс­кое министерство настаивало на безотлагательном усилении Черноморского флота, о чем был сделан 23 сентября 1910 года доклад в Совете Министров. Разработанный на основе доклада и поддержанный председателем Совета Министров П.А.Столыпиным законопроект был принят Государственной думой в марте 1911 года и в мае утвержден императором Николаем II. Из предназначенных для «обновления Черноморского флота» 150,8 млн. руб. на построй­ку трех линейных кораблей, девяти эскадренных ми­ноносцев и шести подводных лодок выделялось 102,2 млн. руб. (остальные деньги предназначались на усиление средств ремонта и базирования фло­та). Каждый линкор, как вскоре было уточнено, сто­ил около 27,7 млн. руб.
А уже 17 октября 1911 года, одновременно с церемонией официальной закладки, новые корабли были зачислены в списки флота под названиями "Императрица Мария", "Император Александр III" и "Екатерина II" (с 14 июня 1915 года - "Императрица Екатерина Великая").
В связи с решением оборудовать головной корабль в качестве флагманского, все корабли серии распоряжением морского министра И.К. Григоровича было приказано называть кораблями типа "Императрица Мария".

     Для ускорения постройки их архитектурный тип и важнейшие проектные решения принимались, в ос­новном, по опыту и образцу заложенных в 1909 году в Петербурге четырех линейных кораблей типа «Севастополь».
Постройку дредноутов по­ручили двум частным заводам в Николаеве.
Один, сооруженный в 1897 году и имевший некоторый судостроительный опыт (две серии миноносцев, баш­ни и машины броненосца «Князь Потемкин-Таври­ческий», ряд гражданских и портовых судов), принад­лежал многопрофильному Обществу Николаевских заводов и верфей (ОНЗиВ), другой,  под маркой Русского судостроительного акционерного общества («Руссуд»),  только еще создавался на передан­ной ему в аренду территории бывшего Николаевс­кого казенного адмиралтейства.
Предпочтение было отдано проекту «Руссуда», кото­рый «с разрешения» Морского министерства вела группа видных, находившихся на действительной службе корабельных инженеров. Они же продолжи­ли и дальнейшую работу на заводе: полковник Л.Л.Коромальди—в должности главного корабель­ного инженера «Руссуда», капитан М.И.Сасиновский — начальника Технического (проектно-технологического) бюро, подполковник Р.А.Матросов — одного из назначенных на корабль наблюдающих инженеров. В результате «Руссуд» получил заказ на два корабля, третий (по его чертежам) поручили строить ОНЗиВ (в обиходе — «Наваль»).
Конструкция корпуса и система бронирования «черноморцев» в основном соответствовали про­екту балтийских дредноутов, но частично были до­работаны с увеличением толщин плит: главного бро­невого пояса с 225 до 262,5 мм, стенок боевых ру­бок с 250 до 300 мм, их крыш со 125 до 200 мм, скоса броневой палубы с 25 до 50 мм.
 Для лучшего восприятия приведу краткую таблицу.
Проектные тактико-технические элементы черноморских и балтийских линейных кораблей
Наименование элементов
Тип «Императрица Мария»
Тип «Севастополь»
ВООРУЖЕНИЕ


Артиллерийское: количество орудий — калибр, мм
12 — 305, 20 — 130
12 — 305, 16 — 120
Торпедное: количество торпедных аппаратов — калибр, мм
4 — 450
4 — 450
БРОНИРОВАНИЕ, мм:


главный броневой пояс
262,5
225
палубы (верхняя + средняя + нижняя)
37,5 + 25 + 25 (в корме)
37,5 + 25 + 25 (в корме)
скосы нижней палубы
50
25
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ


Водоизмещение нормальное, т
22600
23000
Главные размерения, м:


