Испытания опытного образца ЗИС-42, 27 апреля 1942 г.
От базового ЗИС-5В полугусеничный ЗИС-42 отличался наличием гусеничной ходовой части с двумя качающимися тележками вместо задних ведущих колес. Рамка каждой гусеничной тележки состояла из штампованных боковин, жестко связанных опорной ступицей и поперечинами. На концах тележки между боковинами спереди размещалось ведущее колесо, а сзади — направляющее (ленивец). Между ними была балансирно подвешена система из четырех катков, закрытая кожухом. Весь движитель был подвешен балансирно на полуосях заднего моста. ЗИС-42 имел поддон и кожух на передней оси. Для предохранения от ударов движителей при езде по сильнопересеченной местности с нижней стороны платформы на специальных кронштейнах устанавливались четыре ограничительных ролика.
Гусеничная лента (общей шириной 414 мм) представляла собой две резинотканевых ленты толщиной 21 мм и шириной 178 мм каждая, соединённых между собой металлическими накладками. С этими накладками зацеплялись зубья ведущего колеса, а от соскакивания ленты удерживались штампованными плицами, которые крепились к лентам с внутренней стороны. С наружной стороны на лентах закреплялись резиновые башмаки, привулканизированные к стальным основаниям.
При езде по глубокому снегу, болоту использовались лыжи, устанавливаемые на передние колёса.
Модернизированный автомобиль (ЗИС-42М) имел двигатель типа ЗИС-5M (76 л.с.)[2]; [3]. Радиатор и фары прикрывались решёткой для защиты от повреждений.
Технические характеристики ЗИС-42 (ЗИС-42М)[править | править исходный текст]
Двигатель:
марка — ЗИС-5 (ЗИС-5М)
максимальная мощность — 73 (76) л.с.
при частоте вращения — 2300 (2400) об/мин
Масса в снаряжённом состоянии (без груза) — 5268 (5495) кг
Грузоподъёмность:
при движении без прицепа — 2250 кг
при движении с прицепом — 1500 кг
при движении по снежной целине — 1750 кг
Масса буксируемого прицепа — 2750 кг
с перегрузкой — 4750 кг
Количество мест:
в кабине — 2
в кузове — 9 (12-16)
Габаритные размеры:
длина — 6097 мм
длина с лыжами на передних колёсах — 6745 мм
ширина — 2360 мм
высота по кабине (с нагрузкой) — 2170 (2162) мм
высота по тенту (с нагрузкой) — 2900 (2944) мм
База:
от оси передних колёс до оси качания гусеничной тележки — 3810 мм
от оси передних колёс до оси каретки опорных катков — 3685 мм
от оси передних колёс до оси передней звёздочки — 2550 мм
опорных катков гусеничной тележки — 1135 мм
Колея:
передних колёс — 1546 мм
гусеничного движителя (по серединам гусениц) — 1705 мм
Ширина гусениц:
полная — 414 мм
рабочая — 356 мм
Дорожный просвет:
под передним мостом — 318 мм
под задним мостом — 375 (390) мм
Среднее удельное давление с грузом на платформе:
гусеничного движителя на твёрдом грунте — 0,299 (0,304) кг/см²
гусеничного движителя на снежной целине при погружении на 100 мм — 0,266 (0,277) кг/см²
лыж под передними колёсами — 0,12 кг/см²
Емкость бензобаков: 180 литров
Расход топлива:
по шоссе — 47,5 л/100 км
по сухому просёлку — 73,4 л/100 км
по грязному просёлку — 90,2 л/100 км
Запас хода:
по шоссе с прицепом — 390 км
по лесным и просёлочным дорогам с прицепом — 197 км
Максимальная скорость:
расчётная — 35,9 (41,8) км/ч
полученная на серийных машинах — 33 (35) км/ч
Преодолеваемые препятствия:
максимальный подъём по грунту с прицепом — 17°
максимальная высота вертикальной стенки — 0,32 (0,47) м
Машины на базе ЗИС-42
Пожарный автомобиль на шасси ЗИС-42
ЗИС-42М (модель), Государственный Политехнический музей (г.Москва)
На базе ЗИС-22М и ЗИС-42 были созданы два экспериментальных образца самоходных установок, которые не пошли в серию:
ЗИС-41 — полубронированный тягач для 122-мм гаубицы М-30 и самоходная установка с 57-мм пушкой ЗИС-2 (машина создана на базе ЗИС-22М в КБ артиллерийского завода №92 в г. Горький и проходила испытания с ноября 1941 года)[4].
ЗИС-43 — полубронированная самоходная установка с зенитной автоматической 37-мм пушкой 61-К (создана на московском заводе ЗИС на базе серийного ЗИС-42, проходила испытания с ноября 1942 года)[5].
Здесь необходимо отметить, что совпадение в обозначении носит случайный характер — в отличие от зенитной ЗИС-43, ЗИС-41 создавалась не на московском автомобильном заводе имени Сталина, а в КБ артиллерийского завода №92 в г. Горький, который также носил имя Сталина[4] (его продукция - артиллерийские орудия ЗИС-2, ЗИС-3 и другие).
зис 42
Военные автомобили
Всё, что связанно с военным автотранспортом, легковым и грузовым.
Это открытая группа. В неё может вступить любой желающий.
Это видимая группа. Ее наличие видно всем пользователям.
Это открытая группа. В неё может вступить любой желающий.
Это видимая группа. Ее наличие видно всем пользователям.
Не показывать чат