длина по КВЛ
168,00
181,20
ширина с броней
27,36
26,90
осадка
8,36
8,30
Скорость хода, уз
21
23
Мощность турбинных установок, л. с.
26000
42000
 Для защиты от воздушных целей на "Императрице Марии" на каждой их башен Главного калибра было установлено по одному зенитному орудию КАНЭ (75-мм/50) на станках Меллера.
Надвигающаяся война заставляла, несмотря на печальный опыт прошлого, вести разработку рабо­чих чертежей одновременно с постройкой кораб­лей. Обязательство копировать чертежи внутрен­него расположения с линкоров типа «Севастополь» не намного облегчало работы: из-за различия в размерах («Императрица Мария» была короче на 13 м и шире на 0,4 м) почти все чертежи приходи­лось переделывать заново.
Сказывалось на ходе работ и то, что заводы впер­вые строили такие крупные корабли, и столь харак­терные для отечественного судостроения «усовершен­ствования» выполнялись уже в ходе постройки. Они привели к сверхпроектной перегрузке, превысившей 860 т. В результате, кроме увеличения осадки на 0,3 м, образовался (очевидно, от утолщения палубы в носовой части) и досадный дифферент на нос, ина­че говоря, корабли «сели свиньей». По счастью, подъем палубы в носу (на 0,6м) это скрадывал.
В этой лихорадке, когда проектные и достроеч­ные работы сошлись в трудноразделимом клубке противоречий, решения приходилось принимать далеко не оптимальные, а об усовершенствованиях уже нельзя было и думать. Редким, наверное, в этот период исключением стали переделки ходовых мо­стиков «Марии», о чем настойчиво ходатайствовал ее командир капитан 1 ранга К.А.Порембский. Настойчи­вость К.А.Порембского, поддержанного команду­ющим флотом А.А.Эбергардом, лично удостоверив­шимся в неудобствах управления кораблем (даже «адмиральская конура» вблизи рубки не имела отопления), заставила кое-что усовершенство­вать. Мостики «Императрицы Марии», более полно развитые, чем на других кораблях, приобрели необходимое функциональное назначение.
По контракту от 31 марта 1912 года, подписан­ному Морским министерством с заводом «Руссуд» (предварительный наряд был выдан 20 августа 1911 года), «Императрицу Марию» следовало спу­стить на воду не позднее июля, а «Императора Алек­сандра III» — в октябре 1913 года. Полная их го­товность (предъявление к приемным испытаниям) планировалась к 20 августа 1915 года, еще четыре месяца отводилось на сами испытания. Такие вы­сокие темпы, не уступавшие темпам передовых европейских предприятий, были почти что выдержа­ны: завод, сам продолжавший строиться, спустил «Им­ператрицу Марию» на воду 19 октября 1913 года. Это был день большого торжества Черноморского флота, начало его новой эры.
Спуск дредноута стал центральным событием двух чрезвычайно насыщенных дней 17 и 18 октяб­ря. Торжества в присутствии прибывшего из столи­цы морского министра И.К.Григоровича и пришед­ших из Севастополя кораблей — крейсера «Кагул», яхты-крейсера «Алмаз» и канонерской лодки «Те­рец» — проходили по особому церемониалу.
30 июня 1915 года "Императрица Мария" впервые появилась на Севастопольском рейде. И ликование, охватившее в тот день город и флот, было сродни, наверное, общей радости тех счаст­ливых дней ноября 1853 года, когда на тот же рейд после блистательной победы у Синопа возвраща­лась под флагом П.С.Нахимова 84-пушечная «Им­ператрица Мария». И как отголосок тех славных со­бытий звучали слова приветственной телеграммы, в которой верховный главнокомандующий великий князь Николай Николаевич напутствовал новый ко­рабль пожеланием продолжить «традиции своего славного предка в Синопском сражении». Весь флот с нетер­пением ожидал того момента, когда «Императрица Мария», выйдя в море, выметет за его пределы из­рядно осточертевшего «Goeben» (получившего по­сле фиктивной продажи Турции наименование «Султан Селим Явуз», этого, на флотском жарго­не, «дядю» с его не менее надоедливым «пле­мянником» — крейсером «Breslau» («Мидили»).
Почти сразу зародилась и собственная кора­бельная традиция — прослужившего на корабле значительное время офицера награждать особой выделки саблей с накладным на эфес эмалевым изображением иконы Святого Николая Угодника (его выполнил мичман Г.Р.Вирен) и гравировкой назва­ния корабля на клинке. Устав о сабле, разработан­ный кают-компанией корабля, был одобрен коман­дующим флотом и утвержден морским министром.
С 9 по 23 июля 1915 года «Императрица Ма­рия» находилась в сухом доке Императора Николая II в Панаиотовой балке (ныне Северный док). На корабле осмотрели гребные винты, дейдвуды, кингстоны,  провели очистку и окраску обшивки бортов и днища патентованным составом "Моравия" против обрастания (этот состав имел тёмно-зеленый оттенок, что и придало кораблям Черноморского флота характерную цветовую гамму).
Дредноуты по-прежнему оставались без оче­видно необходимой конструктивной защиты. Про­тив мин заграждения испытывали фортралы, про­тив торпед — сети. Устройство их постановки и автоматической уборки устанавливалось в соответ­ствии с патентом английского изобретателя Кемпа: лицензию на его производство ОНЗиВ приобрело с правом применения на всех строившихся в России кораблях. В крайнем случае, для форсирования мин­ных заграждений впереди дредноутов предполага­лось пустить «Синоп» и «Ростислав», для которых уже готовили защитные кессоны.
Но…..
На рассвете 7-го (20) октября 1916 года Севастополь был разбужен серией взрывов на внутреннем рейде. Терпел катастрофу линейный корабль «Императрица Мария» — первый из трёх черноморских дредноутов, вступив­ший в строй в ходе идущей Мировой войны.
Версий взрыва на корабле было (да и сейчас) – предостаточно.
Однако:
    В 1933 году - уже советская! - контрразведка арестовала в Николаеве некоего Вермана – главу германской разведгруппы на судостроительных заводах. В ОГПУ Верман дал показания, что готовил диверсии на строящихся военных кораблях. Он также признался, что руководил разведсетью еще в период 1-й мировой войны. Агенты Вермана работали на ремонтирующихся судах в Севастополе.
Накануне гибели линкора Верман был депортирован из России, а спустя 4 года награжден в Германии Железным крестом...

    Любопытно, что приказ вывести из строя или уничтожить «Императрицу Марию» получал от немецкой разведки и агент «Шарль», на самом деле являвшийся сотрудником русской контрразведки. И все же прямых доказательств причастности германской агентуры к гибели линкора долгое время не было.
Но в конце Отечественной после падения Кёнигсберга в архивах Абвера был, в том числе, обнаружен любопытный снимок:





Известный снимок - пожар на "Марии" после взрывов, но в то же время любопытный во многих аспектах:
1. Точка съемки.
2.Техника съемки.

   Этот снимок сегодня широко растиражирован в Сети, но - с одной особенностью - он является в "интернет-варианте" - моно-снимком. На самом же деле - это - СТЕРЕО-снимок.
Подобная техника использовалась фотографами в начале века точно. Называлась она - "бинокулярная панорамная фотография". Был даже изобретён "специальный "прибор" для их просмотра. Длинная, сантиметров 45 рейка, внизу которой - рукоять для удержания, на одном конце рейки - некоторое подобие оптических очков с линзами, а на другом - подвижная каретка с рамкой-держателем, куда вставляется фотография.
Вставляешь фото, приближаешь-отдаляешь в зависимости от своего зрения к "очкам" - и возникает подобие стереоизображения...
Именно таким и является обнаруженный в Кёнигсберге снимок пожара на "Марии".

   Подобная техника съемки требовала не только тщательного сопряжения точки "стерео-эффекта" двумя объективами, но и "заранее разведанной, выбранной и подготовленной позиции" - к съемке нужно было долго готовиться и тщательно выбирать место и ракурс. Но - для этого нужно было ЗНАТЬ, что и когда произойдет в этой точке, в это время.
    То есть - фотографу, снимок которого потом очутился в архиве Абвера, нужно было знать, что в это время и в этом месте должно было что-то произойти экстраординарное...
 При опрокидывании линкора во время катастрофы многотонные башни 305-мм орудий корабля сорвались с боевых штыров и затонули. Незадолго перед Великой Отечественной войной эти башни были подняты эпроновцами,
При создании ж/д транспортеров ТМ-3-12 в дело пошли 305-мм станки и некоторые другие механизмы, снятые с трехорудийных башен "Императрицы Марии", а также электродвигатели, которые демонтировали при модернизации погребов линкора "Парижская коммуна".
На знаменитой 30-й береговой батарее (ББ№30) на вооружении находились четыре 305-мм орудия в 52 калибра длиной. Из них три (№142, 145 и 158) имели удлиненную камору Военного ведомства (марка орудия «СА»). Четвертое орудие (№149), имело укороченную на 220 мм камору, как у орудий Морского ведомства (марки «МА»). Это выявилось только при испытательных стрельбах в 1934 г. Именно эта пушка №149 и была снята с "Императрицы Марии". Снята первой, еще в 1928-м или в 1929 годах.
И ввиду того, что разнотипность орудий особого влияния на рассеивание при залповой стрельбе не оказала, комиссия по приемке батареи решила оставить пушку на месте, но использовать для нее специально подобранные по весу заряды.
Судьба командиров.
   В августе 1916 года произошла смена командиров линкора. Князь Трубецкой был назначен начальником минной бригады, а в командование «Императрицей Марией» вступил капитан 1 ранга Иван Семёнович Кузнецов. После гибели линкора он был отдан под суд.
  Приговор о его наказании должен был вступить в силу после окончания войны. Но грянула революция, и матросы вынесли свой приговор: бывший командир «Императрицы Марии» без суда и следствия вместе с другими офицерами Черноморского флота был расстрелян 15 декабря 1917 года на Малаховом кургане. Там же и закопан неизвестно где.

Модель.
Модель строилась с нуля.
Выкройки для изготовления каркаса корпуса для модели мне любезно предоставил Алексей Коломийцев.
А при изготовлении всех остальных конструкций пользовался литературой и Интернетом.
 
При строительстве модели использовалась следующая литература:
- AJ-Press - Encyklopedia Okretow Wojennych 30 - Pancerniki typu Impieratrica Maria
-  Корабли Отечества, выпуск 02.  "Линейные корабли типа "Императрица Мария"" (библиотека Гангут -СПб, 1993)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Дредноуты Черного моря" (Новороссийск, 1998)
- Виноградов С.Е. "Последние исполины" (СПб, 1999)
- Виноградов С.Е. "Линейный корабль 'Императрица Мария"" (СПб, 2000)
- Виноградов С.Е. "Императрица Мария" - возвращение из глубины (СПб, 2002)
- Мельников Р.М. "Линкоры типа "Императрица Мария"" (Мидель-шпангоут №81, 2003)
- Айзенберг Б.А., Костриченко В.В. "Линкор "Императрица Мария". Главная тайна Российского флота" (М:Эксмо, 2010)
 
Также при строительстве модели использовалась информация из открытых источников Интернета, в частности с ресурсов:
- http://flot.sevastopol.info/ship/linkor/impmariya.htm
- http://www.nkj.ru/archive/articles/12061/
- http://kreiser.unoforum.pro/?0-25-0
- http://www.dogswar.ru/forum/viewforum.php?f=8
- http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=5346
 
Частично эта информация использовалась мной как справочный материал, а некоторые цитаты из перечисленной литературы и с вышеуказанных сайтов - использованы мной при составлении данной пояснительной записки.
И, конечно же, огромную помощь при создании модели оказали фотографии, как самого корабля, так и его моделей, построенных в разное время и разными людьми.
 
Как и при строительстве предыдущих моделей, под руку шли всякие разные материалы, но, в основном, пластик Evergreen. Листы различной толщины, фигурные бруски, трубки и трубочки…. Ну и любые подручные материалы из квартиры, даже трубочки для коктейля пошли в дело. Очень помогли иголки для иглоукалывания (процедуры есть такие).
Башни ГК были взяты из остатков от моих моделей "Севастопольской" серии.
Все токарные изделия для модели выполнил для меня Владимир Дударев, за что ему огромная благодарность!
Корпус – стандартно: ДП, набор шпангоутов, набивка пенопластом и шпатлёвка обычной строительной шпатлёвкой.
Палуба - мелкорадиальный шпон толщиной всего 0,4мм, Основание из пластика 0,75мм,
А дальше пошло, очевидно, самое интересное из всей этой стройки: нанесение на палубу полос из мюнц-металла, которые предотвращали отрыв палубного настила при стрельбе из орудий Главного калибра.
Полосы из мюнц-металла  наносил на палубу как и ранее - акриловой краской при помощи масок.
Окраска модели – акрил.
Желающие более подробно ознакомиться с процессом создания модели, могут перейти по адресу:  http://karopka.ru/forum/forum190/topic20238/
В заключение хочу сказать следующее: модель мной представлена по состоянию на начало 1916 года.
И ещё.
Многие нюансы из создания, конструктивных особенностей и службы этих красивых кораблей, я приберёг «на потом». Ведь предстоят ещё рассказы и об остальных моделях кораблей Черноморской серии. Надеюсь, что в скором времени Вы их увидите.
В заключение хочется выразить огромную благодарность всем участникам нашего Форума (и не только нашего, и не только Форума), которых не оставил равнодушным процесс создания данной модели.
 
С Уважением, Алексей Лежнев.
 
Оценка модели по параметрам:
Техника исполнения Качество окраски Матчасть
98.7598.8698.98
Средняя оценка: 98.8639 (все оценки)
Популярность модели: 79.19

Комментарии

Страницы: 1 2 3 4 5
Александр Розанов (ROZANOVAV)
Раменское
50 лет
На сайте с 22.03.2015
Александр Розанов (ROZANOVAV)
Добрый день!

Поздравляю с завершением стройки и изготовления очередного шедевра!
Здорово!!!

Удачи!
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
71 год
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Что можно сказать? Палуба выдраена хорошо,а вот боцману выговор-шлюпки зачехлены безобразно.Вода будет скапливаться,а по бортам ваще обрезаны как попало и не принайтовлены.Старпому взять на вид....
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
63 года
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
А вот здесь каким образом вода не скапливается?
Прикрепленные файлы:
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
63 года
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
И вот здесь?
Прикрепленные файлы:
Сергей Ставилэ (Stavile715)
Уфа
24 года
На сайте с 31.03.2015
Сергей Ставилэ (Stavile715)
Мои поздравления!!!Самодел-это огромный труд.Безусловно модель удалась!
Геннадий Завражнев (ученик)
Котовск
49 лет
На сайте с 20.03.2014
Геннадий Завражнев (ученик)
Перечитал всю стройку... Труд, конечно, колоссальный... Шедевральная работа!!! Алексей - Вы Мастер с большой буквы!!!
Прикрепленные файлы:
Геннадий Еретнов (Геннадий Анатольевич)
Сатка
28 лет
На сайте с 27.03.2013
Геннадий Еретнов (Геннадий Анатольевич)
Вот это работа! Отлично вышло!
Сергей (sergejj)
53 года
На сайте с 02.08.2013
Столько вложено труда а иллюминаторов нет,совсем портит вид.Явно видим непрокрас лееров и трапов.Такая мелочь а бросается в глаза.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
63 года
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
По иллюминаторам не понял.....

С Уважением, Алексей.
Кирилл (kokiy 2-7-31)
Нижний Новгород
28 лет
На сайте с 14.07.2014
Кирилл  (kokiy 2-7-31)
ну что тук сказать - та неча сказать..браво!
вместе с тем, предательски поблескивает "ватервейс" под башнями ГК, хотя возможно косяк фото.ну и надо ж ченть сказать-то вредное...)мои поздравления!
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
71 год
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Алекс,а как жеж без придиризмов!?.Можно шлюпки и открытые показать.Сам я кстати стараюсь не зачехлять..Да хорошая работа,хорошая,даже непрокрасов не заметил и что там про иллюминаторы?
Андрей Захаров (AZ-0)
Москва
54 года
На сайте с 30.06.2009
Андрей Захаров (AZ-0)
Цитата:
Вот это работа! Отлично вышло!

+1
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
63 года
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Ну, если Борис выдаёт "придиризмы", то значит модель - зацепила....
Цитата:
Можно шлюпки и открытые показать.Сам я кстати стараюсь не зачехлять..

А это я "экскрементирую"...... открытые - надоели, а вот "с чехлами" - у меня таких ещё не было....

С Уважением, Алексей.
Константин Селищев (Merkator)
Барнаул
68 лет
На сайте с 24.11.2014
Просто здорово!
Удачи в других ЛК.
Сергей (sergejj)
53 года
На сайте с 02.08.2013
Цитата:
По иллюминаторам не понял.....

С Уважением, Алексей.

Еще раз просмотрел фотки.Кое где иллюминаторы просматриваются но они закрашены,в корме их не видно совсем.Может не стоило закрашивать иллюминаторы,смотрелось бы лучше.
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
63 года
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Скорее всего это "дефект фотосъёмки"..... ВСЕ иллюминаторы обрамлены и очищены от краски.
Честное слово!

С Уважением, Алексей.
Светлана (Sвет_лана)
Энгельс
33 года
На сайте с 13.04.2016
Светлана  (Sвет_лана)
Потрясающе!!!
Борис Волконский (Boris2005)
Акко
71 год
На сайте с 01.02.2012
Борис Волконский (Boris2005)
Ну что? Ждать в продаже?Если да то в чем? В смоле или...?
Алексей Лежнев (ПиЛя) администратор
Город-Герой Москва,
63 года
На сайте с 26.10.2009
Алексей Лежнев (ПиЛя)
Вопрос не ко мне...... это, скорее всего, или к Звезде", или к "Комбригу"..... а может быть и к кому-нибудь из китайцев....

С Уважением, Алексей.
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Москва
38 лет
На сайте с 31.12.2011
Игорь Ушаков (Usatiymen)
Это что-то невероятное! Потрясающая работа. Очень красивый корабль. Алексей, мои поздравления с завершением очередного, не побоюсь сказать, шедевра!!! Не терпится рассмотреть корабль "в живую".
Но поворчу насчет фото. Катастрофически не хватает резкости и многим снимкам освещенности. Фото требуется переснять.
Страницы: 1 2 3 4 5
 

Авторизуйтесь чтобы оставить свой комментарий

Алексей Лежнев
Почётный спонсор Каропки
Алексей Лежнев
Логин
ПиЛя
ICQ
561592697
Город
Город-Герой Москва,
Д.Р.
4 октября 1953 года
На сайте с
26 октября 2009 года
Его сообщения на форуме
Его комментарии к моделям
Подписка на обновления

Друзья (88):

  • Сергей
  • Саня
  • Андрей

Группы (3):

Последнее в блоге:



«В небе над сакурой» — интернет-магазин сборных моделей

Реклама на Каропке
Не показывать чат